Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу № А12-2286/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2012
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2012
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пятерниной Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда (ИНН: 3443047892, ОГРН: 1023402976288) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН: 3444054571, ОГРН: 1023403452555) о признании действий незаконными, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Государственного учреждения "Управление строительства Главного управления внутренних дел Волгоградской области", Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН: 3444012677, ОГРН: 1023403458650), Министерство внутренних дел Российской Федерации
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - представитель К. по доверенности от 10.01.2012;
от ответчика - представитель Ц. по доверенности <...>;
от ГУ МВД РФ по Волгоградской области - представитель И. по доверенности <...>;
от ГУ "Управление строительства Главного управления внутренних дел Волгоградской области" - представитель не явился, извещен;
от МВД России - представитель И. по доверенности <...>;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда (далее - УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, ответчик) о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе исполнить исполнительный лист от 03.11.2009 серии АС № 000876362, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-13288/2009, исполнительный лист от 03.02.2011 серии АС № 001833649, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-19676/2010, исполнительный лист от 11.02.2011 серии АС № 001834064, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-19936/2010.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Управление Федерального казначейства по Волгоградской области принять к исполнению исполнительные листы о взыскании с Государственного учреждения Управление строительства Главного управления внутренних дел Волгоградской области недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 03.11.2009 серии АС № 000876362 на сумму 340 384 рублей; от 03.02.2011 серии АС № 001833649 на сумму 42 983,18 рублей; от 11.02.2011 серии АС № 001834064 на сумму 10917,58 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное учреждение "Управление строительства Главного управления внутренних дел Волгоградской области" (далее - ГУ УС ГУВД Волгоградской области), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители УФК по Волгоградской области, ГУ МВД России, МВД России с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просят в удовлетворении заявления отказать.
ГУ УС ГУВД Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие вышеназванного лица.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 29 ноября 2011 в УФК по Волгоградской области от взыскателя УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда поступили исполнительные листы: серия АС № 001834064 по делу № А12-19936/2010 и серия АС № 001833649 по делу № А12-19676/2010 о взыскании денежных средств с должника ГУ УС ГУВД Волгоградской области.
11 января 2012 в УФК по Волгоградской области от взыскателя УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда поступил исполнительный лист серии АС № 000876362 по делу № А12-13288/2009 о взыскании с ГУ УС ГУВД Волгоградской области денежных средств.
УФК по Волгоградской области исполнительные листы и все поступившие от взыскателя документы возвращены в адрес УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда сопроводительными письмами от 01.12.2011 № 29-15-20/239, от 13.01.2012 № 29-17-20/02 с указанием на отсутствие у должника ГУ УС ГУВД Волгоградской области в отделениях и Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, в органах Федерального казначейства открытого лицевого счета получателя бюджетных средств.
Полагая, что действия УФК по Волгоградской области по возврату исполнительных документов без исполнения противоречат действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел в порядке главы 24 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта (решения) и действий (бездействия) устанавливает: соответствие оспариваемого акта (решения) и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение; нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, совершения возлагается на орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 14 приказа Министерства финансов РФ от 22.09.2008 г. № 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения) исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом. В письме указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства, а также указывается наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должнику, либо указывается на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Федерального казначейства от 26.09.2007 № 5н "О порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств" (в редакции приказа Казначейства РФ от 29.10.2010 № 14н) при поступлении в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств федерального бюджета по денежным обязательствам должника, не имеющего лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, открытого ему как получателю средств федерального бюджета в органе Федерального казначейства, данный исполнительный документ не подлежит регистрации в Журнале учета и регистрации исполнительных документов и в течение пяти рабочих дней направляется взыскателю заказным письмом (или выдается лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма органа Федерального казначейства, с указанием даты получения) со всеми поступившими от него (представителя взыскателя по доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иному документу, удостоверяющему полномочия представителя взыскателя) либо суда документами и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника как получателя средств федерального бюджета в данном органе Федерального казначейства.
Судом установлено, что лицевые счета ГУ УС ГУВД Волгоградской области были открыты в УФК по Волгоградской области до 31.12.2008. В связи с вступлением в силу с 01.01.2009 приказов Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2008 № 80н "О порядке ведения сводного реестра распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета...", от 01.09.2008 № 88н "О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности" и приказов Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами", от 10.10.2008 № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов...." Федеральное казначейство своим письмом от 26.12.2008 № 42-7.1-15/1.6-612 всем Управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации дало указания о закрытии лицевых счетов, открытых участникам бюджетного процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими до 31.12.2008.
После завершения операционного дня 31.12.2008 лицевые счета ГУ УС ГУВД Волгоградской области были закрыты, о чем было сообщено начальнику ГУ УС ГУВД Волгоградской области письмами от 11.01.2009 № 06-33/14, от 11.01.2009 № 06-33/35.
С момента закрытия лицевых счетов и до настоящего времени заявление от ГУ УС ГУВД Волгоградской области на открытие лицевого счета не поступало.
По сведениям УФК по Волгоградской области должник ГУ УС ГУВД Волгоградской области с 2006 года из федерального бюджета не финансировался, что подтверждается выписками состояния лицевых счетов получателя средств федерального бюджета по состоянию на 2006, 2007, 2008 годы.
Как следует из письма ГУ МВД России по Волгоградской области "О направлении информации" от 19.03.2012 № 9/795 финансирование ГУ УС ГУВД Волгоградской области на уплату страховых взносов на обязательное страхование не осуществлялось. До 2005 года ГК УС ГУВД Волгоградской области финансировалось непосредственно УОКС ДТ МВД России на исполнение функций заказчика в сфере строительства. ГУ МВД России по Волгоградской области не имеет возможности погашать кредиторскую задолженность, образованную в результате внебюджетной деятельности ГУ УС ГУВД Волгоградской области, в силу требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных актов Минфина России о бюджетных расходах и их санкционировании.
В рассматриваемом случае, действия УФК по Волгоградской области по возврату исполнительных документов соответствуют положениям пункта 1 статьи 242.3 БК РФ, пункта 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 99н.
Довод заявителя о нарушении УФК по Волгоградской области при возврате исполнительных документов требований пункта 3 статьи 242.1 БК РФ судом рассмотрен и признан несостоятельным, поскольку при возвращении документов орган Федерального казначейства руководствовался пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ, пунктом 14 Административного регламента.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что судебный акт о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности в данном случае отсутствует, поэтому у УФК по Волгоградской области не было обязанности направить исполнительный лист для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Таким образом, поскольку, возвращая исполнительные листы, УФК по Волгоградской области указало на отсутствие открытых лицевых счетов ГУ УС ГУВД Волгоградской области в органах Федерального казначейства, а судебного акта о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности не имеется, то в данном случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд считает, что заявитель не представил доказательств несоответствия оспариваемых действий закону, а также нарушение его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, как заявитель, так и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Волгограда (ИНН: 3443047892, ОГРН: 1023402976288) о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН: 3444054571, ОГРН: 1023403452555), выразившиеся в отказе исполнить исполнительный лист от 03.11.2009 серии АС № 000876362, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-13288/2009, исполнительный лист от 03.02.2011 серии АС № 001833649, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А 12-19676/2010, исполнительный лист от 11.02.2011 серии АС № 001834064, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-19936/2010, а также об обязании Управления Федерального казначейства по Волгоградской области устранить нарушения прав и законных интересов Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Волгограда путем принятия к исполнению исполнительных листов о взыскании с Государственного учреждения Управление строительства Главного управления внутренних дел Волгоградской области недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 03.11.2009 серии АС № 000876362 на сумму 340 384 рублей; от 03.02.2011 серии АС № 001833649 на сумму 42 983,18 рублей; от 11.02.2011 серии АС № 001834064 на сумму 10917,58 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
Е.С.ПЯТЕРНИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru