АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2011 г. по делу № А33-8472/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 июля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Советского района в городе Красноярске (ОГРН 1032402642887, ИНН 2465008609)
к индивидуальному предпринимателю Цуркану Владимиру Владимировичу (ОГРН 304246418800060, 304246418800060, г. Красноярск)
о сносе временного сооружения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Колпакова Г.В., представителя по доверенности от 11.01.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Н.Игнатенко,
установил:
Администрация Советского района в городе Красноярске обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Цуркану Владимиру Владимировичу о сносе временного сооружения - павильона общей площадью 54 кв.м., расположенного на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 30.05.2011 возбуждено производство по делу.
В соответствии с пунктом 27
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при соблюдении требований части 4 статьи 137
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в силу части 2 статьи 13
Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.
Ответчик в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания уведомлен надлежащим образом (определение о принятии искового заявления к производству арбитражного суда и подготовке дела к судебному разбирательству от 30.05.2011 получено ответчиком), возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие не заявил, при этом спор по настоящему делу подлежит рассмотрению единолично, в связи с чем суд счел возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии со статьей 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле письменным доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно Акту о выявлении самовольного временного сооружения от 26.04.2011 представителями администрации Советского района в городе Красноярске выявлено, что на территории Советского района города Красноярска по адресу: ул. Мате Залки, 34, ИП Цуркан В.В. самовольно разместил временное сооружение - павильон площадью 54 кв.м., на земельном участке, предназначенный под газон, без соответствующих разрешений; отсутствует договор аренды земельного участка.
Согласно объяснительной от 26.04.2011 Цуркан В.В. не отрицает факт установки торгового павильона общей площадью 54 кв. м. без согласования с администрацией.
Членом административной комиссии Советского района в городе Красноярске составлен протокол от 27.04.2011 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.1
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях".
Уведомлением, полученным ответчиком 26.04.2011, администрация Советского района в городе Красноярске предложила ответчику демонтировать временное сооружение (павильон), а также освободить земельный участок и привести земельный участок в первоначальное состояние, свободное от временных сооружений до 26.05.2011.
Согласно справке от 10.05.2011 по данным отдела архитектуры и строительства разрешительные документы (распоряжение на размещение) на временное сооружение - павильон, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34, администрацией Советского района не выдавались; временное сооружение - павильон размещен самовольно.
Указывая в качестве правового основания ст. 6
, 11
, 12
, 304
Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29
, 60
- 64
Земельного кодекса Российской Федерации истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Цуркана Владимира Владимировича произвести снос временного сооружения - павильона общей площадью 54 кв.м., расположенного на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителя истца арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1.1
Положения Об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 № 46-р, именуемого далее как положение) Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, вправе открывать лицевые счета в органах казначейства (п. 1.3
. положения).
В соответствии с пунктами 2.2.2
, 2.2.5
. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8
положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в т.ч. в качестве истцов, по искам об устранении препятствий в пользовании земельными участками, признании имущества бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, взыскании неосновательного обогащения за использование земельных участков, а также о сносе самовольных построек, временных строений и сооружений, расположенных в пределах территории района города. При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным
и Арбитражным процессуальным
кодексами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12
Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304
Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 29
Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9
, 10
и 11
настоящего Кодекса.
Согласно статье 11
Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 10 статьи 3
Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
Постановлением
администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 утверждено "Положение
о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", которое устанавливает порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска (п. 1.1
Положения).
К временными сооружениями Положением
от 09.02.2010 № 55 отнесены сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. Временные сооружения должны возводиться в одноэтажном исполнении, без подвального этажа, без организации котлована, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3.4
настоящего Положения.
Пунктом 3.1
Положения от 09.02.2010 № 55 предусмотрено, что юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.1
, 1.3.6
, 1.3.11
, 1.3.15
, 1.3.17
, 1.3.19
, 1.3.22
Положения от 09.02.2010 № 55, (п. 1.3.17
павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением), обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.9
Положения от 09.02.2010 № 55, а именно в администрацию района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Таким образом, правоотношения по использованию земли на праве аренды возникают на основании сложного юридического состава, включающего издание собственником земли соответствующего распоряжения и заключение договора аренды.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения решения по данному делу распоряжение о разрешении размещения временного сооружения - павильона общей площадью 54 кв.м., расположенного на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34, в отношении индивидуального предпринимателя Цуркана Владимира Владимировича Администрацией Советского района в городе Красноярске не издавалось; договор аренды земельного участка по указанному адресу с индивидуальным предпринимателем Цурканом Владимиром Владимировичем не заключался.
Представленными в материалы дела документами подтверждается незаконное размещение на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34, павильона без соответствующих разрешений (акт о выявлении самовольного временного сооружения, протокол от 27.04.2011, объяснительная от 26.04.2011).
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что киоск размещен на земельном участке в отсутствие законных оснований.
В соответствии со статьей 60
Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62
, пункта 1 статьи 64
Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
На основании пункта 2 статьи 62
Земельного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 65
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в установленном порядке прав на данный участок, в материалы дела ответчиком не представлены.
Поскольку доказательства наличия правовых оснований для установки павильона на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34, отсутствуют, требования истца об обязании ответчика произвести демонтаж данного объекта подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Цуркан Владимира Владимировича, <...> г. р., место рождения <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, имеющего ОГРН индивидуального предпринимателя 304246418800060, ИНН 246402928344 произвести снос временного сооружения - павильона общей площадью 54 кв.м., расположенного на земельном участке придомовой территории жилого дома № 34, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. М. Залки, 34.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Цуркан Владимира Владимировича, <...> г. р., место рождения <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, имеющего ОГРН индивидуального предпринимателя 104246418800060, ИНН 246402928344 в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г. Красноярске.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Р.В.ЛЕСКОВ