Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2012 г. № 872

ОБ ОТЧЕТЕ МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2002 - 2015 ГГ.,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ
ДУМЫ ОТ 06.06.2002 № 461, ЗА 2011 ГОД

Рассмотрев представленный мэрией отчет о выполнении городской целевой программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг., утвержденной Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.06.2002 № 461 (в редакции Решения Думы от 18.10.2006 № 542), за 2011 год, Дума решила:
1. Утвердить отчет о выполнении городской целевой программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг. за 2011 год (приложение № 1).
2. Рекомендовать мэрии (Андреев С.И.) представить в Думу:
2.1. График возврата средств, направленных из бюджета городского округа Тольятти на предоставление ипотечных жилищных кредитов по Программе улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования;
2.2. Копии договоров, заключенных мэрией городского округа Тольятти с ЗАО "ФИА-БАНК", о возврате бюджетного кредита, полученного в рамках Программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования;
2.3. Информацию о категориях граждан, получивших ипотечные кредиты в 2011 году;
2.4. Предложения по дальнейшему действию Программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования.
Срок - май 2012 года.
3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и экономической политике (Колмыков С.Н.).

И.о. председателя Думы
А.В.ДЕНИСОВ





Приложение № 1
к Решению Думы
от 18.04.2012 № 872

ОТЧЕТ
МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2002 - 2015 ГГ.,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 06.06.2002 № 461, ЗА 2011 ГОД

Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Обеспечение жильем граждан городского округа Тольятти в 2011 году происходило в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" посредством вступившей в силу федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и входящих в ее состав подпрограмм, а также в рамках действующего законодательства Самарской области.
В течение 2011 года жилье и социальные выплаты выделялись молодым семьям, ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, работникам бюджетных организаций и учреждений, другим категориям граждан.
В 2011 году развитие ипотеки характеризуется увеличением объемов выданных кредитов, снижением требований к заемщикам и унификацией стандартов кредитования. Чтобы повысить привлекательность своих ипотечных программ, банки постепенно снижают процентные ставки, величину первоначального взноса и затраты на получение кредита, увеличивают суммы кредитов и сроки кредитования, смягчают свои требования к заемщикам и приобретаемой недвижимости, повышают уровень сервиса при оформлении, выдаче и обслуживании кредита.
До II полугодия 2011 года цены на жилье в городском округе Тольятти относительно стабилизировались, рынок недвижимости приобрел устойчивую тенденцию к выходу на "докризисный" уровень.
В конце 2011 года оживление рынка недвижимости и рост цен на жилье вызвало поступление в городской округ Тольятти средств федерального и областного бюджетов на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В ноябре 2011 года 1313 молодых семей получили свидетельства о праве на получение социальных выплат. Из них 533 семьи приобрели жилье до наступления 2012 года. Рост покупательной способности вызвал заметное повышение стоимости объектов недвижимости, а также увеличение количества оформляемых договоров с кредитными организациями.
В данных условиях существующая проблема высоких ставок по ипотечным жилищным кредитам продолжает оставаться достаточно острой. Стоимость наиболее популярных кредитов (на приобретение жилья на вторичном рынке в рублях при первоначальном взносе в 20 - 30% не менее чем на 10 лет с фиксированной ставкой) у ведущих банков составляет примерно 12 - 13% годовых при базовой программе страхования. Кроме того, на российском ипотечном рынке прочные позиции в предложениях банков начала занимать плавающая ставка по кредиту. Коммерческие банки привязывают плавающие ставки к ставкам рынков межбанковского кредитования. В то же время такая плавающая ставка несет в себе достаточно высокий риск для заемщиков в связи с тем, что изменение плавающей ставки может привести к неплатежеспособности в случае резкого изменения экономической ситуации.


В существующих экономических условиях городская ипотечная программа сохранила свою привлекательность, учитывая стоимость заемных средств в рамках Программы по сравнению со ставками коммерческих банков. Положительную роль здесь играет привязка процентной ставки по Программе именно к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Раздел 2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Для достижения целей Программы использовалось субсидирование процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту гражданам - участникам Программы до уровня 3/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В 2011 году ставка рефинансирования изменялась с 7,75% до 8,0% (в мае 2011 года ставка достигала 8,25%). Таким образом, процентная ставка в рамках Программы также изменялась соответственно с 4,65% до 4,8% (в мае 2011 года - 4,95%). Данная ставка в соответствии с Программой применяется как для кредитования участия в долевом строительстве, так и для кредитования приобретения жилья на вторичном рынке. Кредит оформлялся на срок до 10 лет, размер кредита - до 50% от стоимости приобретаемого жилья.
Кроме затрат на погашение кредита заемщик несет расходы по страхованию:
- риска наступления смерти либо потери трудоспособности вследствие несчастного случая;
- риска гибели и повреждения жилого помещения вследствие стихийного бедствия, дефектов здания, противоправных действий третьих лиц и других причин.
В совокупности расходы на страхование составляют примерно 1,2% от суммы ежегодного остатка кредита и подлежащих уплате процентов, то есть увеличение платежей, связанных с погашением кредита, является незначительным.
Таким образом, основная цель Программы - создание организационно-финансового механизма приобретения жилья в кредит работниками бюджетной сферы - в целом достигнута, механизм создан и успешно функционировал.

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ

Целевая программа улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2011 гг. утверждена Постановлением Тольяттинской городской Думы от 23.01.2002 № 361, в новой редакции утверждена Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213 (изменения были приняты Решением Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542).
Программа представляет собой долгосрочный социально-экономический проект, направленный на поддержку работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий в приобретении жилья.
Поддержка состоит в предоставлении ипотечных жилищных кредитов с низкой процентной ставкой, а также в обеспечении надежности приобретения жилья путем отбора на конкурсной основе банка-агента, управляющих строительных компаний, риэлторских агентств, страховой компании. До принятия Программы предоставление жилищных кредитов указанным категориям граждан осуществлялось на основе Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-01.

Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Согласно Программе, утвержденной в новой редакции Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213, общий объем финансирования из всех источников должен был составить за период 2002 - 2005 гг. 143,2 млн руб. Из них средства бюджета городского округа - 35,8 млн руб. (25%), средства банка-агента - 35,8 млн руб. (25%), средства населения - 71,6 млн руб. (50%).
Объемы финансирования за счет средств бюджета городского округа Тольятти и средств банка-агента были рассчитаны с учетом реинвестиций - средств, поступающих от частичного и полного погашения ранее выданных ипотечных жилищных кредитов в рамках Программы.
Объем финансирования Программы средствами населения был определен исходя из установленного соотношения собственных средств участника Программы и средств ипотечного кредита - 1:1.
В 2004 году из средств бюджета городского округа Тольятти было произведено последнее финансирование Программы, в последующем оформление кредитов производилось за счет средств возврата по ранее выданным кредитам.
В 2006 году с банком-агентом ЗАО "ФИА-БАНК" было достигнуто соглашение, по которому оформление кредитов в рамках Программы производится до конца 2011 года, а далее банк обязан осуществлять ежеквартальный возврат средств в бюджет городского округа.
Управление по жилищным вопросам мэрии в начале 2006 года представляло в Думу городского округа Тольятти на рассмотрение Программу в новой редакции, включающую в себя запланированные объемы финансирования на период с 2006 - 2010 гг. в размере 254 млн руб. Программа в новой редакции принята не была.
Решением Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542 в Программу были внесены изменения в части продления срока действия Программы по 2015 год, а также в формулировку "участника Программы". Вследствие этого в действующей редакции Программы отсутствуют показатели планового финансирования из бюджета городского округа на 2011 год.
В соответствии с договорами, заключенными мэрией городского округа Тольятти с ЗАО "ФИА-БАНК", с января 2012 года банк-агент начал осуществлять возврат бюджетного кредита, полученного в рамках Программы. Общая сумма ежеквартального возврата бюджетных средств по четырем договорам бюджетного кредита составляет 603461,14 руб.

Раздел 5. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Выполнение мероприятий Программы обеспечивается системой договоров о сотрудничестве между мэрией городского округа Тольятти и всеми организациями, участвующими в ее реализации.
В реализации Программы задействованы:
- банк-агент - ЗАО "ФИА-БАНК";
- уполномоченная страховая компания - ОАСО "АСтрО-Волга";
- управляющие строительные компании - ЗАО ФСК "Лада-Дом" и ЗАО "Тольяттистройзаказчик";
- уполномоченные риэлторские компании - ООО АН "Автозаводское", ЗАО "АНК", ООО "Пальмира-С", ООО "Финансовая линия".
Согласно договорам с данными организациями - участниками Программы мэрия в лице уполномоченных органов (Департамент финансов, Управление по жилищным вопросам) осуществляет контроль соблюдения установленных процедур по Программе, целевого использования средств бюджета городского округа Тольятти, выделяемых на реализацию Программы.

Раздел 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

За время реализации Программы в период с ноября 2001 по 31.12.2010 (с ноября 2001 до 23.01.2002 работа велась в рамках Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-01) всего выдано 346 ипотечных кредитов на общую сумму 120020,2 тыс. руб.
Доля кредитных средств в структуре финансирования приобретения жилья за весь период реализации Программы составляет 38,4%.
Доля бюджетных средств составляет 19,2% от стоимости приобретенных жилых помещений, что говорит о высоком уровне оптимизации расходов бюджета городского округа на решение жилищной проблемы работников бюджетной сферы.
Объем финансирования Программы за счет средств населения за тот же период составил 192802 тыс. руб.
В 2011 году кредиты в рамках реализации Программы выдавались за счет средств от частичного и полного погашения ранее выданных кредитов.
За 2011 год всего оформлено 16 кредитов на общую сумму 13294 тыс. руб.
В бюджете городского округа Тольятти не было предусмотрено финансирование Программы на 2011 год. Последнее финансирование Программы из бюджета городского округа производилось в 2004 году.
В связи с отсутствием плановых показателей на 2011 год сравнительный анализ можно провести по приложению № 1 к Программе "Расчет возврата средств, направленных из бюджета города на предоставление ипотечных жилищных кредитов по Программе". В соответствии с данными таблицы в 2011 году на предоставление кредитов планировалось направить 3414 тыс. руб. средств возврата из бюджетных средств. По условиям Программы банк-агент направляет на финансирование Программы собственные средства в таком же объеме, то есть 3414 тыс. руб. Общий планируемый объем финансирования составляет 6828 тыс. руб.
Таким образом, общая сумма выданных ипотечных жилищных кредитов в 2011 году больше запланированной на 94,7%. Увеличение количества выданных кредитов произошло в конце 2011 года в связи с оживлением рынка вторичного жилья на территории городского округа Тольятти, а также в связи с окончанием в 2011 году выдачи кредитов по льготной процентной ставке.
В четвертом квартале 2011 года в городской округ поступили средства вышестоящих бюджетов для предоставления социальных выплат молодым семьям из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В связи с тем, что средства поступили на 1313 молодых семей, образовался спрос на жилье, выставленное гражданам на продажу и не востребованное достаточно длительное время. Реализовав собственное жилье, участники Программы получили возможность улучшить жилищные условия с использованием ипотечного жилищного кредита.
Общий объем средств, направленных на финансирование Программы, составил на 01.01.2012 312822 тыс. руб.
Средняя цена квадратного метра жилья, приобретенного в рамках Программы в 2011 году, составила 31,5 тыс. руб. за квадратный метр.
Средний размер кредита за 2011 год - 831 тыс. руб. Фактический объем собственных средств граждан, направленных на приобретение жилья в рамках Программы в 2011 году, составил 15669 тыс. руб.
Граждане, которые приобрели жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов в течение всего срока реализации Программы, относятся к следующим категориям:
- работники школьных, дошкольных и прочих образовательных учреждений - 103 чел.;
- работники учреждений здравоохранения - 82 чел.;
- работники системы МВД - 33 чел.;
- работники бюджетных организаций, финансируемых из средств федерального и областного бюджетов, - 33 чел.;
- работники муниципальных предприятий - 32 чел.;
- работники мэрии городского округа - 38 чел.;
- работники Думы городского округа Тольятти - 5 чел.;
- граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное обеспечение жилыми помещениями - 20 чел.
В течение отчетного периода количество дополнительно поступивших анкет-заявок от желающих принять участие в Программе было незначительно. Связано это было с планируемым завершением оформления кредитов в рамках Программы, небольшим количеством выдаваемых кредитов, наличием более 400 семей, ожидающих ипотечного кредитования по условиям Программы.

Рекомендации о дальнейшей деятельности по Программе

Последние ипотечные жилищные кредиты в рамках Программы были выданы в декабре 2011 года. В связи с установленным сроком кредитного договора - до 10 лет - граждане имеют право осуществить последний платеж по кредитам в декабре 2021 года.
Таким образом, с января 2012 года до 31 декабря 2021 года банк-агент ЗАО "ФИА-БАНК" будет осуществлять ежеквартальный возврат средств в бюджет городского округа Тольятти. В соответствии с условиями соглашений, заключенных мэрией городского округа Тольятти и ЗАО "ФИА-БАНК", новые заявки на кредитование работников бюджетной сферы в данный период банком приниматься не будут. В срок до 31.12.2021 средства будут возвращены в бюджет городского округа Тольятти.
С инициативой разработки Программы для работников бюджетной сферы, первоначальный взнос по которой будет равен 10%, а процентная ставка по кредиту не превысит 8%, выступил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. Специальный ипотечный продукт для врачей, учителей и специалистов должен иметь пониженный первоначальный взнос и невысокую процентную ставку.
Кроме того, Правительству Российской Федерации Президентом Медведевым Д.А. были даны поручения проработать вопрос о формах господдержки ипотечных кредитов для многодетных семей и бюджетников, включая госгарантии и выкуп институтами развития ипотечных облигаций, обеспеченных такими кредитами.
Медведев Д.А. также рекомендовал главам регионов обеспечить реализацию программ субсидирования врачей, учителей, специалистов в целях выплаты первоначального взноса на приобретение жилья.
Таким образом, городская целевая программа в целом выполнила свою задачу по поддержке работников бюджетной сферы городского округа в период активного становления и развития рынка ипотеки в стране. В настоящее время на передний план будут выходить государственные программы поддержки граждан, обеспеченные средствами федерального и региональных бюджетов.

И.о. председателя Думы
городского округа
А.В.ДЕНИСОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru