Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2011 г. по делу № 69-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 3 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
при участии в заседании:
от Администрации г. Чебоксары - Я. (по доверенности);
от ОАО "Д." - С. (по доверенности),
рассмотрев материалы дела № 69-АМЗ-2011 по признакам нарушения администрацией г. Чебоксары ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", по признакам нарушения администрацией г. Чебоксары и ОАО "Д." статьи 16 Закона о защите конкуренции

установила:

В Чувашское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Чувашской Республики по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шурчанова В.С. в интересах Д., О., Н.В.Н. о нарушении имущественных, прав.
Согласно представленной информации, главой администрации г. Чебоксары Е. директору ОАО "Д." Н.С.Г. выдана доверенность от 27.12.2010 г. на предоставление во всех судебных правоохранительных органах и других органах от имени администрации г. Чебоксары производить все необходимые действия в отношении гаражей-боксов, хозяйственных блоков движимого и недвижимого типа, в том числе на право подписания и подачи исковых заявлений.
Также, из обращения заявителей следует, что ОАО "Д." необоснованно собирает деньги за металлические гаражи. В случае неуплаты, гаражи сносятся.
На заседании Комиссии представитель администрации г. Чебоксары сообщила, что администрация г. Чебоксары в лице главы администрации Е. 07.12.2010 выдала доверенности на представление интересов администрации города Чебоксары и совершение необходимых действий в отношении гаражей-боксов, хозяйственных блоков движимого и недвижимого типа, капитальных, временных сооружений, вступать во владение движимым имуществом и вещами, зарегистрированными в статусе бесхозяйного имущества, расположенного на территории муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики следующим работникам ОАО "Д.": директору Н.С.Г., заместителю директора К., начальнику юридического отдела Г., юрисконсульту Ф. Представитель администрации считает, что действия администрации г. Чебоксары, связанные с выдачей доверенностей вышеуказанным лицам, полностью соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 2.5 Положения об эксплуатации стоянок движимого имущества (гаражей), установленного на территории стоянок движимого имущества (гаражей), установленного на территории г. Чебоксары, установлено, что в случае отказа владельца гаража от оплаты установленных платежей, владелец гаража обязан освободить эксплуатационное место от гаража за свой счет. При отказе от добровольного освобождения эксплуатационного места, администрация г. Чебоксары понуждает владельцев гаражей освободить земельный участок в судебном порядке. В этих целях администрация г. Чебоксары делегировала полномочия представлять свои интересы по доверенности от 27.12.2010 № 29/01-5256 ОАО "Д.". Также в заседании Комиссии представитель администрации г. Чебоксары пояснила, что предельные цены на услуги, предоставляемые ОАО "Д." (далее - общество), также по регистрации и содержанию движимого (недвижимого) имущества (гаражей), согласованы Администрацией г. Чебоксары в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
1. Администрацией г. Чебоксары 17.12.2010 Директору ОАО "Д." выдана доверенность за № 29/01-5256, согласно которой Н.С.Г. доверяется представлять во всех судебных, правоохранительных, и других органах от имени администрации города Чебоксары производить все необходимые действия в отношении гаражей, боксов, хозяйственных блоков движимого и недвижимого типа, капитальных, временных сооружений, вступать во владение движимым имуществом и вещами, зарегистрированными в статусе бесхозного имущества, расположенного на территории муниципального образования г. Чебоксары. Доверенность также выдана заместителю директора общества К., начальнику юридического отдела общества Г., юрисконсульту общества Ф.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом (федеральной регистрационной службой), осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Следовательно, распоряжение бесхозным имуществом является функцией органа местного самоуправления, т.е. Администрации г. Чебоксары.
Согласно представленной калькуляции на установку металлического гаража-бокса на эксплуатационное место, утвержденной директором ОАО "Д." и согласованной с заместителем главы администрации г. Чебоксары по экономическому развитию и финансам от 28.12.2009 г. одним из видов работ выполняемых ОАО и составляющих основной вид затрат является составление акта выбора (земельного участка).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Следовательно, обязанность по подготовке акта выбора земельного участка возложена также на органы местного самоуправления. Плата за подготовку акта выбора, т.е. за оказание муниципальной услуги не предусмотрена действующим законодательством.
Положением о регистрации движимого имущества (гаражей), установленного на территории г. Чебоксары, утвержденным Постановлением главы г. Чебоксары от 06.12.2005 установлен единый на всей территории г. Чебоксары порядок регистрационного учета металлических и железобетонных гаражей, предназначенных для хранения автотранспортных средств (далее - объекты учета), установленных на землях, которыми распоряжается муниципальное образование г. Чебоксары, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. В соответствии с данным Положением Администрация г. Чебоксары наделила полномочиями по регистрации движимого имущества (гаражей), установленного на территории г. Чебоксары хозяйствующий субъект - МУП "Д." (в дальнейшем ОАО).
В соответствии с п. 1.1 Положения подлежат регистрационному учету металлические и железобетонные гаражи, предназначенные для хранения автотранспортных средств, установленные на землях, которыми распоряжается муниципальное образование г. Чебоксары.
При этом гражданским законодательством РФ обязанность граждан и организаций регистрировать объекты движимого имущества в виде металлических гаражей не предусмотрена.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, Администрация г. Чебоксары, наделив своими полномочиями (распоряжение движимым имуществом и вещами, зарегистрированными в статусе бесхозяйного имущества, подготовка акта-выбора), возложенными на нее нормативно-правовыми актами РФ, а так же не предусмотренными действующим законодательством функциями по обязательной регистрации движимого имущества ОАО "Д.", его должностное лицо и представителей общества, нарушает требования части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Из письменных пояснений Администрации г. Чебоксары от 04.04.2011 № 29/01-1120 представленных в адрес прокурора Калининского района следует, что ОАО "Д." осуществляет свою деятельность в рамках действующего законодательства в соответствии с Уставом, Муниципальной целевой программой "Развитие гаражного хозяйства на 2005 - 2007 годы и до 2010 года, утвержденной городским Собранием депутатов от 31.03.2005 г. № 1560, Положением об эксплуатации стоянок движимого имущества (гаражей), установленных на территории города Чебоксары, утвержденным Постановлением главы г. Чебоксары от 19.12.2005 № 289 и Постановлением главы города Чебоксары от 06.12.2005 № 282.
Пунктом 1.4 Положения о регистрации движимого имущества (гаражей), установленного на территории г. Чебоксары, утвержденного Постановлением главы г. Чебоксары от 06.12.2005 установлено, что регистрационный учет осуществляется регистрационным отделом МУП "Д.". Согласно пункту 1.6 Положения.
Проведение регистрации, а так же выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов, дубликатов документов об объектах учета осуществляется по ценам, установленным и утвержденным органом местного самоуправления.
Постановлением главы г. Чебоксары от 19.12.2005 № 289 утверждено Положение об эксплуатации стоянок движимого и недвижимого имущества (гаражей) установленного на территории г. Чебоксары.
Согласно данному Положению, управление, организация, содержание, техническое обслуживание, уборка, санитарное содержание СМГ производит МУП "Д.". Плата за содержание эксплуатационного места включает в себя плату за содержание СМГ, в т.ч. содержание подъездных путей, внутренней и прилегающей территории, санитарную уборку, вывоз мусора и снега. Причем, на основании п. 2.4 Положения размер платы за содержание эксплуатационного места устанавливается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, при этом сбор средств на содержание эксплуатационного места осуществляется МУП "Д.".
Так же Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 30.12.2005 г. № 320 утверждены предельные цены на работы и услуги оказываемые МУП "Д." на 2006 г., постановлением о 20.12.2007 г. № 302 - на 2008 г.
Распоряжением главы города Чебоксары от 28.12.2005 № 4870-р "Об условиях приватизации МУП "Д." преобразовано в открытое акционерное общество "Д.".
Постановлением главы города Чебоксары от 27.02.2007 внесены изменения в постановление главы администрации г. Чебоксары от 19.12.2005 № 289, согласно которым по тексту постановления слова "муниципальное унитарное предприятие "Д." заменено словами ОАО "Д.". В соответствии с п. 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Однако, согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Таким образом, требование статьи 17 данного федерального закона на МУП "Д." и ОАО "Д." не распространялось, однако, принятые Постановления главы города Чебоксары 06.12.2005 № 282, от 19.12.2005 № 289 об установлении полномочий общества и определении ценоустанавливающего органа на оказанные ОАО услуги, а также от 30.12.2005 г. № 320, от 20.12.2007 г. № 302, от 29.12.2006 № 228 об установлении предельных цен на услуги по регистрации и содержанию движимого и недвижимого имущества установленного на территории г. Чебоксары свидетельствуют об обратном.


Представителем Администрации г. Чебоксары даны письменные пояснения, в соответствии с которыми размер платы за содержание эксплуатационного места устанавливается правовым актом администрации г. Чебоксары. На основании письменного обращения общества предельные цены на услуги по регистрации и содержанию движимого и недвижимого имущества (гаражей) на 2011 год были согласованы администрацией.
Предельные цены на 2011 год были согласованы на уровне цен, действующих в 2010 году.
Письмом от 12.09.11 г. № 1036 ОАО "Д." пояснило, что до отмены постановлений от 06.12.2005 № 282 и от 19.12.2005 № 289, предельные тарифы на услуги физическим лицам ОАО "Д." устанавливались учредителем общества (администрацией г. Чебоксары) административными методами путем согласования (калькуляции на 2009 г. <...> и калькуляции на 2010 г. <...>).
Вместе с тем, глава 2 Положения об эксплуатации стоянок движимого и недвижимого имущества (гаражей) установленного на территории г. Чебоксары, устанавливающая плату за содержание гаражей (утвержденная постановлением № 289) исключена Постановлением администрации г. Чебоксары от 19.04.2011 № 139, а Постановление № 282 от 06.12.2005 "Об утверждении Положения о регистрации движимого имущества (гаражей) установленного на территории г. Чебоксары, устанавливающего полномочия общества и определяющего ценоустанавливающий орган на оказанные ОАО "Д." услуги, отменено 29.04.2011 г. постановлением администрации г. Чебоксары № 140.
До отмены вышеуказанных постановлений, внесения изменений в данные Положения, касающихся установления полномочий и определяющих ценоустанавливающий орган на оказанные ОАО "Д." услуги не происходило, следовательно, в своей деятельности Администрация г. Чебоксары и ОАО "Д." должны были руководствоваться вышеназванными нормативно-правовыми актами. С декабря 2008 г. предельные цены на услуги, предоставляемые ОАО "Д." общество устанавливало по согласованию с администрацией г. Чебоксары.
При расчете предельных цен (тарифов) на услуги по регистрации гаражей и содержанию эксплуатационного места для стоянки временного сооружения и содержанию эксплуатационного места для стоянки временного сооружения (гаража) для учета трудозатрат применялись Сборник цен и расценок на виды работ, выполняемых хозрасчетными проектно-сметными архитектурно-планировочными бюро, Предельные ставки для технической инвентаризации объектов недвижимости, утвержденные Постановлением Кабинета Министров ЧР от 17.03.2008 г. и Нормы обслуживания рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 г., при этом, предельные цены также согласовывались с администрацией г. Чебоксары.
Вместе с тем, ОАО "Д." использовались предельные ставки для технической инвентаризации объектов недвижимости для движимого имущества. Таким образом, Постановление по утверждению предельных ставок для технической инвентаризации объектов недвижимости применимо только для объектов недвижимости.
Кроме того, как ранее установлено Комиссией, действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц регистрировать движимое имущество (гаражи).
Статьей 16 закона о защите конкуренции запрещаются соглашения или согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п. 17 статьи 4 закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Постановление № 282 от 06.12.2005 "Об утверждении Положения о регистрации движимого имущества (гаражей) установленного на территории г. Чебоксары" Администрация г. Чебоксары возложила на ОАО "Д." полномочия по регистрации движимого имущества (гаражей), которые включают в себя: первичную регистрацию объектов учета, плановую регистрацию (перерегистрацию), внеплановую регистрацию, внеплановую регистрацию при изменении владельцев гаража, выдачу справки о наличии гаража-бокса, выдачу дубликата учетного документа, выдачу согласования на перемещение, выдачу ордера на капитальный гараж.
Кроме того, за оказание услуг, не предусмотренных действующим законодательством, ОАО "Д." взималась плата. При этом, за оказание вышеперечисленных услуг до 30.12.2008 г. цены устанавливались Администрацией г. Чебоксары, а впоследствии (после 30.12.2008 г.) ОАО "Д." по согласованию с Администрацией г. Чебоксары.
Таким образом, принятие Администрацией г. Чебоксары постановления от 06.12.2005 создало возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Кроме того, в результате принятия Администрацией г. Чебоксары постановлений от 06.12.2005 № 282, от 19.12.2005 № 289 для оказания услуг по регистрации движимого имущества и по эксплуатации стоянок движимого имущества (гаражей) был определен конкретный хозяйствующий субъект МУП "Д." (впоследствии ОАО"), а также определен ценоустанавливающий орган (администрация г. Чебоксары), тем самым совместно с Обществом Администрацией г. Чебоксары была ограничена возможность иных хозяйствующих субъектов, оказать услуги по содержанию эксплуатационного места, содержанию подъездных путей, установке гаража-бокса на эксплуатационное место и т.д.), в результате чего, ограничен доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как ранее установлено Комиссией, Администрацией г. Чебоксары незаконно были переданы полномочия ОАО "Д.", а также поручено предоставление непредусмотренных законодательством услуг, в результате чего ОАО необоснованно взимало плату за свои услуги и получило доход.
Комиссией выявлено, что за оказание услуг в соответствии с перечнем, на которые установлены предельные цены на 2009, 2010, 2011 г. (письмо ОАО "Д." от 17.08.2011) получен доход за исключением коммерческих услуг - всего 4521,9 тыс. руб., в том числе:
<...> В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства продолжается Комиссия считает необходимым выдать предписание с целью прекращения нарушения со стороны Администрации г. Чебоксары.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, части 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Признать Администрацию г. Чебоксары нарушившей ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать Администрацию г. Чебоксары и ОАО "Д." нарушившими статью 16 и п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Администрации г. Чебоксары предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии
С.Г.ДАНИЛОВА
Н.А.ДАВЫДОВА

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ДЕЛУ № 69-АМЗ-2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 14.11.2011 по делу № 69-АМЗ-2011 о нарушении Администрацией г. Чебоксары части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части наделения хозяйствующего субъекта функциямии правами органа местного самоуправления, о нарушении Администрации г. Чебоксары и ОАО "Д." статьи 16 и п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

предписывает:

1. Администрации г. Чебоксары в срок до 14.12.2011 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отзыва доверенности от 27.12.2010 № 29/01-5256, выданной директору ОАО "Д.", а также доверенностей выданных администрацией г. Чебоксары 07.12.10 г. следующим работникам ОАО "Д.": заместителю директора К., начальнику юридического отдела Г., юрисконсульту Ф.
2. Администрации г. Чебоксары в срок до 21.12.2011 года проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии
С.Г.ДАНИЛОВА
Н.А.ДАВЫДОВА

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru