Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2011 г. по делу № 133-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями
от ответчиков:
- администрации Порецкого района Чувашской Республики - заместителя главы по финансовым вопросам и управлению муниципальным имуществом К.; Я. по доверенности от 01.01.2011 № 2;
- общества с ограниченной ответственностью "В." - учредителя С.А.А. (решение единственного учредителя от 13.12.2010, выписка из ЕГРЮЛ от 12.01.2011 № 438);
- общества с ограниченной ответственностью "К." - директора С.В.Г. (трудовой договор от 01.08.2011 № 3);
от заинтересованных лиц:
- муниципального унитарного предприятия "О." Порецкого района (далее - МУП "О.") - генерального директора С.В.Г.,
в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела № 133-АМЗ-2011, возбужденного:
- в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики (юридический адрес: Чувашская Республика, Порецкий район, с. Порецкое, ул. Ленина, д. 3) по признакам нарушения статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в предоставлении муниципальной преференции с нарушением установленного порядка и в заключении договоров аренды с ООО "К." (юридический адрес: <...>) и ООО "В." (юридический адрес: <...>) без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;
- в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики и хозяйствующих субъектов ООО "К." и ООО "В." по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в ограничении доступа на рынок предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства иных хозяйствующих субъектов.

установила:

В Чувашское УФАС России поступила информация из Прокуратуры Чувашской Республики о нарушении администрацией Порецкого района Чувашской Республики Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при передаче в аренду муниципального имущества хозяйствующим субъектам ООО "К." и ООО "В.".
04.07.2011 к прокурору Порецкого района Чувашской Республики обратился депутат Собрания депутатов Порецкого района С.В.П. (далее - Заявитель) о проверке соответствия распоряжения администрации Порецкого района Чувашской Республики от 30.12.2011 № 247-р о передаче в аренду ООО "К." и ООО "В." муниципального имущества - объектов и инженерных сетей (далее - распоряжение № 247-р) действующему законодательству. Заявитель сообщил, что после издания распоряжения № 247-р Комитетом по управлению муниципальным имуществом Порецкого района были объявлены торги на право заключения договоров аренды объектов и инженерных сетей, указанных в распоряжении № 247-р. Кроме того, Заявитель письмом от 10.10.2011 дополнил свое заявление - указал на нарушения, по мнению Заявителя, допущенные со стороны администрации Порецкого района при проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении рассматриваемых объектов коммунального хозяйства, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Порецкий район Чувашской Республики, объявленных и проведенных администрацией Порецкого района в июле - августе 2011 года.
На заседании Комиссии представители ответчика - администрации Порецкого района Чувашской Республики пояснили следующее.
Распоряжениями администрации Порецкого района от 10.12.2010 № 231-р и от 21.12.2010 № 240-р было организовано проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды объектов недвижимости с прилегающими к ним тепловыми сетями, объектов недвижимости: канализационный коллектор с насосной станцией и очистными сооружениями, водопровода с. Порецкое с насосной станцией первого и второго подъема (далее - имущественный комплекс). Протоколом комитета по управлению муниципальными имуществом администрации Порецкого района от 13.01.2011 № 3 аукцион по продаже права на заключение договора аренды объектов недвижимости с прилегающими к ним тепловыми сетями признан несостоявшимся. Аукцион по продаже права на заключение договора аренды канализационного коллектора с насосной станцией и очистными сооружениями, водопровода с. Порецкое с насосной станцией первого и второго подъема был отменен.
В целях надлежащей эксплуатации за тепловыми сетями, водопроводными сетями, канализационного района, комитет по управлению муниципальными имуществом администрации Порецкого района протоколом от 28.12.2010 № 62 разрешило изъять из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия "О." Порецкого района (далее - МУП "О." Порецкого района) имущественный комплекс. Распоряжением администрации Порецкого района от 30.12.2010 № 248-р имущественный комплекс был изъят из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района, по факту, акт приема передачи имущественного комплекса не составлялся и имущество не изымалось из хозяйственного ведения МУП "О." Порецкого района.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комитет по управлению муниципальными имуществом администрации Порецкого района протоколом от 29.12.2010 № 63 разрешил передать в аренду сроком на один месяц ООО "К." объекты недвижимости с оборудованием и прилегающими к нему тепловыми сетями и ООО "В." объекты недвижимости: канализационный коллектор с насосной станцией и очистными сооружениями, водопровода с. Порецкое с насосной станцией первого и второго подъема.
Распоряжением № 247-р имущественный комплекс был передан сроком на один месяц. На основании вышеуказанных действий заключены договоры на сдачу комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Порецкого района сооружений и нежилых помещений от 29.12.2010 № 7 и № 8 сроком на один месяц. Дополнительно заключены два договора от 29.12.2010 № 7 и № 8 о сдаче в аренду имущественного комплекса на год, которые соглашениями от 11.01.2011 были расторгнуты и муниципальное имущество изъято от ООО "К." и ООО "В." в муниципальную казну.
Данные договоры заключались с целью выполнения условий части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде реформирования ЖКХ) в целях получения от Фонда финансовой поддержки на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
При этом договоры, заключенные на год, фактически не имели законной силы. Данные нарушения в кратчайшие сроки были устранены: распоряжением администрации Порецкого района от 11.01.2011 № 1-р в целях эффективного использования муниципального имущества вышеуказанные имущественные комплексы переданы обратно в хозяйственное ведение и на баланс МУП "О." Порецкого района. Представление имущественного комплекса на столь короткий срок не повлияло на его функционирование.
В последующем, постановлениями администрации Порецкого района от 01.06.2011 № 141 и от 07.06.2011 № 147 были объявлены открытые конкурсы на право заключения концессионных соглашений. В настоящее время по результатам открытых конкурсов (протоколы от 19.07.2011 № 27 и от 25.07.2011 № 30) заключены концессионные соглашения от 02.08.2011 с ООО "К." и от 03.08.2011 с ООО "В.". Распоряжением администрации Порецкого района от 18.08.2011 № 163-р имущественный комплекс изъят из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района. Распоряжениями администрации Порецкого района от 19.08.2011 № 165-р и 166-р имущественный комплекс передан ООО "К." и ООО "В." для выполнения условий, оговоренных в концессионных соглашениях.
Генеральный директор МУП "О." Порецкого района С.В.Г., одновременно являющийся директором ООО "К.", пояснил, что имущественный комплекс из хозяйственного ведения МУП "О." с 29.12.2010 по 11.01.2011 не изымался (акт приема передачи не составлялся), распоряжение в адрес МУП "О." по изъятию имущественного комплекса от собственника не поступало, ресурсоснабжающей организацией в этот период являлось МУП "О.". Оплату за поставленный природный газ, потребленную электрическую энергию, налогов и сборов, расходы по заработной плате по услуге теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения производило МУП "О." Порецкого района. Счета за оказанные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям предъявлялись также МУП "О." Порецкого района. Имущественный комплекс был изъят из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района после проведения открытого конкурса на заключение концессионных соглашений на основании распоряжения администрации Порецкого района от 18.08.2011 № 163-р (акт приема-передачи от 19.08.2011).
В период с 29.12.2010 по 11.01.2011 ООО "К." и ООО "В." имуществом не пользовались. Имущественный комплекс только формально передавался хозяйствующим субъектам.
Документы по аренде муниципального имущества хозяйствующими субъектами ООО "К." и ООО "В.", представленные Комиссии со сроком аренды на год, оформлены в целях представления в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для утверждения тарифов ЖКХ на 2011 год.
Представитель ООО "В." также подтвердил, что имущественный комплекс в период с 29.12.2010 по 11.01.2011 только формально передавался ООО "В." для утверждения тарифов на услуги ЖКХ в 2011 году.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчиков, установила следующее.
Администрация Порецкого района распоряжениями от 10.12.2010 № 231-р и от 21.12.2010 № 240-р организовала проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды имущественного комплекса.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды объектов недвижимости с прилегающими к ним тепловыми сетями 13.01.2011 признан несостоявшимся. Аукцион по продаже права на заключение договора аренды канализационного коллектора с насосной станцией и очистными сооружениями, водопровода с. Порецкое с насосной станцией первого и второго подъема отменен.
Распоряжением администрации Порецкого района от 30.12.2010 № 248-р имущественный комплекс изъят из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района. При этом, фактически, акт приема передачи имущественного комплекса в муниципальную казну не составлялся и имущество не изымалось из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района.
Распоряжением администрации Порецкого района от 30.12.2010 № 247-р разрешена передача:
- в аренду сроком на 1 месяц с 29.12.2010 по 27.01.2011 ООО "К." (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 24.12.2010) имущественного комплекса объектов недвижимости с оборудованием и прилегающими к ним тепловыми сетями (всего 8 нежилых одноэтажных зданий и 1 блочная отопительная установка в с. Порецкое с прилегающими к ним тепловыми сетями);
- в аренду сроком на 1 месяц с 29.12.2010 по 27.01.2011 ООО "В." (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.12.2010) имущественного комплекса: канализационный коллектор с насосной станцией и очистными сооружениями и водопровод села Порецкого с насосной станцией первого и второго подъема.
При этом в распоряжении № 247-р, размещенном на официальном сайте Порецкого района 14.04.2011, указаны иные сроки аренды - с 29.12.2010 по 28.12.2011 и с 04.04.2011 по 31.05.2012 соответственно.
На основании распоряжения № 247-р комитетом по управлению муниципальными имуществом администрации Порецкого района с хозяйствующими субъектами заключены договоры от 29.12.2010 № 7 и № 8 на сдачу в аренду сооружений и нежилых помещений сроком на один месяц с 29.12.2010 по 27.01.2011.
В то же время, прокуратурой Порецкого района Чувашской Республики установлено, что договоры от 29.12.2010 № 7 и № 8 на сдачу в аренду сооружений и нежилых помещений, указанных в распоряжении № 247-р, являющихся муниципальной собственностью Порецкого района, заключенные администрацией Порецкого района с ООО "К." и ООО "В." соответственно содержат совершенно другие сроки аренды - с 29.12.2010 по 28.12.2011. Актами приема передачи на аренду помещений от 29.12.2011 (приложения № 1 к договорам № 7 и № 8), имущественный комплекс передан хозяйствующим субъектам.
Таким образом, администрацией Порецкого района дополнительно заключены с хозяйствующими субъектами договоры от 29.12.2010 № 7 и № 8 о сдаче в аренду имущественного комплекса на год - с 29.12.2010 по 28.12.2011, которые соглашениями от 11.01.2011 расторгнуты, актами приема передачи от 11.01.2011 муниципальное имущество изъято от ООО "К." и ООО "В." в муниципальную казну.
Далее издано распоряжение администрации Порецкого района от 11.01.2011 № 1-р о передаче в хозяйственное ведение и на баланс МУП "О." Порецкого района имущественного комплекса. Данное распоряжение в адрес МУП "О." Порецкого района не поступало, акт приема передачи имущественного комплекса в хозяйственное ведение и на баланс МУП "О." Порецкого района не составлялся.
Таким образом, администрацией Порецкого района имущественный комплекс формально изымался из хозяйственного ведения и с баланса МУП "О." Порецкого района с 29.12.2010 по 11.01.2011 и передавался ООО "К." и ООО "В." с целью выполнения условий статьи 14 Закона о Фонде реформирования ЖКХ для получения от Фонда финансовой поддержки на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда и утверждения тарифов ЖКХ на 2011 год.
Вышеизложенное, заключение договоров № 7 и № 8 сроком на один год - с 29.12.2010 по 28.12.2011, также подтверждается письмом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 19.11.2011 № 04/07-2827, свидетельствующий о представлении ООО "К." и ООО "В." договоров № 7 и № 8 в тарифную службу для утверждения тарифов (в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год).
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции муниципальные преференции - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, администрация Порецкого района фактически не изымала имущественный комплекс из хозяйственного ведения МУП "О." Порецкого района и не передавала в аренду хозяйствующим субъектам ООО "К." и ООО "В.", а также хозяйствующие субъекты не получали и не использовали имущественный комплекс, из чего следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства:
предоставления администрацией Порецкого района хозяйствующим субъектам муниципальной преференции;
согласованных действий между администрацией Порецкого района и хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
в порядке, установленном главой 5 (Предоставление государственных или муниципальных преференций) настоящего Федерального закона;
на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Администрация Порецкого района в письменных и устных пояснениях не отрицает, что заключила договоры аренды муниципального имущественного комплекса сроком на один год с хозяйствующими субъектами в целях выполнения условий части 1 статьи 14 Закона о Фонде реформирования ЖКХ для получения от Фонда финансовой поддержки на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда имущественный комплекс, т.е. в нарушение части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что 29.12.2010 администрация Порецкого района заключила договоры аренды муниципального имущества № 7 и № 8 с хозяйствующими субъектами ООО "К." и ООО "В." в нарушение части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что администрация Порецкого района соглашениями от 11.01.2011 расторгла договоры № 7 и № 8, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
Кроме того, Комиссия установила, что администрация Порецкого района, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" провела открытые конкурсы на право заключения концессионных соглашений, по результатам которых 02.08.2011 заключены концессионные соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Порецкий район Чувашской Республики, № 1 - 10 - с ООО "К." (по передаче и распределению теплоснабжения) и № 11 - 12 - с ООО "В." (по передаче и распределению водоснабжения).
В связи с необходимостью рассмотрения обоснованности заключения вышеназванных концессионных соглашений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выделения данного материала в отдельное производство.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Рассмотрение дела в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики в части нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
3. Рассмотрение дела в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики и хозяйствующих субъектов ООО "К." и ООО "В." в части нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
4. Признать в действиях администрации Порецкого района Чувашской Республики факт нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии
С.Г.ДАНИЛОВА
Н.Д.ИВАНОВ

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru