Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2012 г. по делу № А12-14397/2011

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николенко И.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" - Б.С., представитель по доверенности <...>; Д.В., представитель по доверенности <...>;
от администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - К.Ю., представитель по доверенности <...>;
от управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - К.Ю., представитель по доверенности <...>;
от Волжской городской Думы - К.О., консультант, доверенность <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073) к управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании убытков, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Волжской городской Думы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 № 9/2, "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, "Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 № 36/3, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" просило также взыскать с муниципального образования городской округ город Волжский в лице управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества убытки в размере 61 793 089 рублей 25 копеек, составляющие разницу в сумме фактически отпущенной в 2007 году в жилой фонд города Волжского, необорудованного домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии и начисленной на основании оспариваемых нормативных актов населению платы за горячее водоснабжение отопление, химически очищенную воду.
Определением от 27 января 2011 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" принято к производству арбитражного суда, делу присвоен статистический номер А12-239/2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2011 года производство по делу приостановлено в связи с назначением по делу экспертизы, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр".
После возобновления производства по делу определением от 15 августа 2011 требования общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" к управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании убытков в размере 61 793 089 рублей 25 копеек выделены в отдельное производство. Делу, в которое выделены указанные требования, присвоен статистический номер А12-14397/2011.
Определением от 30 августа 2011 производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения по существу и вступления в законную силу судебного акта по делу № А12-239/2011, в рамках которого оспаривались вышеупомянутые нормативные акты.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 сентября 2011 по делу № А12-239/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011, пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 № 9/2, признаны недействующими и не соответствующими пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Приложение № 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, признаны недействующим и не соответствующим пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, признаны недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 № 36/3, признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Приложение № 2 "Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский" постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Определением от 20 января 2012 в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производство по делу, производству по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" требования поддержали, просят взыскать с муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области в лице управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" 61 793 089 рублей 25 копеек убытков.
Представители администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думы заявленные требования не признают, представили письменные отзывы. Ответчиками также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" является правопреемником по правам и обязательствам открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" на основании решения общего собрания от 06.09.2010.
В период с 01.01.2007 по 31.12.2007 открытое акционерное общество "Южная генерирующая компания ТГК-8" осуществляло услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению населения и других потребителей города Волжского Волгоградской области в соответствии с договором аренды от 30.12.2005 № 406 движимого и недвижимого имущества, заключенным с муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" города Волжского на основании постановления главы администрации городского округа - город Волжский от 28.09.2006 № 3305 "Об организации обеспечения услугами по централизованному отоплению и горячему водоснабжению населения города Волжского".
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков, общество указывает, что в результате установления органом местного самоуправления города Волжского заниженных нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов, потребителю (населению) не была выставлена стоимость тепловой энергии в количестве 58 938,95 Гкал и теплоносителя в количестве 1 921 125,55 тн, в результате чего обществом недополучены денежные средства в виде стоимости указанных коммунальных ресурсов в размере 83 295 924 рублей 16 копеек.
Частично указанная разница органом местного самоуправления компенсирована в размере 21 502 834 рублей 91 копейки, в результате чего недополучены денежные средства в размере 61 793 089 рублей 25 копеек.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2 принято Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области", которым определены нормативы потребления коммунальных услуг населения, в том числе отопления и горячего водоснабжения.
Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 02.02.2007 № 121-ВГД "О приостановлении действия Городского положения "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" действие Городского положения Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.10.2006 № 70-ВГД приостановлено.
Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 05.04.2007 № 140-ВГД "О введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" введено в действие Городское положение от 11.10.2006 № 70-ВГД, которое определило нормативы потребления коммунальных услуг и действовало до конца 2007 года.
Постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" установлены тарифы на коммунальные услуги, в том числе стоимость тепловой энергии и стоимость горячего водоснабжения, включая стоимость химически очищенной воды, которые действовали до конца 2007 года в городе Волжском.
В период с 01.01.2007 по 05.04.2007 действовало Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 5-ВГД "О размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области".
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статья 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" относит вопросы ценовой и тарифной политики на муниципальном уровне к компетенции органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.
Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию и водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В пункте 3 постановления от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", которое до настоящего времени не отменено и не утратило силу, Правительство Российской Федерации указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов муниципальное образование городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице его компетентных органов должно было установить нормативы потребления коммунальных услуг в размерах, обеспечивающих, полную оплату населением городского округа - города Волжский, поставленной истцом тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление, а также химически очищенной воды на горячее водоснабжение, а при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В силу положений пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в правовом единстве с подпунктами 2 и 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, размер платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления подлежит корректировке исполнителем один раз в год на основании формул, предусматривающих в числе одного из показателей, размер платы за потребленный в доме коммунальный ресурс, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До настоящего времени такой порядок законом не определен. Следовательно, ни энергоснабжающая организация ни организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не вправе производить указанные корректировки.
Согласно заключению судебной экспертизы от 3.08.2011, произведенному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", разница между стоимостью фактически отпущенной населению города Волжского в 2007 году тепловой энергии и стоимостью коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление), начисленных населению города Волжского в 2007 году по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг, составляет 66 066 207 рублей 62 копейки.
При этом, по мнению эксперта, в 2007 году всего отпущено в жилой фонд города Волжского, необорудованный домовыми и индивидуальными приборами учета, фактически тепловой энергии и теплоносителя стоимостью 736 506 604 рубля 85 копеек. Вместе с тем населению города Волжского, проживающему в жилом фонде, не оборудованном домовыми и индивидуальными приборами учета, согласно установленным органами местного самоуправления нормативам потребления начислено 670 440 397 рублей 22 копейки.
Из экспертного заключения также следует, что сумма 66 066 207 рублей 62 копейки, составляющая разницу между стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и стоимостью коммунальных услуг, начисленных по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг, указана с учетом произведенного перерасчета на разницу тарифов, то есть за вычетом полученной истцом частичной компенсации за поставленные тепловые ресурсы в размере 21 681 573 рублей 24 копеек.
Таким образом, разница в размере 66 066 207 рублей 62 копейки составляет убытки, причиненные истцу.
Поскольку истец настаивает на первоначально заявленных требованиях, составляющих сумму, меньшую, чем определено экспертом по результатам проведенной судебной экспертизы, то довод ответчиков о неверно указанной в исковом заявлении и примененной при производстве расчетов убытков суммы перечисленной обществу компенсации, не принимается судом во внимание, так как не влияет на размер подлежащих взысканию убытков в размере 61 793 089 рублей 25 копеек.
В судебном заседании администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области заявлено ходатайство о проведении дополнительной экспертизы в связи с необоснованностью заключения экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" по определению суда.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статьям 82 и 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении дополнительной экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Доводы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о неправильном арифметическом расчете экспертом разницы между стоимостью фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя жилым фондом, необорудованным приборами учета, и нормативным начислением населению, проживающему в этом жилом фонде, о необходимости вычитания компенсированной правопредшественнику истца суммы 21 502 834 рублей 91 копейки, о неисследованности экспертом сведений о сверхнормативных потерях, о необоснованном принятии экспертом показаний прибора учета, расположенного в микрорайоне 31 по улице 40 лет Победы, о неучете экспертом возможного перерасхода количества тепла и теплоносителя для горячего водоснабжения другими потребителями суд находит несостоятельными, документально не подтвержденными, что делает их необоснованными. В результате чего суд не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для проведения дополнительной экспертизы.
В удовлетворении ходатайства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о проведении дополнительной экспертизы следует отказать.
Довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за спорный период судом отклоняется.
Согласно статьям 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 названного Кодекса). При определении начала течения срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за счет казны следует руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации. В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Исходя из указанных правил срок исковой давности по рассматриваемым требованиям начал течь по окончании 2007 финансового года, в котором предоставлялись услуги, то есть с 01.01.2008. С исковым заявлением о взыскании убытков за счет казны муниципального образования общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в арбитражный суд 31.12.2010, что подтверждается штампом арбитражного суда. При таких обстоятельствах иск к надлежащему ответчику предъявлен в пределах трехгодичного срока исковой давности.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Положениями статей 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по проведению экспертизы относятся к судебным расходам.
В соответствие со статьей 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.
Данные положения процессуального законодательства устанавливают обязательность компенсации расходов эксперта при проведении экспертизы, назначенной судом.
Материалами дела подтверждено проведение экспертизы по делу экспертным учреждением на основании определения суда. Согласно представленному экспертным учреждением счету от 26.01.2012 № 21 стоимость услуг по проведению экспертизы составляет 1 250 000 рублей. Указанная сумма перечислена обществом с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" на депозитный счет арбитражного суда платежным поручением от 11.04.2011 № 1037.
В пункте 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Соответственно, расходы общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" по проведению судебной экспертизы подлежат возмещению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области
В связи с удовлетворением заявленных обществом с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" требований о взыскании убытков судебные расходы, связанные с уплатой обществом в федеральный бюджет государственной пошлины в размере 200 000 рублей, также относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области в лице управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" 61 793 089 рублей 25 копеек убытков, 200 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 1 250 000 рублей в возмещение судебных издержек по оплате экспертизы.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru