Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. по делу № 33-2129

Судья Рахманкина Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильевых И.Д.,
судей Заварихиной С.И., Кочетковой М.В.,
при секретаре П.,
С участием Г., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 марта 2012 года гражданское дело
по кассационной жалобе Г.,
кассационному представлению прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 ноября 2011 года
по делу по иску прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода в интересах Г. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности включить в сводный список, предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Кочетковой М.В., явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

установила:

Прокурор Сормовского района города Нижнего Новгорода обратился в суд в интересах Г. с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности включить в сводный список, предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование иска указано, что Г., 1973 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Г. были лишены родительских прав, она с 20.03.1980 года по 10.10.1988 года воспитывалась в ГОУ <...>. 10 октября 1988 года Г. выбыла из детского дома, жилое помещение при этом ей предоставлено не было. В квартире № <...>, в которой Г. проживала до лишения ее родителей родительских прав, в настоящее время в данной квартире зарегистрированы посторонние лица: Л.Н.Т., Л.А.Н., А.В.Н. В настоящее время Г. вместе со своим сыном Ю. и А.Ю.Н., зарегистрированы и проживают в комнате площадью 9,74 кв. м, трехкомнатной коммунальной квартиры с частичными удобствами по адресу: <...>. Данная комната была выделена бывшему супругу Г. в качестве служебного жилья. Поскольку в силу норм действующего законодательства истец имеет право требовать исполнения Администрацией г. Н.Новгорода обязанности по обеспечению ее вне очереди жилым помещением, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Г. и кассационном представлении прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Доводы кассационной жалобы Г. и кассационного представления сводятся к тому, что Г., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по отчислению из детского дома должно было быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Поскольку на момент отчисления из детского дома Г. не достигла совершеннолетия именно на органе опеки и попечительства как законном представителе ребенка лежит обязанность о своевременной постановке на учет на получение жилого помещения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года), в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления прокурора, возражения на кассационную жалобу, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, указанные лица должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент прекращения опеки над Г. - 1988 год), в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.
Аналогичная позиция высказана Верховным Судом РФ, и изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года.
Закон Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" предусматривает дополнительные гарантии прав указанной категории лиц на имущество и жилое помещение, при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения (ст. 5).
Согласно ст. 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 г. № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При разрешении заявленных требований, судом первой инстанции установлено, что решением Сормовского районного народного суда г. Горького от 20 марта 1980 года А.В.В. и А.Н.С. лишили родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: А.М., <...> года рождения, А.А. (в настоящее время - Г.), <...> года рождения, А.Ю., <...> года рождения, А.С., <...> года рождения, А.О., <...> года рождения (л.д. 53 - 54). С 23.03.1980 года по 10.10.1988 года А.А. (в настоящее время - Г.) являлась воспитанницей ГОУ <...>. 10 октября 1988 года отчислена из детского дома (л.д. 52).
В настоящее время Г. со своим сыном являются собственниками каждый по 1/2 доли, зарегистрированы и проживают в комнате площадью 9,74 кв. м., трехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <...>.
Г., <...> года рождения, семьей из двух человек 20.08.2004 года распоряжением Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода № 1934-р "О принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семей Г., Б., К." принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку общей очереди, то есть на момент постановки на учет по указанному основанию Г. уже исполнилось 23 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Г. встала до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах Г., как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не вставшая до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении ей жилого помещения, не может претендовать на внеочередное предоставления жилья по этому основанию.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволил ему сделать правильный и обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года).
Вместе с тем, как правильно указал в решении суд первой инстанции, истцом указанный статус ребенка-сироты был утрачен, поскольку Г. обратилась в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет по предоставлению жилья после достижения ею возраста 23 лет. Каких-либо доказательств того, что Г. обращалась в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения до достижения возраста 23 лет, в деле не имеется.
Доводы Г. о том, что она обращалась в Администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода, своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы Г. и кассационного представления прокурора не могут быть приняты во внимание и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут, поскольку они основаны на неверном толковании ею норм действующего законодательства, регулирующих вопросы предоставления жилья детям-сиротам.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления о том, что поскольку на момент отчисления из детского дома Г. не достигла совершеннолетия, то именно на органе опеки и попечительства как законном представителе ребенка лежит обязанность о своевременной постановке на учет на получение жилого помещения, не соответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что Г. была отчислена из детского дома 10.10.1988 г. (л.д. 52). Согласно объяснениям Г., в 1989 г. она вышла замуж. Поскольку в соответствии со ст. 139 Кодекса о браке и семье РСФСР при вступлении несовершеннолетнего в брак, если исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов ему в соответствии со статьей 15 КоБС был снижен брачный возраст, попечительство прекращается, следовательно, и обязательства органа и опеки и попечительства прекращены. Более того, обязанность по контролю постановки на учет лиц указанной категории законодателем на органы опеки и попечительства не возложена.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств - пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, в редакции, действовавшей до внесения изменений предусмотренных Федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ, от 03 декабря 2011 г. № 388-ФЗ, № 389-ФЗ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г., кассационное представление прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru