Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2011 г. по делу № 3-52/2011


Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.
при секретаре Ефимовой Ю.Г.
с участием прокурора Толмача А.В.,
представителя Губернатора Оренбургской области Ивановой Н.С., действующей на основании доверенности № 01/22-819 от 15 августа 2011 г., представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Лукашвили Т.Э., действующего на основании доверенности от 15 августа 2011 г., рассмотрев 26 августа 2011 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 40, абзаца 61, абзаца 65 пункта 10 части III Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук,

установил:

прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением, указав, что Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук утверждено Положение о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - Положение). Текст Положения опубликован в газете "Оренбуржье" № 18 от 8 февраля 2011 г.
Отдельные нормы указанного Положения противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный экологический контроль (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды) государственного экологического контроля). Согласно пункту "е" части 3 Правил, государственный экологический контроль состоит, в том числе, и из государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и Федеральным законом "О животном мире".
Частью 2 статьи 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что государственный охотничий контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 указанного Федерального закона, с Федеральным законом "О животном мире" и другими федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Министерство осуществляет государственный экологический контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный охотничий контроль и надзор на территории Оренбургской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (абзац 40 пункта 10 части III Положения).
Министерство также осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный охотничий контроль и надзор на территории Оренбургской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, включая контроль за капканами и ловушками, а также контроль за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира (абзац 61 пункта 10 части III Положения).
В рамках осуществления своих функций Министерство, согласно абзацу 65 пункта 10 части III Положения, является уполномоченным органом по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, а также уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и среды их обитания, охраны водных биологических ресурсов и реализует соответствующие полномочия как непосредственно, так и через свои подведомственные учреждения.
Также Министерство организует и осуществляет сохранение и использование охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (абзац 37 пункта 10 части III Положения); осуществляет заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организацию и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации); осуществляет выдачу разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (абзац 59 пункта 10 части III Положения); осуществляет выдачу разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (абзац 60 пункта 10 части III Положения).
Таким образом, Положением предусмотрено, что Министерство совмещает функции государственного экологического контроля в части осуществления государственного экологического контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного охотничьего контроля и надзора и хозяйственного использования природных ресурсов, что запрещено частью 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
На Министерство, наряду с функциями по хозяйственному использованию природных ресурсов, возложены контрольные и надзорные функции в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.
В части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей средь, и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Однако в соответствии с вышеуказанными пунктами Положения Министерство, реализуя предоставленные ему распорядительные полномочия, одновременно осуществляет контроль, в том числе и за своими действиями, что с точки зрения законодателя недопустимо.
Таким образом, прокурор полагал, что абзаца 40, абзаца 61, абзаца 65 пункта 10 части III Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействующими, в связи с чем просил признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 40, абзаца 61, абзаца 65 пункта 10 части III Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук.
В судебном заседании прокурор заявление не поддержал, поскольку редакция части 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" изменена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, в связи с чем, оспариваемые нормы в настоящее время указанному федеральному нормативному акту не противоречат.
Представители Губернатора Оренбургской области и Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области с заявлением прокурора не согласились, просили в его удовлетворении отказать, поскольку в настоящее время часть 6 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" изложена в иной редакции и кроме того, указанные в заявлении прокурором функции Министерства, которые прокуратура сочла функциями хозяйственного использования природных ресурсов, таковыми не являются, а являются функциями государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 3 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук утверждено Положение о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Текст указанного Положения опубликован в газете "Оренбуржье" № 18 от 8 декабря 2011 г.
В соответствии с абзацем 40 пункта 10 части III Положения Министерство осуществляет государственный экологический контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный охотничий контроль и надзор на территории Оренбургской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Министерство также осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный охотничий контроль и надзор на территории Оренбургской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, включая контроль за капканами и ловушками, а также контроль за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира (абзац 61 пункта 10 части III Положения).
В рамках осуществления своих функций Министерство, согласно абзацу 65 пункта 10 части III Положения, является уполномоченным органом по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, а также уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и среды их обитания, охраны водных биологических ресурсов и реализует соответствующие полномочия как непосредственно, так и через свои подведомственные учреждения.
В заявлении прокурор ссылается, что указанные пункты Положения противоречат части 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которой запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Между тем, редакция части 6 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" изложена с 1 августа 2011 года в иной редакции в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, и не содержит запрета совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов и, в соответствии с которой государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, указанные в Положении следующие функции Министерства: организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (абзац 37 пункта 10 части III Положения); осуществление заключения охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации); осуществление выдачи разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (абзац 59 пункта 10 части III Положения); осуществление выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (абзац 60 пункта 10 части III Положения), которые прокурор счел функциями хозяйственного использования природных ресурсов, таковыми не являются на основании следующего.
Действующее федеральное законодательство различает понятия государственно-управленческой деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" это изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Субъектами этого вида деятельности являются физические и юридические лица, а не органы исполнительной власти.
Аналогично федеральным законодателем решен вопрос о понятии и содержании использования иных природных ресурсов, в частности Федеральным законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу предписаний статей 5, 6, 8, 9 главы 2 (Основы управления в области охраны окружающей среды) Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" во взаимосвязи с другими положениями этого же Федерального закона, иных федеральных законов, которыми регулируются общественные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, государственное управление в области охраны и использования окружающей среды, в том числе охраны и использования животного мира и среды его обитания, представляет собой совокупность осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации действий регулятивного, организационно-распорядительного и контрольного характера в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, что закреплено в полномочиях оспариваемого Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, в том числе в абзаца 40, абзаца 61, абзаца 65 пункта 10 части III Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. № 16-ук.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором пункты Положения федеральному законодательству не противоречат.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании вышеизложенного заявление прокурора Оренбургской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Оренбургской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 40, абзаца 61, абзаца 65 пункта 10 части III Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 года № 16-ук отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.

Судья Оренбургского
областного суда
Л.Б.ФЕДОТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru