Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2011 г. по делу № А79-3414/2011

Резолютивная часть решения вынесена 05 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2011 года.

Арбитражный суд в составе:
судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "581 километр"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав от 29.04.2011 года № 13/006/2011-150, обязании произвести государственную регистрацию изменения вида разрешенного использования земельного участка,
третье лицо - Ядринская районная администрация, ФБУ "Кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии,
при участии:
от заявителя - К. по доверенности от 04.07.2011 года
от Управления - И. по доверенности от 19.05.2011 года № 01-28/35,
от администрации - Я. по доверенности от 04.07.2011 года,
от ФБУ "Кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии - А. по доверенности № 16 от 20.07.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "581 километр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав от 29.04.2011 года № 13/006/2011-150, обязании произвести государственную регистрацию изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что вид разрешенного использования Ядринской районной администрацией был заменен в соответствии с действующим законодательством. Оснований для отказа в регистрации изменений в ЕГРП не было.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. Пояснил, согласно статьи 4 ФЗ № 191-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие "Градостроительного кодекса РФ" вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрацией с учетом результатов публичных слушаний. В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Постановлением Ядринской районной администрации от 10.03.2011 № 132 и от 05.04.2011 № 191 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сенокошения" на "для добычи общераспространенных полезных ископаемых".
Общество не собирается использовать земельный участок с кадастровым номером 21:24:060113:279 площадью 2,2 га. в целях промышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Считает, что нормативными актами не предусмотрен перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель при проведении работ по рекультивации земельного участка связанных с выборкой песчаных грунтов, поскольку сама рекультивация направлена на восстановления безопасного и более продуктивного использования земельного участка в целях его сельскохозяйственного использования. Изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для сенокошения" на "для добычи общераспространенных ископаемых" как им объяснили в Ядринской районной администрации необходимо для подконтрольности работ по рекультивации проводимых на земельном участке, поскольку работы связаны с выемкой песчаного грунта относящегося к "общераспространенным полезным ископаемым".
Представитель Управления требования заявителя не признал. Пояснил, что отказ в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав является законным и обоснованным. Для добычи полезных ископаемых необходимо на основании пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года № 173-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" осуществить перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель администрации требование заявителя поддержал. Пояснил, что в связи с тем, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания, а также в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 14 Устава Ядринского района, было принято решение о проведении публичных слушаний.
На основании соблюдения заявителем ООО "581 километр" установленной законодательством процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка и на основании результатов проведения публичных слушаний было принято постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 10.03.2011 № 132 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности ООО "581 километр".
Единый государственный реестр прав на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях (пункт 8 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", часть 4 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Следовательно, изменение описания земельного участка, осуществленное в государственном кадастре недвижимости, уже является изменением описания земельного участка в Едином государственном реестре прав, на недвижимое имущество и сделок с ним. Это правило нашло свое развитие в пункте 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которое устанавливает, что если сведения об объекте недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, изменились, то соответствующие изменения вносятся в подраздел 1 Единого государственного реестра прав, без заявления правообладателя и без повторной регистрации. Соответственно, при изменении сведений подраздела 1 Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо оснований для отказа в проведении государственной регистрации прав. Данные сведения должны быть внесены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в ходе взаимодействия с органом кадастрового учета. В случае нарушения взаимодействия между названными органами такие сведения могут быть внесены в Единый государственный реестр прав на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "581 километр" зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Чувашской Республике за ОГРН 1102136000339.
На праве собственности ООО "581 километр" имеет земельный участок с кадастровым номером 21:24:060113:279, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для сенокошения, общая площадь 22069 кв. м, по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, с/пос. Иваньковское, в северо-западной части кадастрового квартала 21:24:060113.
09 марта 2011 года проведены публичные слушания по проекту постановления Ядринской районной администрации "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности ООО "581 километр". Согласно которому, рекомендовано изменить вид разрешенного использования
Постановлением Ядринской районной администрации № 132 от 10.03.2011 года изменен вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности ООО "581 километр", площадью 22069 кв. м с "сенокошения" на "для добычи общераспространенных полезных ископаемых".
Затем постановлением Ядринской районной администрации № 191 от 05.04.2011 года внесено изменение в постановление Ядринской районной администрации № 132 от 10.03.2011 года, изменен вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности ООО "581 километр", площадью 22069 кв. м, категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 21:24:060113:279, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, с/пос. Иваньковское, в северо-западной части кадастрового квартала 21:24:060113, с "сенокошения" на "для добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд ".
На основании данных документов Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии 18.03.2011 года принято решение об учете изменений вида разрешенного использования объекта недвижимости на: Для добычи общераспространенных полезных ископаемых. О чем выдана кадастровая выписка о земельном участке.
29.03.2011 года в Управление Росреестра по Чувашской Республике обратился представитель ООО "581 километр" с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав в связи с изменением разрешенного использования и адресной части земельного участка и повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации.
29.04.2011 года по результатам правовой экспертизы представленных документов Управлением в осуществлении вышеуказанных юридически значимых действий было отказано в соответствии абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как для внесения изменений в разрешенное использование, Обществом не представлен документ, подтверждающий перевод вышеуказанного земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию.
Не согласившись с данным отказом, Общество оспорило его в судебном порядке.
Проанализировав все обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя по следующим основаниям.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 названного Закона.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности (пункт 6 части 1), со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из указанной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель иной категории не произведен.
Согласно статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний.
Совершая действие, направленное на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, администрация обязана следовать требованию статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которому новый вид использования должен быть также разрешенным.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями, казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности использования сельскохозяйственных угодий.
Земельный кодекс Российской Федерации также позволяет использовать земельные участки категории земель - земли сельскохозяйственного назначения без перевода таких земель в земли иных категорий для целей на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается также для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 22, земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения подразделяются на следующие группы: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.; земли под замкнутыми водоемами; земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли; земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования; земли, пригодные под оленьи пастбища.
Таким образом, Администрации изменила вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с "сенокошения" на "для добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд". Однако, вид использования "для добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд" цели не может быть признан разрешенным для земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, отказ Управления во внесении изменений в Единый государственный реестр прав является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "581 километр", отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru