Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
пятого созыва (тридцатая сессия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. № 1338

ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 6 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Областное Собрание депутатов, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 24 июля 2002 года № 97-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, от 27 апреля 2004 года № 32-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 года № 201-ФЗ, от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ, от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ, от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ, от 1 октября 2007 года № 224-ФЗ, от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ, от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, от 28 февраля 2008 года № 13-ФЗ, от 22 июля 2008 года № 157-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ, от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 313-ФЗ, от 7 мая 2009 года № 80-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 167-ФЗ, от 24 июля 2009 года № 206-ФЗ, от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ, от 10 ноября 2009 года № 260-ФЗ, от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ, от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ, от 23 декабря 2010 года № 387-ФЗ, от 29 декабря 2010 года № 437-ФЗ, от 17 июня 2011 года № 146-ФЗ, от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ, от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ, от 7 ноября 2011 года № 303-ФЗ, от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ, от 22 ноября 2011 года № 334-ФЗ, от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ, от 30 ноября 2011 года № 353-ФЗ) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Поручить представлять интересы Архангельского областного Собрания депутатов в Конституционном Суде Российской Федерации:
1) Второму Станиславу Алексеевичу - председателю комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам, заслуженному юристу Российской Федерации;
2) Чертовой Надежде Андреевне - директору юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова, доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу Российской Федерации;
3) Худяковой Инне Валентиновне - начальнику отдела по обеспечению законодательной деятельности государственно-правового управления аппарата Архангельского областного Собрания депутатов, кандидату юридических наук.

Председатель
областного Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН





Приложение
к постановлению
областного Собрания депутатов
от 25.04.2012 № 1338

В Конституционный Суд
Российской Федерации
190000, г. Санкт-Петербург,
Сенатская площадь, д. 1

Заявитель:
Архангельское областное
Собрание депутатов
163000, г. Архангельск,
пл. Ленина, д. 1

Органы, принявшие
оспариваемый акт:

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
103265, г. Москва,
ул. Охотный ряд, д. 1



Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
103426, г. Москва,
ул. Большая Дмитровка, д. 26

Президент Российской Федерации
103132, г. Москва, Кремль

ЗАПРОС
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 6 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001 года принят Трудовой кодекс Российской Федерации, который одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 года (№ 197-ФЗ) и опубликован в изданиях "Российская газета" от 31 декабря 2001 года № 256, "Парламентская газета" от 5 января 2002 года № 2 - 5, "Собрание законодательства Российской Федерации" от 7 января 2002 года № 1 (ч. 1), ст. 3.
Впоследствии в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения следующими Федеральными законами:
Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 97-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2002 года № 137);
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 года № 138 - 139);
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (опубликован в "Российской газете" от 1 июля 2003 года № 126);
Федеральный закон от 27 апреля 2004 года № 32-ФЗ "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 30 апреля 2004 года № 92);
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 31 августа 2004 года № 188);
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2004 года № 292);
Федеральный закон от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 13 мая 2005 года № 100);
Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 7 июля 2006 года № 146);
Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 23 декабря 2006 года № 290);
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 10 января 2007 года № 1);
Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 24 апреля 2007 года № 86);
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" (опубликован в "Российской газете" от 25 июля 2007 года № 159);
Федеральный закон от 1 октября 2007 года № 224-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 3 октября 2007 года № 219);
Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (опубликован в "Российской газете" от 24 октября 2007 года № 237);
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (опубликован в "Российской газете" от 5 декабря 2007 года № 272);
Федеральный закон от 28 февраля 2008 года № 13-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 5 марта 2008 года № 47);
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2008 года № 160);
Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 25 июля 2008 года № 158);
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2008 года № 266);
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2008 года № 266);
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2008 года № 267);
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия" (опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2008 года № 267);
Федеральный закон от 7 мая 2009 года № 80-ФЗ "О внесении изменения в статью 230 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 13 мая 2009 года № 84);
Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 167-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 21 июля 2009 года № 132);
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2009 года № 138);
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2009 года № 138);
Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (опубликован в "Российской газете" от 13 ноября 2009 года № 214);
Федеральный закон от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 27 ноября 2009 года № 226);
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (опубликован в "Российской газете" от 2 августа 2010 года № 169);
Федеральный закон от 23 декабря 2010 года № 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 27 декабря 2010 года № 293);
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2010 года № 297);
Федеральный закон от 17 июня 2011 года № 146-ФЗ "О внесении изменений в статьи 348.2 и 348.11 Трудового кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 21 июня 2011 года № 131);
Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 4 июля 2011 года № 142);
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 года № 159);
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (опубликован в "Российской газете" от 25 июля 2011 года № 160);
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 года № 159);
Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" (опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 года № 159);
Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" (опубликован в "Российской газете" от 9 ноября 2011 года № 251);
Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (опубликован в "Российской газете" от 9 ноября 2011 года № 251);
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (опубликован в "Российской газете" от 26 ноября 2011 года № 266с);
Федеральный закон от 22 ноября 2011 года № 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" (опубликован в "Российской газете" от 26 ноября 2011 года № 266с);
Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 7 декабря 2011 года № 275);
Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 7 декабря 2011 года № 275).
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 и статьями 36, 37, 84 - 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Архангельское областное Собрание депутатов просит проверить конституционность абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в части принятия законодательного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, - депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно соответствие содержания абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации содержанию пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в части принятия законодательного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, - депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 85 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" допустимость запроса обусловлена тем, что Архангельское областное Собрание депутатов считает не подлежащим действию из-за неконституционности абзац четвертый части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть распространены на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, - депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, так как указанные лица не состоят в трудовых отношениях с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с ними не заключается трудовой договор, они не могут быть уволены в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, на них не распространяются правила трудового распорядка данного органа, руководитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не является представителем нанимателя по отношению к названным лицам. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации имеют особый статус, определенный Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) и законами субъектов Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2011 года № 1-Г11-20 был признан недействующим и противоречащим абзацу четвертому части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации пункт 1 статьи 9 областного закона от 22 октября 2009 года № 83-6-ОЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, контрольно-счетной палате Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области", согласно которому предусматривалась единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений, в частности, депутатам Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющим свои полномочия на постоянной профессиональной основе, при прекращении их полномочий. Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации установление дополнительных гарантий отдельным категориям работников относится к исключительному ведению Российской Федерации, следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере.
Как следует из указанного определения Верховного Суда Российской Федерации, законодатель Архангельской области, устанавливая данную выплату для названной категории лиц, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации норму, предусматривающую дополнительную гарантию отдельным категориям работников при увольнении, чем превысил свои полномочия в сфере регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Позиция Архангельского областного Собрания депутатов по вопросу, поставленному в настоящем запросе, состоит в следующем.
Абзацем четвертым части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания статей 1, 3 и 8 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, государственные должности не относятся к должностям гражданской службы и, следовательно, не охватываются регулированием данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, данным Федеральным законом не регулируется. Особый характер государственных должностей субъектов Российской Федерации вытекает также из содержания пункта 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, согласно которому на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
К государственной должности субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381, относится должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственные должности субъектов Российской Федерации обладают особой спецификой и не охватываются регулированием законодательства Российской Федерации о государственной службе.
В настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере общественных отношений до принятия соответствующего федерального закона.
Это вытекает также из положений бюджетного законодательства Российской Федерации: в силу статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Архангельской области вправе самостоятельно определять направления расходования средств областного бюджета. На основании этого Архангельская область вправе устанавливать дополнительные гарантии лицам, замещающим государственные должности Архангельской области, с учетом своих финансовых возможностей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при осуществлении полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Изложенному выше выводу о праве субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривать определенные государственные гарантии, связанные с замещением таких должностей, корреспондирует судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 7 июня 2006 года № 85-Г06-4 указывает, что в Российской Федерации не принят федеральный закон, который регулировал бы вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации. В связи с этим законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере.
В определении от 28 мая 2008 года № 60-Г08-3 Верховный Суд Российской Федерации также указывает, что в настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, поэтому субъект Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств порядок пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной службы субъектов Российской Федерации, предусматривая в его рамках различные виды социальных гарантий.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации рассматривался вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 1999 года № 189-О и от 11 мая 2006 года № 88-О, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям указанных лиц, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
В определении от 21 октября 2008 года № 797-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и при оценке нормативных положений, предписания которых распространяются на лиц, замещавших соответствующие государственные должности субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 и статьями 36, 37, 84 - 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Архангельское областное Собрание депутатов просит Конституционный Суд Российской Федерации:
Признать абзац четвертый части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в части принятия законодательного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, - депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не соответствующим пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в части принятия законодательного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, - депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" к настоящему запросу прилагаются:
текст Трудового кодекса Российской Федерации - 30 экземпляров;
доверенности, подтверждающие полномочия представителей Архангельского областного Собрания депутатов, а также копии документов, подтверждающие право лиц выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителей, - 90 экземпляров;
документ об уплате государственной пошлины - 30 экземпляров.

Председатель
областного Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru