Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2011 г. по делу № А33-3116/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клондайк" (ИНН 2426004833, ОГРН 110245001088)
к Администрации Мотыгинского района Красноярского края (ИНН 2426001769, ОГРН 1022401510450)
о признании недействительным отказа от 17.12.2010 № 2714 в предоставлении субсидии согласно программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства",
без участия сторон,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Клондайк" (далее: заявитель, ООО "Клондайк") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Мотыгинского района Красноярского края (далее: ответчик, администрация) о признании недействительным отказа от 17.12.2010 № 2714 в предоставлении субсидии согласно программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства".
Заявление принято к производству. Определением от 11.04.2011 возбуждено производство по делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства для участия в судебное заседание не явились.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Клондайк" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1102454001088.
Из материалов дела следует, что 23.11.2010 ООО "Клондайк" представило в администрацию заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной Порядком предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства, утвержденным Постановлением администрации Мотыгинского района от 27.07.2010 № 312.
Письмом за номером 2714 от 17 декабря 2010 года администрация Мотыгинского района разъяснила, что объем финансирования районной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Мотыгинском районе на 2010 - 2012 годы" на 2010 год составил 2.5 млн. руб. В программу вошли не все претенденты на предоставление субсидии. Администрация района готова рассмотреть проект ООО "Клондайк" в 2011 году в рамках районной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Мотыгинском районе на 2010 - 2012 годы".
Расценив указанное письмо администрации в качестве отказа в предоставлении субсидии согласно программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства", заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается арбитражным судом в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а не часть 3.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относит внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Факт соответствия ООО "Клондайк" вышеприведенным требованиям администрация не оспаривает.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Решением Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 22.09.2009 года № 27-310 утверждена районная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Мотыгинском районе на 2010 - 2012 годы".
В рамках названной программы разработан Порядок предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства (далее - Порядок), утвержденный Постановлением администрации Мотыгинского района от 27.07.2010 № 312, который устанавливает условия предоставления муниципальной поддержки в форме субсидий на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности вновь созданным субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с указанным Порядком субсидии предоставляются в размере 50 процентов от произведенных субъектом малого предпринимательства расходов (с учетом НДС - для получателей субсидий, применяющих специальные режимы налогообложения, и без учета НДС - для получателей субсидий, применяющих общую систему налогообложения), связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности, но не более 550 тыс. рублей одному субъекту малого предпринимательства в течение одного финансового года.
Вышеназванные субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных районной целевой программой "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Мотыгинском районе на 2010 - 2012 годы" и бюджетом района на текущий финансовый год, а также межбюджетных трансфертов из федерального и краевого бюджетов (пункт 10).
Субъект малого предпринимательства для получения субсидии представляет в администрацию города документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения (пункт 3.1).
Администрация не позднее чем в двадцатидневный срок со дня регистрации заявки рассматривает представленные документы и принимает решение о предоставлении муниципальной поддержки в форме субсидий. Решение о предоставлении субсидии оформляется распоряжением администрации Мотыгинского района на основании протокола комиссии (пункт 9).
В пятидневный срок с момента принятия решения о предоставлении субсидии Администрация Мотыгинского района представляет в финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района: реестр получателей субсидий по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку; копию распоряжения о предоставлении субсидии.
Финансовое управление на основании представленных документов, производит перечисление бюджетных средств на лицевой счет Администрации, открытый в Территориальном отделе казначейства Красноярского края по Мотыгинскому району (пункт 14).
Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования Администрации как получателя средств бюджета в соответствии с представленными администрации района в Казначейство платежными поручениями на перечисление субсидий с лицевого счета Администрации района на расчетные счета получателей, указанные в заявлении о предоставлении субсидии, открытые ими в кредитных организациях.
Субсидия считается предоставленной в день списания средств со счета Администрации на расчетный счет получателя субсидии (пункт 16).
Факт соответствия заявителя условиям предоставления субсидии, равно как и представления соответствующей требованиям заявки ответчиками не оспаривается, подтверждается материалами дела.
При этом доказательства рассмотрения заявки ООО "Клондайк" в установленном порядке в материалах дела отсутствуют.
Как следует из объяснений ответчика (Администрации Мотыгинского района Красноярского края) заявление ООО "Клондайк" не рассматривалось, так как поступило во время заседания комиссии. После окончания заседания заявление было зарегистрировано в установленном порядке (протокол от 23.11.2010 № 2), но не рассмотрено в установленный Порядком срок.
Как следует из содержания статей 2, 18, 55 Конституции Российской Федерации, с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 г. № 244-О, от 7.02.2002 г. № 16-О, от 05.07.2001 г. № 130-О, от 07.06.2001 г. № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 г. № 15-П, от 30.07.2001 г. № 13-П, соотносящихся в позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении от 20.01.2009 по делу "Компания "Сюд фонди СРЛ" и другие (Sud Fondi Srl and Others) против Италии", деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу вышеприведенных норм Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Мотыгинском районе на 2010-2012 годы", Порядка предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства, отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявки, соответствующей условиям субсидии.
Согласно п. 4 Порядка субсидии предоставляются субъектам малого и (или) среднего предпринимательства со дня регистрации в течение двадцати четырех месяцев.
Представленный ответчиком протокол заседания комиссии для рассмотрения документов получателей субсидий, субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.03.2011 № 5 подтверждает фактическую возможность предоставления субсидии в указанный срок.
При таких обстоятельствах, представленный в письме отказ Администрации Мотыгинского района по невыплате субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Порядком предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "Клондайк".
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2).
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5).
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, а также баланс частных и публичных интересов арбитражный суд полагает необходимым в качестве восстановительной меры обязать Администрацию Мотыгинского района Красноярского края рассмотреть по существу заявление ООО "Клондайк" от 22.11.2010 о предоставлении субсидии (с учетом того, что решение о предоставлении субсидии в соответствии с протоколом от 04.03.2011 в материалах дела не представлен).
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
ООО "Клондайк" при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей (чек-ордер от 05.03.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Клондайк" удовлетворить.
Признать незаконными отказ Администрации Мотыгинского района Красноярского края в предоставлении субсидии, изложенный в письме от 17.12.2010 № 2714, как не соответствующий Порядку предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства, утвержденный Постановлением Администрации Мотыгинского района от 27.07.2010 № 312.
Обязать Администрацию Мотыгинского района Красноярского края восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя, а именно в десятидневный срок рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Клондайк" от 22.11.2010 о предоставлении субсидии.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрации Мотыгинского района Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Клондайк" 2000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru