Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. по делу № 3-51/2011

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Полушкина А.В., при секретаре судебного заседания Шибановой С.С.
с участием прокурора Демидова Д.С.,
представителей заявителя Пономарева Ю.И. (действующего на основании Устава), Лучихина А.В. (доверенность от 11.01.2011 г. сроком до 31.12.2011 г.)
представителя Правительства УР Украинцевой Ю.Л. (доверенность № 7-196/4 от 06.04.2011 г. сроком по 06.04.2012 г.),
представителей заинтересованного лица Управления охраны фауны УР Мышкиной Е.Е. (доверенность от 30.03.2011 г. сроком на три года), Пластинина М.Е. (доверенность от 18.01.2010 г. сроком на три года),
представителя ОО "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" Микрюкова Г.Е. (доверенность № 5 от 17.05.2011 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" о признании недействующим со дня вступления в силу пункта 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР",

установил:

Общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" (далее заявитель, Сарапульское РООиР) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) о признании недействующим, в связи с несоответствием федеральному законодательству и в связи с неоднозначным толкованием, пункта 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", со дня вступления в силу данного нормативного правового акта.
Требования заявителя мотивированы тем, что пунктом 6 вышеуказанного постановления Правительства УР незаконно была изменена южная граница Сарапульского охотхозяйства, закрепленного за данным обществом, в связи с чем, была уменьшена его территория.
Согласно текста пункта 6 оспариваемого постановления следует, что в пользование общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" предоставлены территории и акватории Каракулинского района Удмуртской Республики, площадью - 61 тыс. га, в следующих границах:
северная - от шоссе Сарапул - Каракулино по административной границе с Сарапульским районом Удмуртской Республики до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка;
восточная - от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа);
южная - от деревни Тарасово вниз по течению реки Кама до административной границы с Республикой Башкортостан, далее по административным границам республик Башкортостан и Татарстан до устья реки Белой;
западная - от устья реки Белой вверх по течению реки Кама до деревни Юньга, далее на север по реке Кобылка до пересечения с автодорогой Каракулино - Ныргында, далее по грунтовой дороге через деревню Колюшево, Усть-Сакла до административной границы Республики Татарстан до стыка административных границ Сарапульского и Каракулинского районов Удмуртской Республики и по ней до шоссе Сарапул - Каракулино.
Пунктом 6 постановления необоснованно уменьшается площадь территории Сарапульского охотхозяйства. Из текста пункта 6 оспариваемого постановления следует, что границы Каракулинского охотничьего хозяйства определены в административных границах одноименного района, в то же время, в качестве ориентиров одного из участков границы перечисляются населенные пункты, находящиеся в соседнем Сарапульском районе, а именно деревни Соколовка и Тарасово.
Кроме того, вызывают неопределенность толкования пункта 6 оспариваемого постановления, тем, что входит в противоречие, с пунктом 12 того же постановления, при определении границ территорий соседних охотхозяйств.
В судебном заседании представители общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" Лучихин А.В., действующий на основании доверенности и Пономарев Ю.И., действующий на основании Устава, поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, представили письменные объяснения, из которых следует, что указанные противоречия пункта 6 оспариваемого постановления нарушают права заявителя тем, что необоснованно уменьшают площадь территории Сарапульского охотхозяйства, вводят заявителя и других природопользователей в заблуждение и вызывают неоднозначное толкование при его применении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Украинцева Ю.Л. в судебном заседании полагала заявление необоснованным, постановление законным, просила отказать в удовлетворении заявления. Пояснила, что в оспариваемой части постановление не носит нормативный характер. Право пользования животным миром на территории Каракулинского охотничьего хозяйства общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" подтверждено долгосрочной лицензией и не подлежит прекращению. Это право пользования, в том числе и спорной территорией Каракулинское общество приобрело ранее заявителя. Оспариваемый пункт 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 является законным, а его внутреннее противоречие и несоответствие с пунктом 12 этого же постановления является технической ошибкой, не свидетельствующей о противоречии правового акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Представители заинтересованного лица Управления охраны фауны Удмуртской Республики Пластинин М.Е., Мышкина Е.Е., действующие на основании доверенности, поддержали позицию представителя Правительства УР, возражали против заявленных требований, утверждая, что пункт 6 оспариваемого постановления не противоречит закону, не нарушает права заявителя. Признание постановления недействительным в части описания границ Каракулинского охотничьего хозяйства повлечет нарушение прав ОО "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" приведет к фактическому прекращению его права пользования объектами животного мира, основания к которому отсутствуют.
Представитель общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" Микрюков Г.Е., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил, что оспариваемая заявителем граница Каракулинского охотничьего хозяйства сформирована постановлением Совета Министров УАССР от 11 ноября 1986 года № 329, длительное время действует и никем не оспаривалась. Спорный участок, расположенный на территории Сарапульского района УР относится к единому природному и географическому комплексу, называемому "Егерский обход "Галановские озера", что явилось определяющим при отнесении его к территории Каракулинского охотничьего хозяйства.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Демидова Д.С., полагавшего необходимым признать противоречащими федеральному законодательству пункты 6 и 12 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", изучив материалы дела, Верховный Суд Удмуртской Республики приходит к следующим выводам.
Пунктом 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года № 717 "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов". Слова "Каракулинского охотничьего хозяйства в границах, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 11 ноября 1986 года № 329" заменены словами "Каракулинского района Удмуртской Республики, площадью - 61 тыс. га, в границах:
северная - от шоссе Сарапул - Каракулино по административной границе с Сарапульским районом Удмуртской Республики до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка;
восточная - от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа);
южная - от деревни Тарасово вниз по течению реки Кама до административной границы с Республикой Башкортостан, далее по административным границам Республик Башкортостан и Татарстан до устья реки Белой;
западная - от устья реки Белой вверх по течению реки Кама до деревни Юньга, далее на север по реке Кобылка до пересечения с автодорогой Каракулино - Ныргында, далее по грунтовой дороге через деревню Колюшево, Усть-Сакла до административной границы Республики Татарстан, далее по административной границе Республики Татарстан до стыка административных границ Сарапульского и Каракулинского районов Удмуртской Республики и по ней до шоссе Сарапул - Каракулино.".
Указанное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 16 декабря 2010 г. № RU8000201000584, опубликовано в Собрании законодательства Удмуртской Республики № 33 подписанного в печать 29 ноября 2010 года, отпечатанного и вышедшего 29 декабря 2010 года.
Общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов", полагая, что пункт 6 указанного постановления не соответствует федеральному законодательству и нарушает ее права, обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании статьи 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики.
Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне" и Собрании законодательства Удмуртской Республики.
Акты Правительства Удмуртской Республики могут быть обжалованы в суд.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 издано уполномоченным органом исполнительной власти, в установленной для этого органа форме, опубликовано для всеобщего сведения в республиканском печатном издании, определенном законом для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства УР.
Довод представителя Правительства УР о том, что в оспариваемой части пункт 6 постановления не носит нормативный характер, является необоснованным, поскольку определением границ охотничьего хозяйства исполнительным органом власти устанавливаются общеобязательные правила поведения на данной территории связанные с реализацией физическими и юридическими лицами прав и обязанностей во взаимоотношениях, связанных с использованием объектов животного мира.
Из представленных материалов дела в судебном заседании установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.


Устав Сарапульского районного общества охотников и рыболовов зарегистрирован решением исполнительного комитета Сарапульского районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 12 декабря 1991 года № 345. Общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 31 января 2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданным Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации 23 мая 2006 года.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 апреля 2005 года № 375-р "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" заявителю предоставлена в пользование территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 25 лет на территории Сарапульского охотничьего хозяйства в границах, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08 апреля 1996 года № 212, исключая территорию Камбарского района. Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики предписано выдать Сарапульскому РООиР долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира.
16 мая 2005 года Сарапульскому районному обществу охотников и рыболовов Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира сроком действия с 16.05.2005 г. по 16.05.2030 г., вид разрешенного пользования животным миром - охота.
9 апреля 2008 года между Управлением охраны фауны Удмуртской Республики (управление) и общественной организацией "Сарапульское общество охотников и рыболовов" (Пользователь) заключен договор № 02/08 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Из пункта 1.1 указанного договора следует, что Управление передает Пользователю в пользование сроком на 25 лет, согласно долгосрочной лицензии от 16 мая 2005 года охотугодья, расположенные в Удмуртской Республике, для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты общей площадью 164605 га в границах, утвержденных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 апреля 2005 года № 375-р.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 8 апреля 1996 г. № 212 "О границах охотничьих хозяйств Удмуртской Республики" утверждены уточненные границы Камбарского и Сарапульского охотничьих хозяйств.
Внесены изменения в приложение № 3 Правил охоты на территории Удмуртской Республики, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 11 ноября 1986 года № 329 в части границ Сарапульского и Камбарского охотничьих хозяйств.
Описание границ Сарапульского охотничьего хозяйства утверждено следующим образом:
Северная граница - от д. Макарово по р. Кама до д. Рычино, далее по просеке телефонного кабеля на пос. Кемуль до административной границы с Пермской областью.
Восточная граница - по границе с Пермской областью на пос. Детский дом, далее по дороге на д. Гоголи, по высоковольтной линии на д. Армязь, далее по опушке леса мимо д. Шолья, Ведрец, Ершовка на р. Кама, по реке Кама до устья р. Буй.
Южная граница - через р. Кама на бывшие д. Плоская, Савина, на д. М. Калмаши, через р. Кырыкмас мимо ст. Бисарка, новая Бисарка, Дуброво, Пинязь, Александровка, далее по границе с Татарстаном до 1-го квартала Пригородного лесничества.
Западная граница - по полям на д. Юрино, Сундуково, Козлово, через тракт Ижевск - Сарапул на д. Заря, Дуванак, на д. Макарово.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 апреля 1996 г. № 212 "О границах охотничьих хозяйств Удмуртской Республики" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства УР от 06.12.2010 № 376, пунктом 12 которого внесены изменения в пункт 1 распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 25 апреля 2005 года № 375-р "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" слова "Сарапульского охотничьего хозяйства в границах, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 8 апреля 1996 года № 212, исключая территорию Камбарского района" заменены словами "Сарапульского района Удмуртской Республики, площадью - 164,6 тыс. га, в границах:
северная - от деревни Макарово по реке Кама до деревни Рычино, далее по просеке телефонного кабеля на поселок Кемуль до административной границы с Пермской областью;
восточная - по границе с Пермской областью на поселок Детский дом, далее по дороге на деревню Гоголи, по высоковольтной линии на деревню Армязь, далее по опушке леса мимо деревень Шолья, Ведрец, Ершовка до реки Кама, по реке Кама до устья реки Буй;
южная - через реку Кама на бывшие деревни Плоская, Савина на деревню Малые Калмаши, через реку Кырыкмас мимо станций Бисарка, Новая Бисарка, Дуброво, Пинязь, Александровка, далее по границе с Республикой Татарстан до 1-го квартала Пригородного лесничества;
западная - по полям на деревни Юрино, Сундуково, Козлово, через тракт Ижевск - Сарапул на деревни Заря, Дунавак до деревни Макарово".
Согласно пункта 1 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Учитывая, что право пользования животным миром Сарапульского РООиР подтверждено представленной долгосрочной лицензией, которая не оспорена, суд приходит к выводу, что право пользования объектами животного мира заявителя, получено в установленном законом порядке, является действующим и сохраняется на период действия долгосрочной лицензии.
Из Устава общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" следует, что общество создано 04 января 1992 года, свидетельство о постановке на учет юридического лица выдано 15 апреля 2004 года. Из свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов", выданном Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации 05 июля 2007 года следует, что запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 22 января 2003 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года № 717 общественной организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов" предоставлена в пользование территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 25 лет на территории Каракулинского охотничьего хозяйства в границах, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 11 ноября 1986 года № 329.
На основании указанного постановления 04 сентября 2002 года общественной организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов" Управлением по контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира XX № 0191, разрешенный вид пользования животным миром - охота, срок действия лицензии с 04.09.2002 г. по 04.09.2027 г.
05 августа 2003 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (Министерство) и общественной организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов" (Пользователь) заключен договор № 03 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Пунктом 1.1 указанного договора Министерство передало Пользователю в пользование сроком на 24 года и 1 месяц с 05.08.2003 года по 04.09.2027 года согласно долгосрочной лицензии от 04 сентября 2002 года XX № 0191 территорию, акваторию для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты общей площадью 61 тысяча гектаров в границах: в соответствии с постановлением Совета Министров УАССР от 11 ноября 1986 года № 329.
В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право пользования объектами животного мира общественной организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов" подтверждено в установленном законом порядке и является действующим на момент рассмотрения настоящего дела.
Пунктом 11 приложения 3 к постановлению Совета Министров УАССР от 11 ноября 1986 года № 329 границы Каракулинского охотничьего хозяйства описаны следующим образом;
Каракулинское охотничье хозяйство Каракулинского района, площадь - 61 тыс. га, в границах:
Северная - от шоссе Сарапул - Каракулино по административной границе с Сарапульским районом до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка.
Восточная - от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа).
Южная - вниз по течению реки Кама до административной границы с БАССР, далее по административным границам с БАССР и ТАССР до устья реки Белой.
Западная - от устья реки Белой вверх по течению реки Кама до деревни Юньга, далее по восточной границе ОПУ "Зуевы Ключи" и административной границе ТАССР до административной границы Сарапульского района, по ней до шоссе Сарапул - Каракулино.
Примечание. В пределах Каракулинского ПОХ охотпользователям выделяется егерский обход "Галановские озера" по субарендному договору с РООиР в границах землепользования колхоза "Азина" и дополнительного участка по грунтовой дороге на деревню Соколовка, от нее по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа через реку Кама), по реке Кама до деревни Сухарево.

В судебном заседании на основании представленных материалов, объяснений участвующих в деле лиц установлено, что территории Каракулинского и Сарапульского охотничьих хозяйств являются смежными.
В соответствии с пунктом 15 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий.
В целях реализации указанных требований закона приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 августа 2010 г. № 306 утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий, согласно пункта 10 которых, смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам.
В нарушение указанных требований федерального законодательства смежные границы охотничьих угодий, предоставленных в пользование Сарапульскому и Каракулинскому обществам охотников и рыболовов по единым ориентирам не определены и не прописаны.
Кроме того, из буквального толкования текста пункта 6 оспариваемого заявителем постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376, в совокупности с текстом постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года № 717 следует, что общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" предоставлена в пользование территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира сроком на 25 лет на территории Каракулинского района Удмуртской Республики.
Вместе с тем, при описании северной и восточной границы предоставленных Каракулинскому РООиР территорий использованы населенные пункты Соколовка и Тарасово, находящиеся в Сарапульском административном районе Удмуртской Республики, в связи с чем текст оспариваемого нормативного акта не может отвечать требования определенности, ясности и недвусмысленности.
Таким образом, суд находит доводы заявителя о неопределенности текста пункта 6 постановления Правительства УР от 06 декабря 2010 года № 376 обоснованными.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Приведенные положения полностью согласуются и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно подчеркивал, что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации (постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П).
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии федеральному законодательству и признании недействующим пункта 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 в части описания границ Каракулинского охотничьего хозяйства с использованием ориентиров населенных пунктов Соколовка и Тарасово, а именно северной границы "... до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка" и восточной границы: "от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа)".
Доводы представителей Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица о наличии технической ошибки в оспариваемом нормативном акте не может свидетельствовать о его соответствии закону и требованиям определенности правовой нормы и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, в компетенцию суда не входит исправление технических ошибок, допущенных органом или должностным лицом, принявших данный правовой акт.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Учитывая, что право пользования объектами животного мира общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" не оспаривается и не является предметом судебного разбирательства в деле, возникающем из публичных правоотношений, суд не анализирует иные доводы заявителя и заинтересованных лиц, как не относящиеся к предмету судебного контроля по настоящему делу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт после его принятия применялся, на его основании реализовывались права граждан и юридических лиц на пользование объектами животного мира, суд полагает необходимым признать его недействующим в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

заявление общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 декабря 2010 года № 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", в части определения северной: границы Каракулинского охотничьего хозяйства координатами "... до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка" и восточной границы: "от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа)".
В остальной части общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года.

Председательствующий судья
А.В.ПОЛУШКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru