Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу № А33-3351/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Красноярского края
к службе по ветеринарному надзору Красноярского края
к краевому государственному казенному учреждению "Красноярский отдел ветеринарии"
об оспаривании действий по проведению проверок 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010; предписания от 08.09.2010 № 8,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Шуваево-1",
при участии:
представителя заявителя: Лабынцевой М.С. (до и после перерыва), действующего на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

первый заместитель прокурора обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по ветеринарному надзору Красноярского края, а также к КГБУ "Красноярский ветотдел" об оспаривании действий по проведению проверок 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010, акта проверки от 08.09.2010 № 87, а также предписания от 08.09.2010 № 8.
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.03.2011 возбуждено производство по делу.
Указанным определением выделено в отдельное производство требование Прокуратуры Красноярского края о признании незаконным акта № 87 проверки цеха, расположенного по ул. Цементников, 59 "б" в г. Красноярске (дело № А33-3609/2011). В рамках настоящего дела рассматриваются требования об оспаривании действий по проведению проверок 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010, а также предписания от 08.09.2010 № 8.
Представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
До перерыва представитель заявителя поддержал ранее заявленное ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 10 часов 30 минут 16 июня 2011 года до 10 часов 40 минут 17 июня 2011 года.
После перерыва представитель заявителя уточнил (письменно) наименование ответчика по делу в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, просил считать одним из ответчиков по делу краевое государственное казенное учреждение "Красноярский отдел ветеринарии".
Указанное уточнение действующему законодательству не противоречит, прав других лиц не нарушает, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом принимается.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Из материалов дела следует, что КГБУ "Красноярский ветотдел" (впоследствии - краевое государственное казенное учреждение "Красноярский отдел ветеринарии" (КГКУ "Красноярский отдел ветеринарии")) 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010 проведены проверки деятельности общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" по реализации обществом молока из принадлежащих ему бочек, располагавшихся в г. Красноярске по ул. Свердловской, 13 "б", ул. Говорова, 48, ул. Судостроительной, 95, ул. 60 лет Октября, 50, ул. Тимошенкова, 81 "а".
По результатам проверки ветеринарными врачами КГБУ "Красноярский ветотдел" составлены акты обследования объекта от 05.06.2010 № 135/10, от 08.06.2010 № 304/10, от 08.06.2010 № 305/10, от 17.06.2010 № 328/10, от 25.06.2010 № 66/10, от 23.06.2010 № 354/10 соответственно, в которых отражены нарушения ООО "Шуваево-1" отдельных положений Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом от 16.11.2006 № 422), Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
21.07.2010 в службу по ветеринарному надзору поступило обращение Тимошенко С.В. о приобретении ею некачественного "Шуваевского" молока, которое явилось основанием для издания руководителем службы по ветеринарному надзору края приказа от 21.07.2010 № 49 о проведении 23.07.2010 внеплановой выездной проверки юридического лица - ООО "Шуваево-1". В установленный срок предусмотренное приказом мероприятие проведено не было.
08.09.2010 УВД г. Красноярска составлен акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО "Шуваево-1", расположенного по ул. Цементников, 59 "б", из его содержания следует, что проверка юридического лица проводилась совместно с начальником отдела службы по ветеринарному надзору Красноярского края Ковалевой Л.И.
08.09.2010 службой по ветеринарному надзору Красноярского края ООО "Шуваево-1" выдано предписание об устранении выявленных нарушений (части из них - немедленно, части - в срок до 20.09.2010), об устранении нарушений сообщить по указанному в предписании адресу.
Письмом исполняющего обязанности начальника управления Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами от 22.09.2010 № 51-41-6879 в адрес прокурора Красноярского края для рассмотрения направлено обращение Бугачева В.И. от 10.09.2010 № 3745 о сложившейся на сельхозпредприятии ООО "Шуваево-1" ситуации.
По результатам проверки руководителю службы по ветеринарному надзору Красноярского края Килину М.П. выдано представление от 25.10.2010 № 7/4-01-2010 об устранении нарушений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Полагая, что действия КГБУ "Красноярский ветотдел" по проведению 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010 проверок деятельности ООО "Шуваево-1", а также выданное обществу службой по ветеринарному надзору Красноярского края предписание об устранении выявленных нарушений от 08.09.2010 противоречат требованиям нормативных актов и нарушают права ООО "Шуваево-1", орган прокуратуры обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела (в том числе из ходатайства органа прокуратуры о восстановлении срока на подачу заявления) следует, что о нарушении ответчиками требований действующего законодательства при проведении проверок и вынесении оспариваемого предписания заявителю стало известно не позднее 25.10.2010 - даты вынесения представления в адрес руководителя службы по ветеринарному надзору Красноярского края. Заявление в арбитражный суд направлено 09.03.2011 (поступило 11.03.2011), то есть с пропуском установленного трехмесячного срока.
Вместе с тем, согласно письменных пояснений заявителя, содержащихся в ходатайстве, пропуск срока на обращение в суд с настоящим заявлением обусловлен следующими обстоятельствами:
- 25.10.2010 органом прокуратуры Службе внесено представление об устранении выявленных нарушений и восстановлении прав и законных интересов ООО "Шуваево-1";
- согласно ответа руководителя службы по ветеринарному надзору Красноярского края от 30.11.2010 № 01-11/1160, поступившего в орган прокуратуры 08.12.2010, в удовлетворении представления отказано;
- органом прокуратуры проведена дополнительная проверка, в ходе которой истребована информация о проверке, проведенной органами внутренних дел с привлечением специалиста Службы, опрошен руководитель КГБУ "Красноярский ветотдел".
Названные обстоятельства признаются уважительными.
Таким образом, суд полагает, что вышеуказанное ходатайство органа прокуратуры о восстановлении срока подлежит удовлетворению, соответствующий срок - восстановлению.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемые действия по проведению проверок 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010, а также предписание от 08.09.2010 № 8 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Компетенция службы по ветеринарному надзору Красноярского края и входящих в ее структуру учреждений определена Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 19.06.1994, Положением о службе по ветеринарному надзору Красноярского края", утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края № 71-п от 02.09.2008.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации государственный ветеринарный контроль осуществляется, в том числе на предприятиях по производству молока, то есть до стадии приобретения продукцией животного происхождения свойств пищевого продукта.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему, которая включает в себя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 28 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в отношении молока и продуктов его переработки на стадии их обращения и в случае признания достоверности информации о несоответствии этих продуктов требованиям настоящего Федерального закона на стадии их производства, в том числе: продуктов промышленной переработки молока, произведенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В соответствии с пунктом 5.9. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004 проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных товаров, относится к полномочиям данного органа.
Из материалов дела (в том числе из актов от 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010, Устава КГКУ "Красноярский отдел ветеринарии") следует, что КГКУ "Красноярский отдел ветеринарии" (ранее - КГБУ "Красноярский ветотдел") находится в ведомственном подчинении Службы по ветеринарному надзору Красноярского края (пункт 1.5 Устава), одновременно являющимся его учредителем. 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010 проведены проверки деятельности ООО "Шуваево-1" по реализации из бочек готового пищевого продукта - молока.
Вместе с тем, по смыслу приведенных выше норм контроль качества указанного продукта на стадии реализации относится к полномочиям органов Роспотребнадзора.
Таким образом, проведенные в указанные даты проверки, осуществлены Службой по ветеринарному надзору Красноярского края с превышением установленных полномочий.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Требования к организации и порядку проведения внеплановой проверки установлены статьей 10 названного Федерального закона.
Так, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1 статьи 10).
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрены основания проведения внеплановой проверки, а именно:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Статьей 16 Федерального закона № 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о характере и лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом частью 2 указанной статьи к грубым нарушениям отнесены, в том числе, нарушения требований, предусмотренных:
- пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
- частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Из материалов дела следует, что проверки КГКУ "Красноярский отдел ветеринарии", а также проверка Службы по ветеринарному надзору Красноярского края проведены в отсутствие необходимых вышеуказанных распоряжений на проведение проверки, кроме того, в отсутствие установленных вышеприведенными требованиями закона оснований для их проведения. Указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям, результаты соответствующих проверок в силу части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Актом проверки ООО "Шуваево-1" органом государственного контроля (надзора) № 87 от 08.09.2010, составленным начальником отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения службы по ветеринарному надзору Красноярского края Ковалевой Л.И., в деятельности общества зафиксированы нарушения обязательных требований. В этот же день лицом, проводившим проверку, - Ковалевой Л.И. - руководителю общества Бугачеву В.И. выдано предписание № 8 об устранении нарушений ветеринарного законодательства в установленные сроки.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства (наличие грубых нарушений правил проведения проверки), оспариваемое предписание, вынесенное по результатам не соответствующей закону проверки, также является незаконным, нарушает права и законные интересы третьего лица (ООО "Шуваево-1").
При таких обстоятельствах требования органа прокуратуры подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконными действия КГБУ "Красноярский ветотдел" по проведению 05.06.2010, 08.06.2010, 17.06.2010, 25.06.2010, 23.07.2010 проверок реализации молока из бочек, принадлежащих ООО "Шуваево-1", оформленные соответствующими актами обследования.
Признать недействительным предписание Службы по ветеринарному надзору Красноярского края от 08.09.2010 № 8.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru