Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. по делу № А79-3751/2011

Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2011 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авеко" (г. Алатырь Чувашской Республики, ул. Ленина, дом 41) к административной комиссии при администрации города Алатыря Чувашской Республики (г. Алатырь Чувашской Республики, ул. Первомайская, дом 87) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2011 № 82 о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя - директора Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авеко" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к административной комиссии при администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2011 № 82 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.
Указывает, что в оспариваемом постановлении от 28.04.2011 № 82 указано: "12.04.2011 в 10 час. 03 мин. у магазина "Продукты", расположенного по адресу: г. Алатырь квартал УПП, дом 10, прилегающая территория находилась в ненадлежащем состоянии: после таяния снега территория загрязнена мусором (битым кирпичом, бутылками, прочим мусором). Отсутствуют вывеска, фасад магазина, в том числе входная группа не соответствует эстетическим требованиям, является нарушением пунктов 1.3, 1.4.6, 1.4.10, 3.1 Правил внешнего благоустройства, собрание чистоты и порядка в городе Алатыре, утвержденные решением Собрания депутатов г. Алатырь 25.02.2011 № 08/5-5 (далее - Правила)".
Пунктом 3.1 Правил регламентированы требования к уборке территорий в зимний период: с 1 октября по 31 октября - межсезонный, с 1 ноября по 31 марта - зимний.
Поэтому вывод администрации города Алатыря о нарушении пункта 3.1 Правил считает необоснованным.
Кроме этого, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.02.2010 ООО "Авеко" принадлежит помещение, с назначением торговое, общей площадью 52,5 кв. метров, этаж 1, номера на поэтажном плане 14, 15, 16, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Алатырь, квартал УПП, дом 10а, пом. 1.
Иные помещения, в том числе и земельный участок, находятся в муниципальной собственности.
Согласно уведомлению от 12.05.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества: здание, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, квартал УПП, дом 10 - отсутствует.
Таким образом, полагает, что ООО "Авеко" привлечено к административной ответственности за состояние территории, не прилегающей к объекту общества.
К тому же контроль за уборкой и благоустройством территорий в пределах муниципального образования осуществляет ООО "Благоустройство+".
Также указывает, что ООО "Авеко" ранее к административной ответственности не привлекалось. Поэтому считает необоснованным наложение на общество максимального наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Указывает также, что при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения. Так, при составлении протокола об административном правонарушении не было обеспечено участие представителя ООО "Авеко", не разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 и 25.2 КоАП РФ, не вручена копия протокола об административном правонарушении, не было предоставлено право давать объяснения по существу правонарушения.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддерживает и приводит доводы, изложенные в заявлении.
Администрация города Алатырь явку своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечила. Отзывом на заявление заявленное требование не признает и просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве. В частности, указывают, что извещением представитель ООО "Авеко" приглашался в администрацию г. Алатырь для составления протокола об административном правонарушении. Однако, в назначенное время представитель общества не явился. В этой связи протокол об административной ответственности был составлен без участия представителя ООО "Авеко".
В силу пункта 1.2 Правил и с учетом того, что ООО "Авеко" имеет численность работников от 1 до 5 человек, то уборка прилегающей территории должна быть своевременно проведена на территории протяженностью 10 метров от границы магазина по ул. Квартал УПП, дом 10.
В соответствии со статьями 123 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие Административной комиссии.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что при проведении мероприятий по контролю за соблюдением Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (далее - Закон об административных правонарушениях в Чувашской Республике") Административной комиссией установлено, что 12.04.2011 у магазина "Продукты", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, квартал УПП, дом 10, прилегающая территория находится в ненадлежащем состоянии. После таяния снега территория загрязнена мусором: битым кирпичом, бутылками и прочим мусором. Отсутствует урна, вывеска, фасад магазина, в том числе входная группа, не соответствуют эстетическим требованиям.
Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона об административных правонарушениях в Чувашской Республике, пунктами 1.3, 1.4.6, 1.4.10, 3.1 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре от 25.02.2011, Административная комиссия по данному факту составила протокол об административном правонарушении от 13.04.2011 № 3.
28 апреля 2011 года Административной комиссией вынесено постановление № 82 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона об административных правонарушениях в Чувашской Республике в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в суд.
Часть 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" устанавливает административную ответственность за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статья 35 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе об административном правонарушении отражается в том числе объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
В пункте 10 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законного представителя, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении от 13.04.2011 № 3 составлен в отсутствие представителя общества.
Извещение (л.д. 38) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении судом не принимается в качестве надлежащего доказательства, так как отсутствуют доказательства вручения данного извещения лицу, уполномоченному на получение почтовой корреспонденции. Административной комиссией не были приняты все возможные меры по уведомлению общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Доводы заявителя основываются на нарушении пунктов 1.3, 1.4.6, 1.4.10, 3.1 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре от 25.02.2011 № 08/5-5.
Согласно пункту 1.3, 1.4.6, 1.4.10, 3.1 данных правил юридическим и физическим лицам необходимо производить уборку и благоустройство территорий, принадлежащих им на праве собственности или ином праве, на основании договора аренды, пользования или иного договора. Регулярную уборку закрепленных уличных, дворовых, внутриквартальных и других территорий от снега, обледенений, мусора, скоплений дождевых и талых вод, загрязнений в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящими Правилами. Содержание в чистоте и исправном состоянии входы, цоколи, витрины, витражи, иллюминации, вывески, объекты внешней рекламы и информации, телевизионные антенные устройства, объекты монументально-декоративного искусства, а также киоски, павильоны, таксофоны, урны, скамейки, цветочные вазы, объекты мелкорозничной торговли. Уборка в зимний период в соответствии с климатическими условиями устанавливаются в следующие периоды: с 1 октября по 31 октября - межсезонный, с 1 ноября по 31 марта - зимний.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Согласно пункту 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Судом установлено, что протяженность прилегающей территории определена после внесения изменений в пункт 1.2 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре Решением Собрания депутатов города Алатыря от 27.04.2011 № 26/6/-6. Данное решение опубликовано 11.05.2011 в газете "Алатырские вести", в связи с чем, на момент составления протокола Решение Собрания депутатов города Алатыря от 27.04.2011 № 26/6-6 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Алатыря от 25.02.2011 № 08/5-5 "О правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре" не действовало.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.02.2010 ООО "Авеко" принадлежит на праве собственности торговое помещение общей площадью 52,5 кв. м по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, квартал УПП, дом 10-а, помещение 1.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества - здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, квартал УПП, дом 10, отсутствуют.
Таким образом, административным органом существенно нарушена процедура привлечения ООО "Авеко" к административной ответственности, что повлекло невозможность для общества в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Судом так же установлено и отсутствие состава административного правонарушения, поскольку доказательств закрепления указанной в оспариваемом постановлении территории (г. Алатырь, квартал УПП, дом 10) за обществом на момент составления протокола не представлено.
Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности независимо от того, имелся или отсутствовал факт правонарушения со стороны предпринимателя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, постановление Административной комиссии при администрации города Алатыря от 28.04.2011 № 82 о привлечении ООО "Авеко" к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Авеко" (ОГРН 1022101628823) г. Алатырь Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации города Алатыря Чувашской Республики от 28.04.2011 № 82 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Авеко" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru