Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2012 г. по делу № А43-25491/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Садовской Г.А. (шифр дела 35-585)
судей Мукабенова И.Ю., Мустафаева Г.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником Савиновым К.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело заявлению ООО "Стройкомплект" (ОГРН 1025201984928), уточненному в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области № 42/58 от 30.11.2010 года (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11)
При участии представителей:
от заявителя: Петухов Д.В. (доверенность от 26.03.2012)
от ответчика: Гришин А.С. (доверенность от 28.12.2011)
от третьих лиц: от ОАО "Тепловые сети Кстовского района": Панина Т.В. (доверенность от 15.06.2011)

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО "Стройкомплект" (далее - заявитель, Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующим решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо, РСТ) № 42/58 от 30.11.2010 года (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11) по основаниям указанным в заявлении. Представитель заявителя требования поддержал.
Представители РСТ, ОАО "Тепловые сети Кстовского района" в судебном заседании требование заявителя отклонили, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, необходимые для рассмотрения спора по существу.
30.11.2010 РСТ принято решение № 42/58 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района" г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области", в силу которого, ОАО "Тепловые сети Кстовского района" на 2011 календарный год установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 234, 64 руб./Гкал. Период действия установленного тарифа указан с 01.01.2011 по 31.12.2011 включительно. Названный нормативно-правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и на основании расчетных и обосновывающих материалов, представленных ОАО "Тепловые сети Кстовского района", экспертного заключения рег. № в-200 от 11.06.2010, дополнительного экспертного заключения рег. № в-961 от 26.11.2010.
19.09.2011 РСТ принято Решение № 38/11 "О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2010 № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области потребителям Кстовского района Нижегородской области" в соответствии с которым в пункте 58.1 исключены слова "(без учета НДС)", Приложение 1 к решению изложено в новой редакции.
С позиции заявителя, названные выше акты приняты с нарушением действующего законодательства в области регулирования тарифов, поскольку тариф, установленный ОАО "Тепловые сети Кстовского района" с превышением размера максимального роста тарифов на 2011 год, утвержденного Приказом ФСТ № 244-э/2 от 07.10.2010. Поскольку между заявителем и ОАО "Тепловые сети Кстовского района" заключен договор энергоснабжения на подачу тепловой энергии № 322 от 01.08.2009, Посчитав, оспариваемое решение (с учетом внесенных в него изменений) нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев представленное заявление, суд счел его не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Под нормативным правовым актом понимается правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные.
Решение РСТ № 42/58 от 30.11.2010 (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11) является обязательным для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, рассчитано на неоднократное применение в течение периода своего действия, действуют независимо от того, возникли или прекратились определенные правоотношения.
Текст решения РСТ № 42/58 от 30.11.2010 опубликован в издании "Нижегородская правда", № 140(25316), 21.12.2010, а решение РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 опубликовано в издании "Нижегородская правда", № 117(25437), 25.10.2011.
Соответственно, указанные правовые акты носят нормативный характер и дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным этим кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 названного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (пункт 5 статьи 194 упомянутого кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункт 6 этой же статьи). В рассматриваемой ситуации таким органом является РСТ.
В рассматриваемой ситуации суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" этот закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 статьи 1 данного закона). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в числе прочих следующее полномочие: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (подпункт 4 пункта 4 статьи 4 этого же закона).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Нижегородской области. Согласно пункту 1.1 Положения Региональная служба по тарифам Нижегородской области создана в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и действует на основании этого Положения. Региональная служба по тарифам Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов. В силу пункта 2.2 Положения одной из основных задач РСТ является установление подлежащих государственному регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом государственной власти с соблюдением установленной процедуры.
Как видно из пункта 11.1.2 решения РСТ от 19.09.2011 № 38/11, оно сводится к тому, что ответчиком из потребителей Кстовского района Нижегородской области отдельно выделяется такая категория как "население" и в отношении этой категории отдельно указывается тариф на тепловую энергию в размере 1456,88 руб./Гкал. При этом для остальных категорий потребителей тариф сохраняется в размере 1 234, 64 руб./Гкал. Эти тарифы по своей сути являются одинаковыми с включением в один из них (для населения) суммы НДС. Следовательно, смыслом принятия оспариваемого решения является лишь четкое указание на то обстоятельство, что в тариф для категории "население" уже заложена сумма НДС, подлежащая взысканию в любом случае.
Названное уточнение, носящее технический характер, не может быть признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ибо запретов на такое действие в них не содержится.
Превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов никоим образом не произошло, ибо если из тарифа для населения исключить сумму НДС, то сам тариф будет находиться в установленных пределах.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в решении РСТ Нижегородской области от 19.09.2011 № 38/11 пункт 12.2 отсутствует.

Что касается пункта 12.2 решения РСТ от 19.09.2011 № 38/11, то оно также не нарушает требований действующего законодательства Российской Федерации.
Как было упомянуто выше, уточнение действующего тарифа для категории "население" с указанием на учет в его сумме НДС носит лишь уточняющий характер. Соответственно, оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, который устанавливает новый тариф или в связи с его принятием ранее действовавший тариф увеличивается, а равно оно не подпадает под признаки акта, в связи с принятием которого устанавливаются новые (дополнительные) обязанности либо иным образом ухудшается положение лиц, применяющих тариф.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что распространение действия оспариваемого решения на правоотношения, возникшие до момента его вступления в силу, противоречит действующему федеральному законодательству, также является необоснованной.
Каких-либо доказательств того, что в связи с оспариваемым решением нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц в целом либо чьи-либо в частности, суду не представлено и им самим в рассматриваемой ситуации не усматривается. Внесенные в решение № 42/58 от 30.11.2010 года изменения носят характер уточняющих и не оказывают влияния на сложившиеся ранее правоотношения в связи с оплатой потребителями поставляемой им тепловой энергии ОАО "Тепловые сети Кстовского района".
Довод заявителя о противоречии решения от 30.11.2010 № 42/58 приказу ФСТ России от 22.09.2009 № 244-э/2 от 07.10.2010 не может быть принят судом, так как в силу пункта 1 Приказа установленные им предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям в среднем по субъекту Российской Федерации. Таким образом, приведенный в пункте 48 приложения к приказу уровень роста тарифов 113,5% являются средними, конкретные тарифы, установленные для конкретных теплоснабжающих организаций Нижегородской области могут как выше, так и ниже.
При таких условиях, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области № 42/58 от 30.11.2010 года (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11), не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования ООО "Стройкомплект" (ОГРН 1025201984928) оставить без удовлетворения.
Решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области № 42/58 от 30.11.2010 года (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11) признать соответствующим действующему законодательству Российской Федерации.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца.

Председательствующий
Г.А.САДОВСКАЯ

Судьи
И.Ю.МУКАБЕНОВ
Г.И.МУСТАФАЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru