Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САРАНСКА

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. № 2-2157/2011

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Ремневой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания - А.,
с участием в деле:
прокурора - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой Инны Михайловны,
заинтересованного лица - Совета депутатов городского округа Саранск, его представителя Ю., действующего по доверенности от 06 сентября 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании недействующими полностью со дня принятия решения суда пунктов 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством",

установил:

прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании недействующими полностью со дня принятия решения суда пунктов 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством".
В обоснование заявления указал, что в порядке реализации статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Советом депутатов городского округа Саранск 19 марта 2009 года принят Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством (решение № 297 от 19 марта 2009 года).
Согласно пунктам 7 и 11 указанного порядка предоставление земельного участка при наличии двух и более заявлений граждан осуществляется на аукционе по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды. При этом каких-либо исключений для отдельных категорий граждан (в том числе инвалидов в порядке статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющих право на первоочередное получение земельных участков для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства) не предусмотрено.
Оспариваемыми пунктами фактически исключается процедура предоставления земельных участков без проведения аукциона гражданам, имеющим право на льготы (первоочередное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства), установленные федеральным законодательством.
В силу статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
В нарушение указанных положений закона, а также статей 29 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации Совет депутатов городского округа Саранск не предусмотрел особых условий предоставления земельных участков льготным категориям (инвалидам), право на льготы которых установлено федеральным законодательством.
Отсутствие надлежащего правового регулирования данного вопроса в правовом акте органа местного самоуправления, обязанного принимать акт в соответствии с требованиями федерального законодательства, порождает неясность и двусмысленность при принятии решений о предоставлении земельных участков в порядке реализации прав инвалидов и нарушение их социальных прав.
В судебном заседании прокурор Мещерякова И.М. поддержала заявление по тем же основаниям, просила суд его удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Ю. относительно заявления прокурора возразил, просил суд отказать в его удовлетворении. Суду объяснил, что по смыслу статьи 3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе принимать муниципальные правовые акты о социальной защите инвалидов, в том числе определять порядок предоставления мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды.
Полномочия по реализации прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, являются расходным обязательством Российской Федерации.
Контекстный анализ статей 7, 16.1, 19 и 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что для правового регулирования отношений по вопросу деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск в части предоставления земельных участков инвалидам необходимы указания в федеральном законе, законе Республики Мордовия о передаче соответствующих государственных полномочий органам местного самоуправления либо принятие представительным органом местного самоуправления решения об осуществлении таких полномочий. Однако таких положений действующее законодательство и муниципальные правовые акты не содержат.
Как следует из части 2 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Соответственно, правовых оснований руководствоваться нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не имеется.
В оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Саранск вносились изменения, однако ссылок на такое обстоятельство заявление прокурора не содержит.
Кроме этого, представитель заинтересованного лица Ю. в судебном заседании заявил о том, что статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая льготный порядок предоставления земельных участков инвалидам для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является нормой прямого действия, в связи с чем нет необходимости устанавливать в Порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденном решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством", норму о том, что в случае подачи заявления инвалида о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, аукцион не проводится.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора о признании недействующими полностью со дня принятия решения суда пунктов 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством", не подлежит удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством" утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Решениями Совета депутатов городского округа Саранск от 9 октября 2009 года № 398 и от 28 апреля 2010 года № 531 внесены изменения в абзац 4 пункта 3, абзац 1 пункта 10 и пункт 10 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Решение от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством" принято Советом депутатов городского округа Саранск в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в его действие (в соответствии со статьями 11 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 43, 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 25, 39, 40, 41 Устава городского округа Саранск).
Согласно пунктам 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, при наличии двух и более заявлений граждан, поступивших до истечения минимального срока, указанного в опубликованной информации о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка, его предоставление осуществляется на аукционе по продаже земельного участка путем проведения аукциона либо права на заключение договора аренды земельного участка путем проведения аукциона в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством при продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо права на заключение договора аренды таких земельных участков для жилищного строительства.
При наличии двух и более заявлений граждан, поступивших до истечения срока, указанного в опубликованной информации о предстоящем или возможном приобретении земельного участка, его предоставление осуществляется на аукционе по продаже земельного участка путем проведения аукциона либо права на заключение договора аренды земельного участка путем проведения аукциона в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством при продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо права на заключение договора аренды таких земельных участков для жилищного строительства.
При этом пунктом 16 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, уточняется, что передача земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность на бесплатной основе осуществляется гражданам, имеющим право на приобретение таких земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Согласно статье 8 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" земельные участки, находящиеся в собственности Республики Мордовия или в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены бесплатно в собственность граждан для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в пределах норм предоставления земельных участков, установленных в соответствии с настоящим Законом, следующим категориям:
1) инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий;
2) одиноким родителям, имеющим несовершеннолетних детей;
3) инвалидам I, II, III групп;
4) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей, в приемной семье;
5) семьям, возраст одного из супругов которых не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного родителя, возраст которых не превышает 35 лет, и одного и более детей;
6) семьям, имеющим трех и более детей;
7) гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами или беженцами;
8) полным кавалерам ордена Славы I, II, III степеней.
Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется однократно. Повторное бесплатное предоставление гражданину в собственность земельного участка из земель, находящихся в собственности Республики Мордовия или в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, допускается в случаях, связанных со стихийными бедствиями, либо в силу иных чрезвычайных обстоятельств, вследствие которых невозможно дальнейшее использование земельного участка по его целевому назначению, и при условии возврата ранее предоставленного земельного участка в государственную или муниципальную собственность.
Довод прокурора о противоречии пунктов 7, 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством" статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", их неясности, допускающей возможность проведения аукционов при принятии решений о предоставлении земельных участков инвалидам, судом отклоняется.
Системное толкование пунктов 7, 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством" во взаимосвязи с пунктом 16 Порядка и статьей 8 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" по своему содержанию однозначно не допускает возможности проведения аукционов при принятии исполнительным органом местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков инвалидам, поскольку очевидно, что при бесплатном предоставлении земельных участков в собственность инвалидам и иным гражданам, имеющим право на приобретение таких земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, аукцион проводиться не должен.
Пункт 9 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает, что с заявлением о предоставлении или передаче земельного участка для целей, не связанных со строительством, заинтересованный гражданин должен представить документы (их копии), подтверждающие льготы, предусмотренные действующим законодательством (при их наличии).
Из чего следует, что оспариваемые прокурором пункты 7, 11 Порядка устанавливают общий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, формирование которых осуществляется по инициативе Администрации городского округа Саранск и граждан при наличии двух и более заявлений граждан - на аукционе, а пункты 9 и 16 Порядка предусматривают исключения для граждан, имеющих право на бесплатное и первоочередное приобретение земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, - без проведения аукциона.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не вызывают неоднозначного толкования, заявление прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании недействующими полностью со дня принятия решения суда пунктов 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством", не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании недействующими полностью со дня принятия решения суда пунктов 7 и 11 Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 19 марта 2009 года № 297 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством".
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска
Республики Мордовия
И.П.РЕМНЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru