Направлено письмом от 26 апреля 2012 г. № 02-3198
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. № 580н
НА РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 19 МАРТА 2012 Г. № 539-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРИЕМА ГРАЖДАН, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО И ПОЛНОГО
РАССМОТРЕНИЯ ИХ ОБРАЩЕНИЙ, ПОДАННЫХ В УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ
ФОРМЕ, ПРИНЯТИЕ ПО НИМ РЕШЕНИЙ И НАПРАВЛЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯМ
ОТВЕТОВ В УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СРОК"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения
о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения
об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза распоряжения
Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 539-р "Об утверждении административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением
утвержден административный регламент
предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Распоряжения
являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией
Российской Федерации;
- Гражданским процессуальным кодексом
Российской Федерации;
- Федеральным законом
от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.02.2012 № 15-ФЗ);
- Федеральным законом
от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.12.2011 № 383-ФЗ);
- постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 19.08.2011 № 705);
- Уставом
Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- постановлением
Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 27.02.2012 № 114-п).
В соответствии со статьей 33
Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом
и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом
.
Пунктом 1 статьи 2
названного Федерального закона определено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Пунктом 1 статьи 6
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемое Распоряжение
издано с соблюдением требований Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7
Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Частью 1 статьи 12
названного областного Закона установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона
в силу и не предусмотренные настоящим Законом
, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Согласно абзацам 18
и 19 пункта 3.3
Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2009 № 417, председатель Комитета:
- издает приказы и распоряжения по Комитету;
- организует прием населения, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в пределах компетенции Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 2.8.2
Регламента основаниями для отказа в рассмотрении обращения заявителя в форме электронного сообщения являются:
- отсутствие адреса для ответа;
- поступление нескольких дубликатов уже принятого электронного сообщения.
В то же время пунктом 3 статьи 7
, пунктом 1 статьи 9
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом
.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 10
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11
настоящего Федерального закона.
Статьей 11
указанного выше Федерального закона установлен порядок рассмотрения отдельных обращений.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного перечня оснований, при наличии которых ответы на обращения, поступившие в государственный орган в форме электронного документа, не даются, чем предусмотрено федеральным законодательством.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вид нормативного акта Распоряжение, а не Приказ.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Наименования разделов 2.8
и 5.3
Регламента сформулированы следующим образом:
- "Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и для приостановления срока предоставления государственной услуги";
- "Перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (претензии) либо для приостановления рассмотрения жалобы (претензии)".
Вместе с тем Федеральный закон
от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также Федеральный закон
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливают четкие сроки рассмотрения обращений граждан и не предусматривают оснований для приостановления рассмотрения обращения (жалобы).
В силу указанного выше предлагаем скорректировать приведенные выше положения исследуемого Регламента
с учетом требований федерального законодательства.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 9
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
По указанной выше причине предлагаем переформулировать наименование раздела 5.3
Регламента, в том числе в части слов "Перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (претензии)".
2. Федеральным законом
от 03.12.2011 № 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе в части исключения из текста указанного Федерального закона
термина "претензия".
С целью обеспечения единства понятий и терминологии, применяемых в федеральном и региональном законодательстве, предлагаем слово "претензия" из текста раздела 5
"Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Комитета в ходе предоставления государственной услуги" Регламента исключить.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 марта 2012 г. № 53.
Вывод: распоряжение
Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 539-р "Об утверждении административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации и Волгоградской области срок" не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления субъектом Российской Федерации иного перечня оснований, при наличии которых ответы на обращения, поступившие в государственный орган в форме электронного документа, не даются, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Предлагаем привести исследуемое Распоряжение
в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ