Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. по делу № А79-131/2012

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (г. Москва, ул. Новорязанская, дом 12; г. Москва, ул. Маши Порываевой, дом 34) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский пр., дом 2) о признании недействительными решения и предписания от 19.12.2011,
при участии: представителя заявителя - юрисконсульта А., по доверенности от 26.12.2011 № 100 дф, представителя Управления ФАС по Чувашской Республике - главного специалиста-эксперта С., по доверенности от 21.11.2011 № 01-47/7621,

установил:

открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - акционерное общество, ОАО "ФПК") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Управление ФАС по Чувашской Республике, антимонопольный орган) о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В основание заявленного требования указывается, что оспариваемым решением ОАО "ФПК" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и ему выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Заявитель считает, что при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольным органом не была принята во внимание экономическая обоснованность действий акционерного общества.
Так, согласно статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в который входит, в частности, перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в купейных и общих вагонах.
Вместе с тем, государство не в полном объеме выделяет субсидии на компенсацию потерь в доходах при перевозке пассажиров. По этой причине в 2010 году недополучило 7,2 млрд. руб. компенсации выпадающих доходов.
В этой связи действия акционерного общества по изменению в схемах поездов с 2011 года количества плацкартных и купейных вагонов свидетельствует лишь о принятии мер по оптимизации затрат по перевозке, эффективному использованию подвижного состава с учетом конкретной рыночной и экономической ситуации.
Указывает также, что в апреле 2010 года в адрес Министерства транспорта Российской Федерации были направлены предложения по бюджетному финансированию, которые предусматривали выделение субсидий на компенсацию потерь в доходах в размере 36,7 млрд. руб. Однако это предложение принято не было. В результате этого в финансовом плане ОАО "ФПК" получает убыток в регулируемом сегменте при сохранении пассажирооборота на уровне 2010 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требование о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа и привела изложенные в заявлении и в дополнительных письменных пояснениях доводы. Указывает, что Управлением ФАС по Чувашской Республике необоснованно проведено сравнение заведомо несопоставимых временных периодов 2010 и 2011 годов. По мнению представителя заявителя, следовало оценивать именно 2011 год, поскольку размер выделяемых субсидий на этот год регламентирован Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В этой связи считает, что содержащиеся в оспариваемом решении антимонопольного органа ссылки на наличие прибыли и компенсацию потерь в 2010 году не имеют отношения к действиям ОАО "ФПК", совершенным в 2011 году.
Просит также учесть, что с января 2011 курсирует поезд № 16/15 Екатеринбург - Москва с увязкой составов в общий оборот с поездом 53/54 Чебоксары - Москва.
По мнению представителя заявителя, предписание Управления ФАС по Чувашской Республике является неопределенным и неисполнимым. Так, оспариваемое предписание не содержит сведений о том, в чем конкретно выражено нарушение антимонопольного законодательства, а также о том, какие конкретные действия и в какой срок должны быть проведены ОАО "ФПК".
Представитель Управления ФАС по Чувашской Республике отзывом на заявление и в ходе судебного заседания требование ОАО "ФПК" не признает.
Указывает, что в приведенные в заявлении ОАО "ФПК" доводы о недействительности решения Управления ФАС не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя и не опровергают выводы, сделанные антимонопольным органом при принятии решения.
Динамика перевозки пассажиров в сообщении "Чебоксары - Москва - Чебоксары" свидетельствует о наличии стабильного спроса на перевозку. Так, в плацкартном вагоне в 2009 году было перевезено 238 071 пассажир, в 2010 году - 238 275 пассажиров. В этой связи считает необоснованным снижение ОАО "ФПК" количества плацкартных вагонов с 9 до 4 (на 5 единиц), с одновременным увеличением количества более дорогих купейных вагонов с 5 до 8 (на 3 единицы).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Просит учесть, что если количество перевозимых пассажиров в плацкартных вагонах в схемах движения поездов ОАО "ФПК" по стране в целом было уменьшено на 6%, то в Чебоксарах это уменьшение составило 43%. Увеличение же пассажиропотока в купейных вагонах составило 27% и 47% соответственно.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства Управлением ФАС по Чувашской Республике в отношении ОАО Федеральная пассажирская компания" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Поводом к возбуждению дела послужила публикация в газете "Советская Чувашия" от 19.07.2011. В статье указывается о том, что в составе фирменного поезда "Чувашия", следующего из Чебоксар в Москву и обратно, сократилось количество плацкартных вагонов, и увеличилось количество купейных вагонов.
Решением Управления ФАС по Чувашской Республике от 19.12.2011 № 04-06/8435 ОАО "Федеральная пассажирская компания" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и ему выдано предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства путем восстановления количества плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" в первоначальном количестве.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из перечисленных норм следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения государственного органа суд должен исследовать ненормативный правовой акт на предмет его соответствия закону, нарушения прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Согласно статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 № 190-т "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" ОАО "Федеральная пассажирская компания" включено в названный реестр под № 77/1/4.
Следовательно, ОАО "ФПК" является субъектом естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, в том числе пассажиров по маршруту "Чебоксары - Москва".
Представленными по делу доказательствами и объяснениями участников процесса подтверждается, что с 15.01.2011 ОАО "ФПК" сократило количество плацкартных вагонов в фирменном поезде № 53/54 "Чувашия". Так, ранее (в зимний период) количество названных вагонов составляло 9 единиц, а с 15.01.2011 составило 4 единицы. При этом произошло увеличение количества купейных вагонов с 5 до 8 единиц.
Вместе с тем, количество перевозимых пассажиров и пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года не изменились. Так, в 2009 году было перевезено 344 314 пассажиров, в том числе в плацкартных вагонах 238 071 пассажир; в 2010 году всего перевезено 346 706 пассажиров, а в плацкартных вагонах - 238 275 пассажиров.
Кроме этого, по итогам первого полугодия 2010 и 2011 годов количество перевозимых пассажиров в плацкартных вагонах поездами ОАО "ФПК" по стране в целом уменьшилось на 6%, то в Чебоксарах этот показатель составил 43%. Увеличение же количества пассажиров, перевозимых в купейных вагонах, составило 27% и 47% соответственно. Изменение этих показателей связано с изменением количества типов вагонов в составе фирменного поезда "Чувашия".
При этом ОАО "ФПК" не принято во внимание, что путь железнодорожных перевозок в Чебоксарах является тупиковым, в Москву курсирует только один поезд, иных проходящих составов не имеется.
К тому же, как видно из письма ОАО ФПК" от 11.11.2011 № 1853 (см. л.д. 91 - 93), акционерное общество не производило аналогичное сокращение количества плацкартных вагонов с одновременным увеличением количества купейных вагонов. Так, по маршруту Нижний Новгород - Москва с 01.01.2011 произошло даже увеличение плацкартных вагонов на 2 единицы, по маршруту Казань - Москва - на 27 единиц.
Суд не принимает доводы заявителя о том, что изменение количества типов вагонов пассажирских перевозок свидетельствует лишь о принятии ОАО "ФПК" мер по оптимизации затрат по перевозке, эффективному использованию подвижного состава, эффективному использованию подвижного состава с учетом конкретной рыночной и экономической ситуации.
В рассматриваемой ситуации принятие мер по оптимизации затрат по перевозке пассажиров осуществлено только в интересах одной стороны, без учета конкретных обстоятельств дела. Изменение типов вагонов в составе поезда № 53/54 Чебоксары - Москва - Чебоксары привело к ущемлению интересов пассажиров, следующих по указанному маршруту.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Несостоятельны также доводы акционерного общества о том, что выданное ему предписание не отвечает требованиям законности, определенности и исполнимости. Предписание, выданное на основании состоявшегося решения антимонопольного органа, установившего факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ФПК", указывает на необходимость устранения названных нарушений в срок до 15.01.2012.
Увязка в общий оборот фирменного поезда № 53/54 с поездом № 16/15 Екатеринбург - Москва не может служить основанием для сокращения количества вагонов, подаваемых в Чебоксары.
При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по Чувашской Республике от 19.12.2011 соответствуют требованиям действующего законодательства, оснований для признания их недействительными не имеется.
Расходы по госпошлине отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" г. Москва отказать в удовлетворении заявления о признании недействительными решения от 19.12.2011 № 04-06/8435 и предписания от 19.12.2011 № 04-06/8436 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru