ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2012 г. № 872
ОБ ОТЧЕТЕ МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2002 - 2015 ГГ.,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ
ДУМЫ ОТ 06.06.2002 № 461, ЗА 2011 ГОД
Рассмотрев представленный мэрией отчет о выполнении городской целевой программы
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг., утвержденной Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.06.2002 № 461 (в редакции Решения
Думы от 18.10.2006 № 542), за 2011 год, Дума решила:
1. Утвердить отчет
о выполнении городской целевой программы
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг. за 2011 год (приложение № 1).
2. Рекомендовать мэрии (Андреев С.И.) представить в Думу:
2.1. График возврата средств, направленных из бюджета городского округа Тольятти на предоставление ипотечных жилищных кредитов по Программе
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования;
2.2. Копии договоров, заключенных мэрией городского округа Тольятти с ЗАО "ФИА-БАНК", о возврате бюджетного кредита, полученного в рамках Программы
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования;
2.3. Информацию о категориях граждан, получивших ипотечные кредиты в 2011 году;
2.4. Предложения по дальнейшему действию Программы
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования.
Срок - май 2012 года.
3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и экономической политике (Колмыков С.Н.).
И.о. председателя Думы
А.В.ДЕНИСОВ
Приложение № 1
к Решению Думы
от 18.04.2012 № 872
ОТЧЕТ
МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2002 - 2015 ГГ.,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 06.06.2002 № 461, ЗА 2011 ГОД
Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Обеспечение жильем граждан городского округа Тольятти в 2011 году происходило в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" посредством вступившей в силу федеральной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы и входящих в ее состав подпрограмм, а также в рамках действующего законодательства Самарской области.
В течение 2011 года жилье и социальные выплаты выделялись молодым семьям, ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, работникам бюджетных организаций и учреждений, другим категориям граждан.
В 2011 году развитие ипотеки характеризуется увеличением объемов выданных кредитов, снижением требований к заемщикам и унификацией стандартов кредитования. Чтобы повысить привлекательность своих ипотечных программ, банки постепенно снижают процентные ставки, величину первоначального взноса и затраты на получение кредита, увеличивают суммы кредитов и сроки кредитования, смягчают свои требования к заемщикам и приобретаемой недвижимости, повышают уровень сервиса при оформлении, выдаче и обслуживании кредита.
До II полугодия 2011 года цены на жилье в городском округе Тольятти относительно стабилизировались, рынок недвижимости приобрел устойчивую тенденцию к выходу на "докризисный" уровень.
В конце 2011 года оживление рынка недвижимости и рост цен на жилье вызвало поступление в городской округ Тольятти средств федерального и областного бюджетов на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В ноябре 2011 года 1313 молодых семей получили свидетельства о праве на получение социальных выплат. Из них 533 семьи приобрели жилье до наступления 2012 года. Рост покупательной способности вызвал заметное повышение стоимости объектов недвижимости, а также увеличение количества оформляемых договоров с кредитными организациями.
В данных условиях существующая проблема высоких ставок по ипотечным жилищным кредитам продолжает оставаться достаточно острой. Стоимость наиболее популярных кредитов (на приобретение жилья на вторичном рынке в рублях при первоначальном взносе в 20 - 30% не менее чем на 10 лет с фиксированной ставкой) у ведущих банков составляет примерно 12 - 13% годовых при базовой программе страхования. Кроме того, на российском ипотечном рынке прочные позиции в предложениях банков начала занимать плавающая ставка по кредиту. Коммерческие банки привязывают плавающие ставки к ставкам рынков межбанковского кредитования. В то же время такая плавающая ставка несет в себе достаточно высокий риск для заемщиков в связи с тем, что изменение плавающей ставки может привести к неплатежеспособности в случае резкого изменения экономической ситуации.
В существующих экономических условиях городская ипотечная программа
сохранила свою привлекательность, учитывая стоимость заемных средств в рамках Программы
по сравнению со ставками коммерческих банков. Положительную роль здесь играет привязка процентной ставки по Программе
именно к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Раздел 2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Для достижения целей Программы
использовалось субсидирование процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту гражданам - участникам Программы
до уровня 3/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В 2011 году ставка рефинансирования изменялась с 7,75% до 8,0% (в мае 2011 года ставка достигала 8,25%). Таким образом, процентная ставка в рамках Программы
также изменялась соответственно с 4,65% до 4,8% (в мае 2011 года - 4,95%). Данная ставка в соответствии с Программой
применяется как для кредитования участия в долевом строительстве, так и для кредитования приобретения жилья на вторичном рынке. Кредит оформлялся на срок до 10 лет, размер кредита - до 50% от стоимости приобретаемого жилья.
Кроме затрат на погашение кредита заемщик несет расходы по страхованию:
- риска наступления смерти либо потери трудоспособности вследствие несчастного случая;
- риска гибели и повреждения жилого помещения вследствие стихийного бедствия, дефектов здания, противоправных действий третьих лиц и других причин.
В совокупности расходы на страхование составляют примерно 1,2% от суммы ежегодного остатка кредита и подлежащих уплате процентов, то есть увеличение платежей, связанных с погашением кредита, является незначительным.
Таким образом, основная цель Программы
- создание организационно-финансового механизма приобретения жилья в кредит работниками бюджетной сферы - в целом достигнута, механизм создан и успешно функционировал.
Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ
Целевая программа
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2011 гг. утверждена Постановлением Тольяттинской городской Думы от 23.01.2002 № 361, в новой редакции утверждена Постановлением
Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213 (изменения были приняты Решением
Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542).
Программа
представляет собой долгосрочный социально-экономический проект, направленный на поддержку работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий в приобретении жилья.
Поддержка состоит в предоставлении ипотечных жилищных кредитов с низкой процентной ставкой, а также в обеспечении надежности приобретения жилья путем отбора на конкурсной основе банка-агента, управляющих строительных компаний, риэлторских агентств, страховой компании. До принятия Программы
предоставление жилищных кредитов указанным категориям граждан осуществлялось на основе Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-01.
Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Согласно Программе
, утвержденной в новой редакции Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213, общий объем финансирования из всех источников должен был составить за период 2002 - 2005 гг. 143,2 млн руб. Из них средства бюджета городского округа - 35,8 млн руб. (25%), средства банка-агента - 35,8 млн руб. (25%), средства населения - 71,6 млн руб. (50%).
Объемы финансирования за счет средств бюджета городского округа Тольятти и средств банка-агента были рассчитаны с учетом реинвестиций - средств, поступающих от частичного и полного погашения ранее выданных ипотечных жилищных кредитов в рамках Программы
.
Объем финансирования Программы
средствами населения был определен исходя из установленного соотношения собственных средств участника Программы
и средств ипотечного кредита - 1:1.
В 2004 году из средств бюджета городского округа Тольятти было произведено последнее финансирование Программы
, в последующем оформление кредитов производилось за счет средств возврата по ранее выданным кредитам.
В 2006 году с банком-агентом ЗАО "ФИА-БАНК" было достигнуто соглашение, по которому оформление кредитов в рамках Программы
производится до конца 2011 года, а далее банк обязан осуществлять ежеквартальный возврат средств в бюджет городского округа.
Управление по жилищным вопросам мэрии в начале 2006 года представляло в Думу городского округа Тольятти на рассмотрение Программу
в новой редакции, включающую в себя запланированные объемы финансирования на период с 2006 - 2010 гг. в размере 254 млн руб. Программа
в новой редакции принята не была.
Решением
Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542 в Программу
были внесены изменения в части продления срока действия Программы
по 2015 год, а также в формулировку "участника Программы". Вследствие этого в действующей редакции Программы
отсутствуют показатели планового финансирования из бюджета городского округа на 2011 год.
В соответствии с договорами, заключенными мэрией городского округа Тольятти с ЗАО "ФИА-БАНК", с января 2012 года банк-агент начал осуществлять возврат бюджетного кредита, полученного в рамках Программы
. Общая сумма ежеквартального возврата бюджетных средств по четырем договорам бюджетного кредита составляет 603461,14 руб.
Раздел 5. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Выполнение мероприятий Программы
обеспечивается системой договоров о сотрудничестве между мэрией городского округа Тольятти и всеми организациями, участвующими в ее реализации.
В реализации Программы
задействованы:
- банк-агент - ЗАО "ФИА-БАНК";
- уполномоченная страховая компания - ОАСО "АСтрО-Волга";
- управляющие строительные компании - ЗАО ФСК "Лада-Дом" и ЗАО "Тольяттистройзаказчик";
- уполномоченные риэлторские компании - ООО АН "Автозаводское", ЗАО "АНК", ООО "Пальмира-С", ООО "Финансовая линия".
Согласно договорам с данными организациями - участниками Программы
мэрия в лице уполномоченных органов (Департамент финансов, Управление по жилищным вопросам) осуществляет контроль соблюдения установленных процедур по Программе
, целевого использования средств бюджета городского округа Тольятти, выделяемых на реализацию Программы
.
Раздел 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
За время реализации Программы
в период с ноября 2001 по 31.12.2010 (с ноября 2001 до 23.01.2002 работа велась в рамках Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-01) всего выдано 346 ипотечных кредитов на общую сумму 120020,2 тыс. руб.
Доля кредитных средств в структуре финансирования приобретения жилья за весь период реализации Программы
составляет 38,4%.
Доля бюджетных средств составляет 19,2% от стоимости приобретенных жилых помещений, что говорит о высоком уровне оптимизации расходов бюджета городского округа на решение жилищной проблемы работников бюджетной сферы.
Объем финансирования Программы
за счет средств населения за тот же период составил 192802 тыс. руб.
В 2011 году кредиты в рамках реализации Программы
выдавались за счет средств от частичного и полного погашения ранее выданных кредитов.
За 2011 год всего оформлено 16 кредитов на общую сумму 13294 тыс. руб.
В бюджете
городского округа Тольятти не было предусмотрено финансирование Программы
на 2011 год. Последнее финансирование Программы
из бюджета городского округа производилось в 2004 году.
В связи с отсутствием плановых показателей на 2011 год сравнительный анализ можно провести по приложению № 1
к Программе "Расчет возврата средств, направленных из бюджета города на предоставление ипотечных жилищных кредитов по Программе". В соответствии с данными таблицы
в 2011 году на предоставление кредитов планировалось направить 3414 тыс. руб. средств возврата из бюджетных средств. По условиям Программы
банк-агент направляет на финансирование Программы
собственные средства в таком же объеме, то есть 3414 тыс. руб. Общий планируемый объем финансирования составляет 6828 тыс. руб.
Таким образом, общая сумма выданных ипотечных жилищных кредитов в 2011 году больше запланированной на 94,7%. Увеличение количества выданных кредитов произошло в конце 2011 года в связи с оживлением рынка вторичного жилья на территории городского округа Тольятти, а также в связи с окончанием в 2011 году выдачи кредитов по льготной процентной ставке.
В четвертом квартале 2011 года в городской округ поступили средства вышестоящих бюджетов для предоставления социальных выплат молодым семьям из числа участников подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В связи с тем, что средства поступили на 1313 молодых семей, образовался спрос на жилье, выставленное гражданам на продажу и не востребованное достаточно длительное время. Реализовав собственное жилье, участники Программы
получили возможность улучшить жилищные условия с использованием ипотечного жилищного кредита.
Общий объем средств, направленных на финансирование Программы
, составил на 01.01.2012 312822 тыс. руб.
Средняя цена квадратного метра жилья, приобретенного в рамках Программы
в 2011 году, составила 31,5 тыс. руб. за квадратный метр.
Средний размер кредита за 2011 год - 831 тыс. руб. Фактический объем собственных средств граждан, направленных на приобретение жилья в рамках Программы
в 2011 году, составил 15669 тыс. руб.
Граждане, которые приобрели жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов в течение всего срока реализации Программы
, относятся к следующим категориям:
- работники школьных, дошкольных и прочих образовательных учреждений - 103 чел.;
- работники учреждений здравоохранения - 82 чел.;
- работники системы МВД - 33 чел.;
- работники бюджетных организаций, финансируемых из средств федерального и областного бюджетов, - 33 чел.;
- работники муниципальных предприятий - 32 чел.;
- работники мэрии городского округа - 38 чел.;
- работники Думы городского округа Тольятти - 5 чел.;
- граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное обеспечение жилыми помещениями - 20 чел.
В течение отчетного периода количество дополнительно поступивших анкет-заявок от желающих принять участие в Программе
было незначительно. Связано это было с планируемым завершением оформления кредитов в рамках Программы
, небольшим количеством выдаваемых кредитов, наличием более 400 семей, ожидающих ипотечного кредитования по условиям Программы
.
Рекомендации о дальнейшей деятельности по Программе
Последние ипотечные жилищные кредиты в рамках Программы
были выданы в декабре 2011 года. В связи с установленным сроком кредитного договора - до 10 лет - граждане имеют право осуществить последний платеж по кредитам в декабре 2021 года.
Таким образом, с января 2012 года до 31 декабря 2021 года банк-агент ЗАО "ФИА-БАНК" будет осуществлять ежеквартальный возврат средств в бюджет городского округа Тольятти. В соответствии с условиями соглашений, заключенных мэрией городского округа Тольятти и ЗАО "ФИА-БАНК", новые заявки на кредитование работников бюджетной сферы в данный период банком приниматься не будут. В срок до 31.12.2021 средства будут возвращены в бюджет городского округа Тольятти.
С инициативой разработки Программы
для работников бюджетной сферы, первоначальный взнос по которой будет равен 10%, а процентная ставка по кредиту не превысит 8%, выступил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. Специальный ипотечный продукт для врачей, учителей и специалистов должен иметь пониженный первоначальный взнос и невысокую процентную ставку.
Кроме того, Правительству Российской Федерации Президентом Медведевым Д.А. были даны поручения проработать вопрос о формах господдержки ипотечных кредитов для многодетных семей и бюджетников, включая госгарантии и выкуп институтами развития ипотечных облигаций, обеспеченных такими кредитами.
Медведев Д.А. также рекомендовал главам регионов обеспечить реализацию программ субсидирования врачей, учителей, специалистов в целях выплаты первоначального взноса на приобретение жилья.
Таким образом, городская целевая программа
в целом выполнила свою задачу по поддержке работников бюджетной сферы городского округа в период активного становления и развития рынка ипотеки в стране. В настоящее время на передний план будут выходить государственные программы поддержки граждан, обеспеченные средствами федерального и региональных бюджетов.
И.о. председателя Думы
городского округа
А.В.ДЕНИСОВ