ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 октября 2010 г. № 472-РП
В целях создания условий для устойчивого развития судоремонтной отрасли Камчатского края, как обеспечивающей отрасли рыбодобывающего комплекса, транспорта и нефтегазовой промышленности Камчатского края
утвердить Стратегию развития судоремонтной отрасли Камчатского края до 2025 года согласно приложению
.
Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 01.10.2010 № 472-РП
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛИ КАМЧАТСКОГО
КРАЯ ДО 2025 ГОДА
1. История отрасли
1.1. История развития отрасли в регионе.
История судоремонта на Камчатке начинается с основания в 1740 г. экспедицией В. Беринга "гавани Святых апостол Петра и Павла" на берегу Авачинской губы. В XVIII - XIX веках главными проблемами, осложнявшими существование нового российского порта, являлись отсутствие поблизости от него леса, пригодного для постройки судов и портовых сооружений. Это привело к тому, что Петропавловская гавань вскоре после своего основания постепенно пришла в упадок, длившийся до начала XIX в. Тем не менее, она исправно выполняла функции базы для русских и иностранных морских экспедиций.
Оживление экономической жизни Петропавловской гавани связано с началом деятельности Российско-Американской компании (РАК), основанной в 1799 г. Порт стал использоваться как промежуточная база на пути из материковой России к русским владениям на побережье Америки.
Отечественная рыбная промышленность в Охотско-Камчатском крае начала постепенно развиваться после русско-японской войны 1904-1905 гг.
До конца 1920-х гг. Камчатка не располагала собственным морским транспортным и рыбопромысловым флотом.
Отдаленным прообразом будущего камчатского судоходного предприятия стал Губкомхоз (губернский отдел коммунального хозяйства). В начале 1924 г. в его составе имелись общий и торговый подотделы. Ему следовало иметь плавсредства, пригодные для развоза грузов по глубинным пунктам полуострова, и мастерские для ремонта судов. И то, и другое появилось у него во второй половине 1924 г.
В середине XX века на Камчатке доминирующее положение в народном хозяйстве занимала рыбная промышленность. На нее приходилось около 75 % объема промышленного производства области. Затем судоремонт, сельское хозяйство, незначительная доля лесной и пищевой промышленности. В поселке Индустриальном (в настоящее время территория города Петропавловска-Камчатского) в это время имелась судоремонтная верфь.
До начала экономических реформ судоремонтная отрасль Камчатки была в достаточной мере развита и обеспечивала ремонт транспортного и рыболовецкого флота базировавшегося на полуострове в значительной степени.
В дореформенное время судоремонтные предприятия обслуживали, кроме рыбопромышленного флота Камчатки, суда Сахалинской области, Приморского края, Магаданской области, вспомогательный флот и корабли ВМФ.
С 1992 года произошло сокращение круга заказчиков судоремонтных предприятий и объемов производства в отрасли. Значительный спад в отрасли наблюдался с 1992 года (на 32 %), наиболее существенный в 1994 году (в 2,5 раза). В последующие три года объемы судоремонтных работ снижались в среднем на 15 % в год.
Очевидно, что относительно устойчивая стагнация судоремонта в этот период вызвана рядом следующих объективных факторов:
- значительное сокращение количества крупнотоннажного и среднетоннажного флота;
- высокие тарифы на тепло и электроэнергию;
- отсутствие запчастей и вспомогательных материалов.
При этом судоремонтные предприятия нередко имели излишние, нерационально используемые производственные мощности, необходимость содержания которых вносила дополнительную нагрузку на себестоимость продукции и способствовала снижению конкурентоспособности предприятий. Для снижения данных затрат предприятия были поставлены перед необходимостью разукрупняться.
Предприятия Камчатского края вынуждены конкурировать не только с судоремонтными предприятиями Приморского края, Сахалина, но и с международными центрами судоремонта стран АТР (Республика Корея, Китай, Сингапур, США). По сравнению с данными регионами камчатские судоремонтные предприятия несут дополнительные сезонные удорожания доковых и наружных ремонтных работ из-за сложных природно-климатических условий.
В начале 90-х годов в составе флота появились рыбопромысловые суда иностранной постройки, что внесло дополнительные сложности из-за отсутствия специалистов по ремонту и обслуживанию новых видов оборудования, технологий, запасных частей и материалов.
Финансовый кризис 1998 года оказал положительное воздействие на деятельность предприятий отрасли. Увеличились заказы на ремонт судов, который ранее производился за рубежом. С 1999 года отмечается относительная стабилизация работы судоремонтных предприятий, рост производства составил до 10 % в год. Тем не менее, в настоящее время об устойчивой стабилизации отрасли говорить преждевременно, выпуск продукции находится на уровне начала 70-х годов. Так, например, за 2006 год было выпущено лишь 49,8 % продукции дореформенного 1993 года. В 2007 году наблюдался небольшой спад производства в отрасли, что обусловлено объективными причинами (прекращение выделения целевых субвенций с 2006 года из бюджета Камчатской области на установление пониженных тарифов на электроэнергию). Однако с ноября-декабря 2007 года, по сравнению с октябрем 2007 года отмечается увеличение индекса производства в судоремонте в 2,7 раза (271,4 %), что вызвано снижением тарифов на электроэнергию до 2,65 рублей за кВт/час, произошедшим с 1 ноября 2007 года. Положительные тенденции в судоремонтной отрасли, обусловленные снижением тарифов на электроэнергию, сохраняются по настоящее время. Высвободившиеся от оплаты электроэнергии средства в 2008-2009 годах были направлены предприятиями на снижение стоимости услуг; развитие и модернизацию производства, улучшение качества услуг и условий труда, увеличение размера оплаты труда и социальных выплат работникам предприятия.
1.2. Общеотраслевые экономические показатели за последние 20 лет (обобщенно).
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И
СТРОИТЕЛЬСТВО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ
(СУХОЙ ДОК) 180 МЕТРОВ (ДЛИНА)
Х 45 МЕТРОВ (ШИРИНА)
Рисунок (не приводится)
Приложение № 3
к Статегии развития судоремонтной отрасли
Камчатского края до 2025 года
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
(МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ЗАО "СУДОРЕМСЕРВИС")
Рисунок (не приводится)
Приложение № 4
к Статегии развития судоремонтной отрасли
Камчатского края до 2025 года
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОРЕМОНТНОГО
ПРОИЗВОДСТВА ЗАО ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ
СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Рисунок (не приводится)
Приложение № 5
к Статегии развития судоремонтной отрасли
Камчатского края до 2025 года
Рисунок (не приводится)