Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу № А04-1573/2011

(извлечение)

7 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
14 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска от 4 апреля 2011 г. № 1456/16 в предоставлении выбора земельного участка в собственность за плату, по заявлению от 24 марта 2011 г. № 3082з, для размещения объекта розничной торговли, в квартале 161 г. Благовещенска; обязании администрации г. Благовещенска:
- в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, для размещения объекта розничной торговли в квартале 161 г. Благовещенска, согласно заявлению ООО "АФК" от 24 марта 2011 г. № 3082з;
- в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату и направить ООО "АФК" копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка заключить с ООО "АФК" договор купли-продажи земельного участка.
Требования заявителя обоснованы тем, что 24 марта 2011 г. общество в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлением № 3082з о предоставлении в собственность за плату земельного участка в квартале 161 г. Благовещенска, для размещения объектов розничной торговли.
Письмом от 4 апреля 2011 г. № 1456/16 администрация г. Благовещенска отказала в предоставлении запрашиваемых земельных участков, т.к. на территорию 161 квартала не разработаны проекты планировки и межевания.
На момент обращения общества с заявлением, никаких ограничений на предоставление земельного участка в собственность не было, соответственно администрация должна была изготовить, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка.
Основание, изложенное в оспариваемом решении о невозможности предоставления земельного участка ввиду отсутствия проектов планировки и межевания квартала 161, не основано на законе.
Из этого следует, что обеспечение подготовки документации по планировке территории поселения является обязанностью органа местного самоуправления, которая не может быть возложена на ООО "АФК", обратившееся с заявлениями о предоставлении земельного участка в границах данной территории. Соответственно, отсутствие такой документации не может быть признано достаточным и законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... в соответствии с утвержденной ...".

Ответчик требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Представил письменный отзыв на иск, пояснил, что отсутствие документации по планировки территории в запрашиваемой части явилось объективным препятствием для предоставления, запрошенного земельного участка. Кроме того, в соответствии с ч. 3, 4 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска земельные участки для киосков и павильонов предоставляются администрацией города Благовещенска только на праве аренды; передвижные нестационарные объекты размещаются на территории города Благовещенска на основании договора на право размещения передвижного нестационарного объекта в соответствии утвержденной схемой размещения. Договор заключается по результатам проведения конкурса на право размещения передвижных нестационарных объектов.
Данным положением для каждого из объектов предусмотрен свой обязательный перечень документов прилагаемых к заявлению. Истцом при подаче заявления не была определена разновидность предполагаемого к размещению объекта на запрашиваемом земельном участке (т.е. истцом не был соблюден установленный порядок подачи заявления на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска).
Предоставление земельных участков на праве собственности для размещения объектов розничной торговли на территории муниципального образования города Благовещенска настоящим нормативно-правовым актом не предусмотрено.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в заявлении. Представил письменные обоснования заявленных требований с учетом отзыва ответчика, судебную практику, имеющую отношение к настоящему спору, выкопировку из карты территориальных зон города Благовещенска.
Представитель ответчика настаивал на позиции изложенной в письменном отзыве на заявление представленном ранее.
Выслушав заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
24 марта 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" обратилось в администрацию города Благовещенска с заявлением № 3082з о предоставлении в собственность за плату земельного участка в квартале 161 г. Благовещенска, для размещения объектов розничной торговли.
Письмом от 4 апреля 2011 г. № 1456/16 администрация города Благовещенска отказала в предоставлении запрашиваемых земельных участков, т.к. на территорию 161 квартала не разработаны проекты и межевания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... в суд за защитой ...".

Полагая, что основание, изложенное в письменном отказе администрации в предоставлении запрашиваемых земельных участков не основано на законе заявитель обратился в суд защитой своих прав и интересов.
Оценив доказательства и доводы сторон суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, для целей, не связанных со строительством урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии с частью 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 статьи 34).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из ответа администрации города Благовещенска от 4 апреля 2011 г. № 1456/16, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, явилось отсутствие документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, запрошенный ООО "Амурская финансовая компания".
По совокупности положений главы 5 Градостроительного кодекса РФ границы застроенных и незастроенных земельных участков определяются в соответствии с проектом планировки и межевания территории.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41).
Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территории.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, отсутствие документации по планировке и межеванию территорий является объективным препятствием для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, следовательно, исполняя свою обязанность по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков администрация города Благовещенска правомерно отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
Кроме того, поскольку обжалуемый отказ от 4 апреля 2011 г. № 1456/16 содержит указание администрации города Благовещенска на отсутствие в заявлении ссылки на конкретный объект розничной торговли, под размещение которого запрашивается земельный участок в квартале 161, судом исследуется обоснованность доводов ответчика об отказе, в том числе и по данному основанию.
Суд полагает, что требование администрации города Благовещенска о конкретизации указания в заявлении объекта розничной торговли обоснованно, поскольку, в пределах предусмотренных законом полномочий Благовещенской городской Думой решением от 24 февраля 2011 г. № 22/20 утверждено Положение о порядке размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживании, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска.
Настоящее Положение определяет порядок размещения, порядок начала и принципы эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска вне зависимости от организационно-правовой формы субъектов предпринимательства, прав на указанные объекты, прав на земельные участки, на которых размещаются или эксплуатируются данные объекты. Положение распространяется на вновь устанавливаемые и существующие нестационарные объекты торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг.
Согласно ч. 3, 4 Положения:
- земельные участки для киосков и павильонов предоставляются администрацией города Благовещенска только на праве аренды;
- передвижные нестационарные объекты размещаются на территории города Благовещенска на основании договора на право размещения передвижного нестационарного объекта в соответствии с утвержденной схемой размещения. Договор заключается по результатам проведения конкурса на право размещения передвижных нестационарных объектов.
Данным Положением для каждого из объектов предусмотрен свой обязательный перечень документов прилагаемых к заявлению.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, исходя из указанного принципа, для сохранения баланса интересов жителей города Благовещенска и законных интересов граждан или организаций, заинтересованных в предоставлении земельных участков, для размещения объектов розничной торговли, муниципальным образованием правомерно установлены дополнительные условия или правила размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживании, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска.
Следовательно, поскольку заявителем не была конкретно определена разновидность предполагаемого к размещению объекта, размещение которого предполагается на запрашиваемом земельном участке, не соблюден установленный порядок подачи заявления на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска, к заявлению не приложен пакет документов, предусмотренный указанным Положением, то несоблюдение установленных обязательных условий также говорит в пользу обоснованности отказа администрации города Благовещенска в предоставлении запрашиваемых земельных участков на территории 161 квартала.
Кроме того, настоящим нормативно-правовым актом не предусмотрено предоставление земельных участков на праве собственности для размещения объектов розничной торговли на территории муниципального образования города Благовещенска, что также объективно препятствует вынесению положительного решения о предоставлении испрошенного заявителем земельного участка, поскольку общество просит предоставить земельный участок в собственность за плату.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" требований следует отказать.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 2000 руб.
При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в иске расходы по уплате пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями ст. 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ суд

решил:

в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ, отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015) от 4 апреля 2011 г. № 1456/16 в предоставлении выбора земельного участка в собственность за плату, по заявлению от 24 марта 2011 г. № 3082з, для размещения объекта розничной торговли, в квартале 161 г. Благовещенска, отказать полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru