Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2012 г. по делу № А27-18530/2011

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен "05" марта 2012 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными отказы в государственной регистрации права собственности,
при участии представителя заявителя - Б. (доверенность от 30.06.2011 г., паспорт); представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> - З. (доверенность от 20.02.2012 г. № 31-Д, сл. удостоверение) и Ф. (доверенность от 20.02.2012 г. № 27-Д, сл. удостоверение),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шахта № 12", г. Киселевск (далее - ООО "Шахта № 12", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на вентиляционный квершлаг гор. + 174, квершлаг 1гор. + -0, квершлаг № 1гор. + 90, квершлаг № 10гор. + 90, квершлаг № 4гор. + 90, квершлаг № 4гор. + -0, квершлаг № 6гор. + 90, квершлаг № 6гор. + - 0, квершлаг № 8гор. +90, концентрационный штрек <...>/к № с квершлага юг гор. + 90 м; концентрационный штрек по <...>. з/к L, квершлаг 3 юг; концентрационный штрек <...>., кр. № гор. + 90; концентрационный штрек по <...>/к № с, кВ. 4 юг; полевой штрек гор. + 90; полевой штрек с квершлага 4 гор. + -0; соединительный квершлаг гор. + 0; соединительный квершлаг гор. + 90; шурф 70; южно-полевой штрек гор. + 90 м; южный полевой штрек гор. + -0 м, расположенные по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО, просит обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на вентиляционный квершлаг гор. + 174, квершлаг 1 гор. + -0, квершлаг № 1гор. + 90, квершлаг № 10гор. + 90, квершлаг № 4гор. + 90, квершлаг № 4гор. + -0, квершлаг № 6гор. + 90, квершлаг № 6гор. + -0, квершлаг № 8гор. + 90, концентрационный штрек <...>/к № с квершлага юг гор. + 90 м; концентрационный штрек по <...>. з/к L, квершлаг 3 юг; концентрационный штрек <...>., кр. № гор. + 90; концентрационный штрек по <...>/к № с, кВ. 4 юг; полевой штрек гор. + 90; полевой штрек с квершлага 4 гор. + -0; соединительный квершлаг гор. + 0; соединительный квершлаг гор. + 90; шурф 70; южно-полевой штрек гор. + 90 м; южный полевой штрек гор. + -0 м, расположенные по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Определением от 28.12.2011 г. суд назначил дело в предварительном судебном заседании на 25.01.2012 г.
В судебном заседании представители Росреестра представили отзыв на заявление, содержащий возражения на требования заявителя, а также оригиналы материалов дел правоустанавливающих документов и их копии.
Заслушав представителей заявителя и Росреестра, суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу, завершил предварительное заседание и вынес определение о назначении судебного разбирательства на 27.02.2012 г.
Ко дню судебного разбирательства в арбитражный суд от заявителя поступило заявление об уточнении предмета требований, в котором ООО "Шахта № 12" просит принять следующую редакцию своих требований - "признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в государственной регистрации права собственности на:
1. Вентиляционный квершлаг гор. + 174, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-344);
2. Квершлаг 1 гор. + -0, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-345);
3. Квершлаг № 1гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-346);
4. Квершлаг № 10гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-347);
5. Квершлаг № 4гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-348);
6. Квершлаг № 4гор. + -0, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-349);
7. Квершлаг № 6гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/001/2011-350);
8. Квершлаг № 6гор. + -0, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-001);
9. Квершлаг № 8гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-002);
10. Концентрационный штрек <...>/к № с квершлага юг гор. + 90 м расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-003);
11. Концентрационный штрек по <...>. з/к L, квершлаг 3 юг, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-004);
12. Концентрационный штрек <...>., кр. № гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-005);
13. Концентрационный штрек по <...>/к № с, кВ. 4 юг, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-006);
14. Полевой штрек гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-007);
15. Полевой штрек с квершлага 4 гор. + -0, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-000);
16. Соединительный квершлаг гор. + 0, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-009);
17. Соединительный квершлаг гор. + 90, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-010);
18. Шурф 70, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-011);
19. Южно-полевой штрек гор. + 90 м, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-012);
20. Южный полевой штрек гор. + -0 м, расположенный по адресу: <...>, юго-восточная часть Киселевского месторождения в 400 метрах от АБК Киселевского ГПАТП КО (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2011 г. № 09/011/2011-013).
Уточнение судом принято.
В обоснование требования заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
ООО "Шахта № 12" обратилась в Росреестр за государственной регистрацией права собственности на указанное выше имущество.
Государственная регистрация была приостановлена по решению государственного регистратора в связи с непредставлением заявителем документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества - разрешения на ввод в эксплуатацию.
В уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 24.03.2011 г. государственным регистратором была сделана ссылка на Приказ Роснедр от 02.09.2009 г. № 826 "О выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами".
Однако данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Роснедр от 18.10.2010 г. № 1186.


Государственным регистратором были направлены запросы в Отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Киселевска и Управление по недропользованию по Кемеровской области.
Согласно полученным ответам разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию этими органами не выдавались.
Из ответов, полученных от этих же организаций на запросы заявителя, следует, что выдача указанных документов в их компетенцию не входила.
Заявитель полагает, что отказ регистратора в регистрации прав на недвижимое имущество незаконен по следующим основаниям.
Добыча угля в ООО "Шахта № 12" осуществляется по техническому проекту подготовки гор + -0 м шахты (разработан в 1981 году государственным проектным институтом "Сибгипрошахт" и утвержден Постановлением МУП СССР № 76/27-73 от 11.12.1981 г.) и по "проекту вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. + -0 м" (разработан ЗАО "Гипроуголь" в 2000 году, согласован с Кузнецким Управлением № 08-1278 от 19.11.2003 г., прошел экспертизу промышленной безопасности (заключении е № 68-ПД-24045-2010)).
Согласно пункту 4 статьи 8 ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке.
В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются его соответствие проектной документации, готовность организации к его эксплуатации.
В соответствии с параграфом 8 Правил безопасности на угольных шахтах РД 05-94-95, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.12.1994 г. № 67 новые и реконструируемые шахты, горизонты, блоки и панели принимает комиссия с участием представителей Госгортехнадзора, Госсаннадзора и ВГСЧ.
На действующих шахтах прием в эксплуатацию выемочных участков подготовительных выработок общешахтного назначения и очистных забоев, а также при внедрении новой технологии производится комиссией, назначенной директором шахты, с участием представителей Госгортехнадзора, Госсаннадзора и ВГСЧ.
Подземные выработки горизонта + -0 м введены в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 06.05.2000 г.
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2396-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью; участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, то есть право собственности на них не возникает и государственной регистрации не подлежит.
Однако для осуществления комплекса работ по добыче угля необходимо возведение подготовительных сооружений, являющихся неотъемлемой частью сети подземных выработок, без которых невозможен ввод в эксплуатацию очистных забоев.
К таким вспомогательным сооружениям относятся, в частности, вентиляционный квершлаг гор. + 174, квершлаг 1 гор. + -0, квершлаг № 1гор + 90, квершлаг № 10гор. + 90, квершлаг № 4гор. + 90, квершлаг № 4гор. + -0, квершлаг № 6гор. + 90, квершлаг № 6гор. + -0, квершлаг № 8гор. + 90, концентрационный штрек <...>/к № с квершлага юг гор. + 90 м, концентрационный штрек по <...>. з/к L, квершлаг 3 юг, концентрационный штрек <...>., кр. № гор. + 90, концентрационный штрек по <...>/к № с, кВ. 4 юг, полевой штрек гор. + 90, полевой штрек с квершлага 4 гор. + -0, соединительный квершлаг гор. + 0, соединительный квершлаг гор. + 90; шурф 70, южно-полевой штрек гор. + 90 м и южный полевой штрек гор. + -0 м.
В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Исходя из изложенного заявитель делает вывод о том, что перечисленные сооружения могут являться самостоятельными объектами недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статья 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Однако в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 названного кодекса выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Отказывая в государственной регистрации поименованного выше имущества, Росреестр сослался на то, что горные выработки являются опасными производственными объектами, а, следовательно, не подпадают под исключения, установленные пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ.
Однако в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасным производственным объектом является шахта целиком, а не отдельные горные выработки, входящие в ее состав.
Необоснованным также, по мнению заявителя, является отказ в государственной регистрации прав на недвижимость по тому основанию, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:25:00 00 000:0012 отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, поскольку указанный земельный участок был разделен на 15 отдельных земельных участка, которые предоставлены ООО "Шахта № 12" на основании договора аренды земельного участка № 8161 от 24.03.2011 г.
Указанные горные выработки были поставлены на кадастровый учет ранее, чем произошло преобразование земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" никто не вправе требовать от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости, иначе как на основании решения суда.
Управление Росреестра в отзыве и его представители в судебном заседании с заявлением ООО "Шахта № 12" и доводами не согласились по следующим основаниям.
1. Заявитель не представил доказательств наличия полномочий у работников шахты на ввод объектов повышенной опасности в эксплуатацию, а представитель Ростехнадзора в ее состав включен не был.
2. Заявителем не соблюден установленный законом порядок получения разрешения на строительство и ввод объектов недвижимого имущества в эксплуатацию.
3. Заявителем не представлено разрешение на строительство, которое бы свидетельствовало о том, что данные объекты не являются самовольной застройкой.
4. Заявитель не доказал, что спорные объекты недвижимости - объекты повышенной опасности: подземные горные выработки, согласно кадастровых паспортов, не являются частью шахты.
5. Заявитель необоснованно не рассматривает объекты недвижимости как объекты капитального строительства согласно кадастровых паспортов, на которые, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимы разрешения как на их строительство, так и на ввод в эксплуатацию.
6. Заявитель необоснованно подменяет установленный законом документ - "разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" на внутренний документ предприятия - "акт приемки в эксплуатацию горной выработки".
7. Заявитель избрал незаконный способ защиты своего права, предлагая в рамках рассматриваемого заявления разрешить вопрос о фактическом вводе в эксплуатацию объектов повышенной опасности.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Шахта № 12" и представителей Управления Росреестра, суд отказывает в удовлетворении требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что 04.03.2011 г. ООО "Шахта № 12", г. Киселевск обратилась в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прав собственности на следующее имущество: вентиляционный квершлаг гор. + 174, квершлаг 1 гор. + -0, квершлаг № 1гор. + 90, квершлаг № 10гор. + 90, квершлаг № 4гор. + 90, квершлаг № 4гор. + -0, квершлаг № 6гор. + 90, квершлаг № 6гор. + -0, квершлаг № 8гор. + 90, концентрационный штрек <...>/к № с квершлага юг гор. + 90 м; концентрационный штрек по <...>. з/к L, квершлаг 3 юг; концентрационный штрек <...>., кр. № гор. + 90; концентрационный штрек по <...>/к № с, кВ. 4 юг; полевой штрек гор. + 90; полевой штрек с квершлага 4 гор. + -0; соединительный квершлаг гор. + 0; соединительный квершлаг гор. + 90; шурф 70; южно-полевой штрек гор. + 90 м; южный полевой штрек гор. + -0 м.
26.08.2011 г. Росреестр направил ООО "Шахта № 12" сообщения об отказе в государственной регистрации прав собственности на указанные объекты по следующим основаниям:
- объекты недвижимого имущества относятся к категории опасных производственных объектов угольной промышленности, объектами капитального строительства и не попадает под исключения, установленные пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ;
- представленный заявителем акт приемки в эксплуатацию горной выработки утвержден генеральным директором ООО "Шахта № 12" 23.08.2010 г., в то время как с апреля 2009 г. полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, строительство которых планируется в целях выполнения работ, связанных с использованием недр, переданы Управлению по недропользованию по Кемеровской области.
- представленные ООО "Шахта № 12" 25.08.2011 г. дополнительно документы (акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, деклараций об объектах недвижимого имущества от 24.08.2011 г.) не могут носить характер правоустанавливающих документов.
- объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 42:25:00 00 000:0012.
По данным государственного кадастра недвижимости по состоянию на 26.08.2011 г. участок снят с кадастрового учета 13.05.2011 г., а согласно пункту 2 статьи 25.3 Закона о регистрации, не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором он расположен, отсутствует в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании, помимо осуществления проверки соответствия оспариваемого акта (решений и действий (бездействие) или его отдельных закону или иному нормативному правовому акту, также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт (решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для удовлетворения заявленного требования требуется совокупность обстоятельств: не соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, а также нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив представленные доказательства, признал обоснованными и соответствующими действующему законодательству отказы в государственной регистрации права собственности ООО "Шахта 12" на спорные объекты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав собственности) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих его создание.
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, в соответствии с градостроительным планом земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно представленным документам спорные объекты недвижимого имущества являются горной выработкой и подземным сооружением, строительство которого осуществляется с использованием недр, на котором ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях. В силу действующего законодательства указанные объекты относятся к категории опасных производственных объектов угольной промышленности и являются объектами капитального строительства, соответственно, не подпадают под исключения, установленные пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим судом отклонены доводы заявителя о том, что спорные объекты являются вспомогательными сооружениями и для их строительства не требуется выдача разрешения на строительство, а, соответственно, не требуется и разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, как необоснованные и не соответствующие действующему законодательству.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах" проектирование и строительство промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.199 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
В соответствии с приложением 1 к указанному Закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Пунктом 32 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 06.06.2003 г. № 71, установлено, что приемка объектов в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке с участием органов Госгортехнадзора России.
В нарушение указанных выше норм и статьи 25 Закона о государственной регистрации прав собственности заявитель при обращении в Управление Росреестра с заявлениями о регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости не представил документы, подтверждающие создание этих объектов, а именно разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов.
При этом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Шахта 12" не обращалась с заявлениями о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию спорных объектов в соответствующие федеральные органы.
Судом не приняты доводы заявителя о наличии актов приемки в эксплуатацию горной выработки от 23.08.2010 г., поскольку данные акты утверждены не уполномоченным лицом, без участия представителей Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, и не являются разрешениями на ввод в эксплуатацию объекта, соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Судом отклонены также доводы заявителя о том, что опасным объектом является непосредственно шахта № 12, и что объект был введен в эксплуатацию актом от 06.05.2000 г., то есть до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из указанного акта не возможно установить, что в 2000 году были созданы все спорные объекты, за регистрацией права собственности на которые обратилось общество в Управление Росреестра. Более того, как следует из письма Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 26.08.2011 г. № 10-135, представленные на регистрацию спорные объекты не вошли в Пусковой комплекс, введенный в эксплуатацию 06.05.2000 г., поэтому приемка данных выработок должна быть выполнена в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 32 Правил охраны недр с участием представителя территориального органа Ростехнадзора.
С учетом вышеизложенного не обоснованны и доводы заявителя о наличии деклараций об объекте недвижимого имущества.
Не приняты судом и доводы заявителя со ссылкой на статью 134 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь, что опасным производственным объектом является вся шахта. Если заявитель полагает, что все спорные объекты составляют одну вещь, не понятно, какие основания для осуществления права собственности на каждую отдельную часть данного объекта.
Поскольку заявителем для регистрации не были представлены все документы, установленные статьей 25 Закона о государственной регистрации прав собственности, Управлением Росреестра правомерно отказано в регистрации права собственности на спорные объекты в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав собственности.
Кроме того, регистратором было установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположены объекты, согласно декларациям об объекте недвижимого имущества, представленном заявителем.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 42:25:0000000:0012 был преобразован на 15 отдельных земельных участков, и что горные выработки были поставлены на кадастровый учет ранее, чем произошло преобразование земельного участка, поскольку заявитель в декларации сам ссылается на то, что объекты расположены на земельном участке 42:25:0000000:0012.
Кроме того, заявление не содержит сведений о том, каким образом отказ в регистрации права собственности на спорные объекты нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности, что отказ препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд признал, что отказы Управления Росреестра соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку требование оставлено без удовлетворения, государственная пошлина остается за заявителем.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Шахта № 12" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.П.ОБУХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru