Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу № 33-1446

Судья И.Ю. Кондратьев

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего И.Д. Васильевых
судей М.В. Кочетковой, С.И. Заварихиной,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 марта 2012 года дело
по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2011 года
по делу по иску П.О.Д. к Администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты и обязании обеспечить перечисление денежных средств.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Васильевых И.Д., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

установила:

П.О.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, просила признать действия ответчика по отказу в выдаче денежных средств на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты, незаконными, обязать ответчика перечислить ей социальную выплату. Требования мотивирует тем, что 24.05.2007 г. на основании решения Администрации Кстовского муниципального района она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь на получение жилья по программе "Молодая семья". В феврале 2011 года П.О.Д. оформила ипотечный кредит на квартиру и представила ответчику пакет документов, необходимых для получения выплаты. 29.09.2011 г. она получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 831600 рублей. Письмом от 03.11.2011 г. Администрация Кстовского муниципального района сообщила о невозможности предоставления выплаты в связи с изменением законодательства.
Определением судьи Кстовского городского суда от 08.12.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2011 года постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Кстовского муниципального района в выдаче П.О.Д. денежных средств на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области обеспечить получение молодой семьей в составе: П.О.Д., П.Н.П., П.И.Н., П.А.Н. социальной выплаты на приобретение жилья на территории Нижегородской области по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в сумме 831600 рублей по свидетельству серии <...> от 29.09.2011 г. за счет средств федерального бюджета, бюджета Нижегородской области и бюджета Кстовского муниципального района.
Взыскать с Администрации Кстовского муниципального района в пользу П.О.Д. государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В кассационной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит об отмене решения суда ввиду того, что при разрешении спора суд первой инстанции не учел изменения, внесенные в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которым социальная выплата не может быть использована на погашение долга по кредиту, оформленному позднее 01.01.2011 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в ее поддержку представителя Министерства социальной политики Нижегородской области С.Л.Г., действующую по доверенности, а также П.О.Д., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии при Администрации Кстовского муниципального района от 24.05.2007 г. П.О.Д. с семьей из 4-х человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки молодых семей - претендентов на получение субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
25.02.2011 г. супруги П.О.Д. и П.Н.П. заключили с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор, по условиям которого банк предоставил им ипотечный кредит в сумме 1496000 рублей на приобретение квартиры <...> в г. Кстово. 26.02.2011 г. П.О.Д. и П.Н.П. заключили договор купли-продажи указанной квартиры. Переход права собственности П-ных на квартиру по 1/2 доле на каждого зарегистрирован в Управлении Росреестра по Нижегородской области 02 марта 2011 года, выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 34, 35). 15.10.2011 г. П.Н.П. и П.О.Д. оформлено нотариальное обязательство о передаче 1/4 доли приобретенного жилого помещения в общую долевую собственность несовершеннолетних детей - П.И. и П.А., зарегистрированных по месту жительства в данной квартире.
29 сентября 2011 года молодой семье в составе: П.Н.П., П.О.Д., П.И., П.А. выдано свидетельство серии <...> о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Нижегородской области в сумме 831000 рублей.
Письмом от 03.11.2011 г. Администрацией Кстовского муниципального района отказано П.О.Д. в предоставлении социальной выплаты с использованием средств федерального бюджета в связи с изменениями, внесенными 14.07.2011 г. в Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 и позволяющими перечислять социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным только до 1 января 2011 года.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Признавая незаконным отказ Администрации Кстовского муниципального района в выдаче П.О.Д. денежных средств на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный отказ противоречит конституционным принципам.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
В силу ст.ст. 38, 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.ст. 54, 55 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей". Данная подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения.
Социальные выплаты в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 17.12.2010 г.) используются, в том числе, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Право молодой семьи - участницы подпрограммы - на получение социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
14.07.2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 № 575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы") в Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 внесены изменения: пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат дополнен подпунктом "е" следующего содержания:
"е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам."
Как уже указано выше и подтверждено материалами дела, П.О.Д. и ее семья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, включены в списки молодых семей - претендентов на получение субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", им выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Нижегородской области.
Указанные права П-ных и выданное свидетельство никем не оспорены и не признаны недействительными. Основания для отказа в выдаче свидетельства не установлены.
26.02.2011 г. супругами П.О.Д. и Н.П. по договору купли-продажи за счет средств ипотечного кредита приобретена квартира, выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 18 - 35). В отношении несовершеннолетних детей П-ных оформлено нотариальное обязательство о передаче 1/2 доли приобретенного жилого помещения в общую долевую собственность.
Ипотечный займ на приобретение жилого помещения и договор купли-продажи квартиры были заключены П-ными в период действия Правил предоставления молодым семьям социальных выплат (до внесения в них изменений). Соответственно, при оформлении данных договоров П-ны не знали и не могли знать о предстоящих изменениях Правил. На момент оформления договоров П-ными в пункте 2 Правил указывалось, что социальные выплаты на приобретение жилого помещения используются, в частности и для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
К тому или иному факту или случаю необходимо применять закон, который действовал в момент, когда произошел данный случай или имел место данный факт. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права, уверенность граждан в стабильности их правового положения, в прочности правопорядка. Изменения, внесенные в Правила 14.07.2011 г., не могут ухудшать положение семьи П.О.Д., лишать ее возможности реализовать свои законные права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения при наличии такого права и только по формальным соображениям.
При данных установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда являются правильными, они мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным судом, подтверждены доказательствами, собранными по делу, и согласуются с положениями ст.ст. 38, 40, 54, 55 Конституции Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, они аналогичны позиции ответчика, изложенной в судебном заседании, фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако основания для иной оценки отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения. Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения, в связи с чем кассационная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ, от 3 декабря 2011 года № 388-ФЗ, № 389-ФЗ), судебная коллегия

определила:

Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Д.ВАСИЛЬЕВЫХ

Судьи
С.И.ЗАВАРИХИНА
М.В.КОЧЕТКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru