Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2011 г. по делу № 3-248/11

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
адвокатов Смирновой Т.Ф. и Балковой В.И.
при секретаре А.Л.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. и Б.Е.М. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года принят и губернатором Санкт-Петербурга 19 июля 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Закон официально опубликован в издании "Санкт-Петербургские ведомости", № 137 от 28 июля 2005 года и в Вестнике администрации Санкт-Петербурга № 8, 2005.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимались малоимущие граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 апреля 2006 года принят закон Санкт-Петербурга № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", которым внесены изменения в пункт 2 статьи 1 закона Санкт-Петербурга № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует Закон "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, следующие категории:
граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 Закона Санкт-Петербурга;
многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Заявители: ветеран, участник Великой Отечественной войны, инвалид первой группы К.В.П., 1926 года рождения; ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы Г.Р.И., 1930 года рождения; вдова ветерана участника Великой Отечественной войны Б.Н.А., Б.Н.С., 1931 года рождения, инвалид первой группы, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлениями о признании недействующими отдельных положений абзаца 4 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года" № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в части слов "на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" в отношении категории ветеранов Великой Отечественной войны.
При этом заявители ссылались на то, что они полагают недопустимым внесение ограничений в виде временных рамок в 10 лет для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., имеющих безусловные заслуги перед государством, поскольку это нарушает их права и свободы, препятствует получению льгот, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", и противоречит указанному Федеральному закону и Жилищному кодексу Российской Федерации, а также Указу Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года.
Заявители указывали на то, что в силу преклонного возраста, состояния здоровья (инвалиды первой группы) они были вынуждены переехать в семьи детей, проживающих в Санкт-Петербурге, которые осуществляют за ними уход и заботу, оставив места постоянного проживания в других регионах, указав, что никогда не имели благоустроенного жилья, так как проживали в сельской местности. При этом, никогда не получали жилье от органов государственной власти.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2011 года заявления К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. об оспаривании законности отдельных положений закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующих в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" удовлетворены.
Признаны не действующими со дня вступления в законную силу отдельные положения абзаца 4 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующие в редакции с изменениями, внесенными законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в части слов: "на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" категории ветераны Великой Отечественной войны.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года указанное решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела с аналогичными требованиями в Санкт-Петербургский городской суд обратилась Б.Е.М. (л.д. 10-12, том 2), которая указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны Б.И.К.; оспариваемые положения абзаца 4 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 противоречат федеральному законодательству, а именно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года № 30) и нарушают ее права, поскольку администрацией Центрального района Санкт-Петербурга 20 июля 2010 года ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со ссылкой на отсутствие у нее десятилетнего срока проживания в Санкт-Петербурге.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2011 года гражданские дела по заявлениям К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. и Б.Е.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Г.Р.И. и ее представитель по доверенности от 06 мая 2011 года С.Е.М. в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (л.д. 23, том 2), о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Г.Р.И. и ее представителя по доверенности С.Е.М.
Представитель К.В.П. по доверенности от 30 октября 2008 года К.В.В.; представитель Б.Н.С. по доверенности от 18 декабря 2009 года А.В.Н. и адвокат по ордеру от 17 мая 2011 года Смирнова Т.Ф.; представитель Б.Е.М. по доверенности от 07 августа 2010 года и адвокат ордеру от 03 октября 2011 года Балковая В.И.; адвокат по ордеру от 17 мая 2011 года Смирнова Т.В., представляющая интересы Г.Р.И., явились в судебное заседание, заявления своих доверителей поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по полной доверенности от 18 апреля 2011 года № 650-юр Л.Н.А., представители губернатора Санкт-Петербурга по полной доверенности от 22 сентября 2011 года № 07-125/755 П.В.А. и по полной доверенности от 22 сентября 2011 года № 07-125/758 К.А.Н., представляющий также по доверенности от 07 декабря 2010 года № 2-3967/10 интересы Жилищного Комитета правительства Санкт-Петербурга, явились в судебное заседание, против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Травкиной О.Ю., суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований пункта 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации такой порядок устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Закон Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма" принят в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Довод заявителей о том, что данным Законом Санкт-Петербурга установлено дополнительное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в виде 10-летнего срока проживания в Санкт-Петербурге, не может быть признан состоятельным.
Как следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 1 названного Закона Санкт-Петербурга, при решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях подлежат применению требования Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренную Законом Санкт-Петербурга необходимость проживания в Санкт-Петербурге не менее 10 лет рассматривать как основание признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях нельзя, поскольку данное обстоятельство не отражает уровня фактической обеспеченности гражданина жилой площадью.
Данное требование является условием для принятия граждан, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на соответствующий учет.
Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма позволяет субъекту Российской Федерации, при отсутствии урегулирования на федеральном уровне, осуществлять по предметам совместного ведения собственное правовое регулирование.
Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно главой 7, определяющей в целом правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, не решен.
Следовательно, Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе был урегулировать этот вопрос своим законом.
Таким образом, десятилетний срок проживания в Санкт-Петербурге как условие для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, с учетом отсутствия соответствующего урегулирования на федеральном уровне, установлен в рамках вопроса совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 2, 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения.
Таким образом, реализация права на жилище, включая право выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей, собственников или иных основаниях, может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
С учетом изложенного, суд считает, что доводы заявителей о несоответствии оспариваемой нормы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Ссылки заявителей на несоответствие абзаца 4 пункта 2 статьи 1 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" суд находит ошибочными.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" принят в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов в Российской Федерации. Данным законом установлены категории ветеранов - круг лиц, на которых распространяет свое действие нормативный акт, и меры социальной поддержки.
В статьях 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" для определенных категорий граждан в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Таким образом, указанным Федеральным законом субъектам Российской Федерации передаются полномочия по обеспечению жильем категорий ветеранов, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 ФЗ-5 "О ветеранах" лишь в отношении ряда граждан указанных в статьях 14 (инвалиды боевых действий), 16 (ветераны боевых действий), 21 (члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), в качестве условия обеспечения жильем установлен срок постановки на учет - 1 января 2005 года.
При этом, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах"). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 названного закона гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Каких-либо отдельных положений или указаний на применение отдельных положений по определению нуждаемости в улучшении жилищных условий указанных категорий ветеранов Федеральный закон "О ветеранах" и Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 не содержат.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" и Указ Президента РФ № 714, на которые также ссылаются заявители, правоотношения, связанные с установлением оснований признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядка принятия их на соответствующий учет, не регулируют. На данную категорию граждан распространяются общие требования, предусмотренные федеральным жилищным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в сфере жилищных правоотношений.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое положение Закона Санкт-Петербурга № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" не противоречит федеральному законодательству, принято Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в соответствии с его компетенцией, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителей.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. и Б.Е.М. в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
С.И.Сухарева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru