Направлено письмом от 16 апреля 2012 г. № 02-2821
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 апреля 2012 г. № 507н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08 ФЕВРАЛЯ 2012 Г. № 255
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КОМИТЕТОМ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРИЕМА ГРАЖДАН, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО И ПОЛНОГО
РАССМОТРЕНИЯ ИХ ОБРАЩЕНИЙ, ПОДАННЫХ В УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ
ФОРМЕ, ПРИНЯТИЕ ПО НИМ РЕШЕНИЙ И НАПРАВЛЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯМ
ОТВЕТОВ В УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СРОК"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения
о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения
об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа
Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 08 февраля 2012 г. № 255 "Об утверждении административного регламента по предоставлению Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утвержден административный регламент
Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа
являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией
Российской Федерации;
- Гражданским процессуальным кодексом
Российской Федерации;
- Федеральным законом
от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.02.2012 № 15-ФЗ);
- Федеральным законом
от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.12.2011 № 383-ФЗ);
- постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 19.08.2011 № 705);
- Уставом
Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- постановлением
Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 27.02.2012 № 114-п).
В соответствии со статьей 33
Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом
и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом
.
Пунктом 1 статьи 2
названного Федерального закона определено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Пунктом 1 статьи 6
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7
Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство здравоохранения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Частью 1 статьи 12
названного областного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона
в силу и не предусмотренные настоящим Законом
, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Согласно пункту 2.1.48
Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 21.07.2011 № 776, Комитет осуществляет следующие полномочия:
- организует прием граждан, рассматривает в установленном порядке их письменные обращения по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
В соответствии с абзацем 21 пункта 3.4
указанного выше Положения председатель Комитета издает приказы и распоряжения по Комитету.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 127 раздела V
"Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Комитета по здравоохранению" срок рассмотрения жалобы (претензии) - 30 дней с даты регистрации.
Вместе с тем частью 6 статьи 11.2
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного срока рассмотрения жалобы, поступившей в орган, предоставляющий государственную услугу, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 124
Регламента авторы обращений имеют право на письменное внесудебное обжалование действий (бездействия) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Комитета по здравоохранению, зафиксированных в полученных ими ответах.
Заявители государственной услуги, указанные в пункте 3
настоящего Регламента, могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги.
В то же время частями 1
и 2 статьи 11.2
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
В силу изложенного выше предлагаем сформулировать положение пункта 124
Регламента с учетом требований федерального законодательства, направленного на урегулирование порядка досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.
2. В соответствии с пунктом 126
Регламента письменная жалоба (претензия) подается на русском языке. Форма жалобы (претензии) свободная.
В жалобе (претензии) указываются:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- почтовый адрес места жительства или адрес электронной почты, контактные телефоны;
- предмет жалобы (претензии);
- собственноручная подпись заявителя.
К жалобе (претензии) могут прилагаться дополнительные обосновывающие документы.
Вместе с тем частью 5 статьи 11.2
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
В силу изложенного выше предлагаем сформулировать положение пункта 126
Регламента с учетом требований федерального законодательства, направленного на урегулирование порядка досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.
3. Положения пункта 128
Регламента дублируют друг друга.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 9 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, а не часть 10 статьи 11.2.
4. В соответствии с частью 10 статьи 11.2
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи
, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Однако названное положение отсутствует в тексте Регламента
, утвержденного исследуемым нормативным правовым актом.
С целью устранения пробела в правовом регулировании предлагаем внести в текст исследуемого Приказа
изменения в части указания на необходимость направления материалов в органы прокуратуры в обозначенном выше случае.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 29 февраля 2012 г. № 35.
Вывод: приказ
Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 08 февраля 2012 г. № 255 "Об утверждении административного регламента по предоставлению Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления субъектом Российской Федерации иного срока рассмотрения жалобы, поступившей в орган, предоставляющий государственную услугу, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Предлагаем привести исследуемый Приказ
в соответствие с действующим законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ