Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. № 66-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА НАГИМЬЯНОВА ЛИФА ХАБИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ
И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,
УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 1997 ГОДА № УП-119

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Нагимьянов Л.Х. оспаривает конституционность частей 4 и 5 статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 12 июля 2010 года № 282-з) и пункта 4.4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года № УП-119 (в редакции Указа Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года № УП-16), в смысле, придаваемом им правоприменительной практикой.
Как утверждается в жалобе, ошибочная трактовка оспариваемых положений органом, осуществляющим выплату пенсий, привела к недоплате заявителю в период с апреля 2009 года по февраль 2012 года пенсии за выслугу лет государственной службы в сумме 27518 рублей, что нарушило его конституционные права.
2. Согласно Конституции Республики Башкортостан граждане имеют равный доступ к государственной службе (статья 34); труд свободен, каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть первая статьи 40).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной на основе интерпретации статьи 71 (пункты "г" и "т") и статьи 72 (пункты "к" и "н" части 1) Конституции Российской Федерации, сфера регулирования государственной гражданской службы относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Постановление от 3 февраля 2009 года № 2-П).
Конституция Республики Башкортостан в соответствии с целями социального государства (часть первая статьи 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 45).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации), правовое положение (статус) гражданского служащего установлены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, а также компенсировать установленные для гражданских служащих ограничения, данный Федеральный закон называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52), в соответствии с которым должен устанавливаться и стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации, предопределяющий право гражданского служащего на назначение пенсии за выслугу лет и ее размер (часть 3 статьи 54). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, что констатировано Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации "при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", субъект Российской Федерации, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, должен осуществлять это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения" (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П).
3. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" урегулированы условия пенсионного обеспечения исключительно федеральных государственных служащих. Согласно пункту 4 его статьи 7 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Башкортостан пенсионное обеспечение государственного служащего определяется статьей 30 Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан".
Согласно абзацам первому и второму части 1 названной статьи лица, замещавшие после вступления в силу настоящего Закона государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе по достижении ими возраста, при котором назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях, за исключением случаев увольнения с государственной службы, связанных с виновными действиями.
Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, для женщин - 10 лет.
В соответствии с частью 2 указанной статьи государственному служащему, по его выбору, устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день возникновения права на пенсию по выслуге лет, прекращения государственной службы Республики Башкортостан или достижения возраста, дающего право выхода на пенсию по старости, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости или за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Часть 4 данной статьи предусматривает периодический пересмотр указанной пенсии, исходя из увеличения денежного содержания государственных служащих соответствующих должностей или исходя из повышения стоимости жизни в порядке индексации в соответствии с законодательством.
Выплата пенсии за выслугу лет государственным служащим до назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
При назначении государственным служащим в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовой пенсии по старости (инвалидности) выплата пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан в части, превышающей размер трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Согласно части 5 статьи 30 Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" назначение и выплата пенсии за выслугу лет производится органом, осуществляющим выплату пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частями 2 и 3 настоящей статьи, используется предусмотренная Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 14) методика расчета, согласно которой, в частности, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или при наличии инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данные законоположения конкретизируются в пункте 4.4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года № УП-119, в котором предусматривается, что "размеры пенсий, установленные по настоящему Положению, пересматриваются при увеличении денежного содержания по соответствующей должности исходя из этого увеличенного денежного содержания или при повышении стоимости жизни в порядке индексации в соответствии с законодательством.
Под увеличением денежного содержания следует понимать увеличение любой из выплат, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Положения.
В случае отсутствия соответствующей государственной должности категории "А", "Б", "В" либо отсутствия органа государственной службы в связи с его ликвидацией и отсутствием правопреемника, перерасчет производится исходя из увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в аналогичном государственном органе. Решение о должности, по которой определяется размер денежного содержания и об органе государственной службы, аналогичном тому, в котором лицо замещало государственную должность, принимает Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы (далее - Комиссия) (в случае необходимости - на основании заключения Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан).
В новом размере пенсия выплачивается со дня увеличения денежного содержания. Перерасчет пенсий производится органом, осуществляющим назначение и выплату пенсий за выслугу лет государственной службы по представлению документов об увеличении денежного содержания органами государственной службы (их правопреемниками) либо на основании решений (разъяснений) Комиссии.
В случае приобретения права на более высокий размер пенсии по иным основаниям чем те, по которым выплачивается пенсия за выслугу лет, по заявлению государственного служащего производится перевод с одного вида пенсии на другой. Перевод осуществляется с месяца, следующего за месяцем обращения".
Таким образом, принятые в пределах полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан оспариваемые заявителем нормы Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" и Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы текстуально воспроизводят методику расчета размера пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, предусмотренную федеральными законоположениями. Их проверка не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Иное означало бы проверку конституционности и законности федеральных норм, что находится в ведении федеральных судов.
4. Поставленный в жалобе вопрос о валоризации (повышении) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, урегулирован статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункт 4 данной статьи устанавливает, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Предоставление гражданам права избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, направлено на учет их интересов и не может расцениваться как ущемление их конституционных прав (Определение от 16 декабря 2010 года № 1607-О-О).
Оценка же правильности определения продолжительности стажа, с учетом которого заявителю был установлен размер пенсии и сумма валоризации, не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, закрепленной в статье 106 Конституции Республики Башкортостан и статье 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нагимьянова Л.Х. в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru