РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. № 33-а-227
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 13 января 2012 года, которым постановлено:
Признать за К.Е.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за выслугу лет, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 12 мая 2011 года.
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области включить К.Е.В. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, периоды ее работы в должности заведующей <...> ФАП: с 14.03.1988 по 18.10.1988; с 27.11.1988 по 31.12.1991; а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области назначить К.Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 12 мая 2011 года.
Взыскать с ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области госпошлину в доход государства в сумме <...> рублей <...> копеек.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И.., объяснения представителей ГУ - отдела ПФ РФ по Путятинскому району Рязанской области П.М.В. и Л.А.И. поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора судебная коллегия
установила:
Прокурор Путятинского района Рязанской области в интересах К.Е.В. обратился в суд к ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области с иском о признании за ней права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что К.Е.В. работала в муниципальном учреждении здравоохранения - <...> центральной районной больнице с 14 марта 1988 года по 12 мая 2011 года в должности заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом, выполняла трудовые функции фельдшера и являлась единственным работником данного ФАП. Во время работы в <...> ФАП К.Е.В. на основании соответствующих приказов работодателя проходила обучение на курсах повышения квалификации в следующие периоды: с 19.10.1988 по 26.11.1988, с 01.04.1993 по 28.04.1993, со 02.03.1998 по 27.03.1998, с 04.11.2002 по 02.12.2002, с 05.03.2007 по 30.03.2007.
12 мая 2011 года К.Е.В. обратилась в Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с 25-летним стажем лечебной деятельности, с учетом льготного исчисления отдельных периодов работы.
Однако, ГУ - ОПФ РФ решением от 17 мая 2011 года отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, исключив из периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды: с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, поскольку не подтверждено, что работа в должности заведующего <...> ФАП относится к работе по должности среднего медицинского персонала. Кроме того, было исключено время нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1988 по 26.11.1988, с 01.04.1993 по 28.04.1993, с 02.03.1998 по 27.03.1998, с 04.11.2002 по 02.12.2002, с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Полагает, что данное решение ГУ - ОПФ РФ является незаконным по следующим основаниям. Просил обязать ответчика включить к трудовой стаж К.Е.В., дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет периоды ее работы в должности заведующей <...> ФАП: с 14.03.1988 по 18.10.1988: с 27.11.1988 по 31.12.1991; а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007, и досрочном назначении ей пенсии по старости с 12.05.2011.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в иске к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда в обжалованной части отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К.Е.В. с 14 марта 1988 года по 12 мая 2011 года работала заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом, выполняла трудовые функции фельдшера и являлась единственным работником данного ФАП. 12 мая 2011 года истица обратилась в УПС РФ по Путятинскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 17 мая 2011 года № <...> К.Е.В. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого льготного стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы в должности заведующей медпунктом с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Судом было установлено, что истица, в спорные периоды времени, работая заведующей медпунктом, выполняла обязанности фельдшера и находилась на курсах повышения квалификации.
Это обстоятельство подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67
ГПК РФ: копией трудовой книжки истцы; справкой ЦРБ <...> района Рязанской области от 12.05.2011 № 24; выпиской из лицевого счета застрахованного лица, выпиской из индивидуального лицевого счета о пенсионных правах ЗЛ, справкой администрации МО - Путятинский муниципальный район Рязанской области от 02.12.2010 № <...>, приказами <...> ЦРБ о командировании истицы на курсы повышения квалификации.
При рассмотрении дела суд правильно принял во внимание пп. 11 п. 1 ст. 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7
настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пенсионное обеспечение медицинских работников до 1 января 2002 года регулировалось Постановлением
Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 3
указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Удовлетворения требования истицы о включении в имеющийся у К.Е.В. стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения работы в должности заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в указанный период работы истицы действовали Списки утвержденные, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которые утратили силу с 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Списков
6 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с указанным Списком в льготный стаж работы входила работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В спорный период времени, истица работала средним медицинским персоналом.
С 1 ноября 1999 г. стало действовать постановление
Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066. В Списках
, утвержденных данным постановлением, были указаны конкретные должности и учреждения, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
При этом, работа в должностях, указанных в п. 1
раздела "Наименование должностей" Списка засчитывалась в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 Списки
должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривавшие включение ей в стаж, предоставляющие право назначения льготной пенсии по старости, период работы заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Списки
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила
исчисления этого стажа. Указанные Списки
также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
С принятием Постановления
Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и введением нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсии, в том числе и новых правил
подсчета специального трудового стажа, улучшающих положение работника, законодателем фактически было предоставлено работнику право льготного исчисления специального трудового стажа, который он имел по ранее действовавшему законодательству.
В постановлении
Пленума ВС РФ от 20.12.2005 № 25 указал на пункт 3
Постановления № 1066, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком
профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Согласно Постановлению
Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30
ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Наряду с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6
, ч. 4 ст. 15
, ч. 1 ст. 17
, ст. 18
, 19
и ч. 1 ст. 55
Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанный период работы К.Е.В. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; с 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007, в календарном исчислении, суд правильно исходил из требований ст. 187
Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась в ст. 112
КЗоТ РСФСР. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников. Более того, в соответствии с пунктами 1
и 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и "Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", предусматривают исчисление трудового стажа по оспариваемым периодам в календарном порядке.
Анализируя нормы материального права, а также представленные сторонами доказательства, районный суд пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением к ответчику, у истицы имелся необходимый для назначения пенсии по основаниям подпункта 11 п. 1 ст. 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 25-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о включении спорных периодов в льготный стаж К.Е.В. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличии необходимого стажа для назначения пенсии по старости с 12.05.2011. Установленные судом обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 19
ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Определяя дату назначения пенсии, суд обоснованно принял во внимание разъяснения, данные в п. 23
Постановления Пленума Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 № 25, согласно которой, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что при обращении в пенсионный орган К.Е.В. имела необходимый 25-летний стаж, дающий право на досрочную пенсию, с учетом нахождения ее на курсах повышения квалификации, 12 мая 2011 года представила необходимые документы, признал необоснованным отказ пенсионного органа в назначении пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением, соответствует требованиям Закона
.
Бесспорных доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчик суду в соответствии со ст. 56
ГПК РФ не представил, хотя на него такая обязанность судом возлагалась.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о включении спорного периода в льготный стаж К.Е.В. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличии необходимого стажа для назначения пенсии по старости.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 13 января 2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области без удовлетворения.