Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. № 33-а-227

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 13 января 2012 года, которым постановлено:
Признать за К.Е.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за выслугу лет, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 12 мая 2011 года.
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области включить К.Е.В. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, периоды ее работы в должности заведующей <...> ФАП: с 14.03.1988 по 18.10.1988; с 27.11.1988 по 31.12.1991; а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области назначить К.Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 12 мая 2011 года.
Взыскать с ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области госпошлину в доход государства в сумме <...> рублей <...> копеек.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И.., объяснения представителей ГУ - отдела ПФ РФ по Путятинскому району Рязанской области П.М.В. и Л.А.И. поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора судебная коллегия

установила:

Прокурор Путятинского района Рязанской области в интересах К.Е.В. обратился в суд к ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Путятинскому району Рязанской области с иском о признании за ней права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что К.Е.В. работала в муниципальном учреждении здравоохранения - <...> центральной районной больнице с 14 марта 1988 года по 12 мая 2011 года в должности заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом, выполняла трудовые функции фельдшера и являлась единственным работником данного ФАП. Во время работы в <...> ФАП К.Е.В. на основании соответствующих приказов работодателя проходила обучение на курсах повышения квалификации в следующие периоды: с 19.10.1988 по 26.11.1988, с 01.04.1993 по 28.04.1993, со 02.03.1998 по 27.03.1998, с 04.11.2002 по 02.12.2002, с 05.03.2007 по 30.03.2007.
12 мая 2011 года К.Е.В. обратилась в Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с 25-летним стажем лечебной деятельности, с учетом льготного исчисления отдельных периодов работы.
Однако, ГУ - ОПФ РФ решением от 17 мая 2011 года отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, исключив из периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды: с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, поскольку не подтверждено, что работа в должности заведующего <...> ФАП относится к работе по должности среднего медицинского персонала. Кроме того, было исключено время нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1988 по 26.11.1988, с 01.04.1993 по 28.04.1993, с 02.03.1998 по 27.03.1998, с 04.11.2002 по 02.12.2002, с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Полагает, что данное решение ГУ - ОПФ РФ является незаконным по следующим основаниям. Просил обязать ответчика включить к трудовой стаж К.Е.В., дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет периоды ее работы в должности заведующей <...> ФАП: с 14.03.1988 по 18.10.1988: с 27.11.1988 по 31.12.1991; а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007, и досрочном назначении ей пенсии по старости с 12.05.2011.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в иске к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда в обжалованной части отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К.Е.В. с 14 марта 1988 года по 12 мая 2011 года работала заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом, выполняла трудовые функции фельдшера и являлась единственным работником данного ФАП. 12 мая 2011 года истица обратилась в УПС РФ по Путятинскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 17 мая 2011 года № <...> К.Е.В. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого льготного стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы в должности заведующей медпунктом с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; со 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007.
Судом было установлено, что истица, в спорные периоды времени, работая заведующей медпунктом, выполняла обязанности фельдшера и находилась на курсах повышения квалификации.
Это обстоятельство подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ: копией трудовой книжки истцы; справкой ЦРБ <...> района Рязанской области от 12.05.2011 № 24; выпиской из лицевого счета застрахованного лица, выпиской из индивидуального лицевого счета о пенсионных правах ЗЛ, справкой администрации МО - Путятинский муниципальный район Рязанской области от 02.12.2010 № <...>, приказами <...> ЦРБ о командировании истицы на курсы повышения квалификации.
При рассмотрении дела суд правильно принял во внимание пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пенсионное обеспечение медицинских работников до 1 января 2002 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Удовлетворения требования истицы о включении в имеющийся у К.Е.В. стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения работы в должности заведующей <...> фельдшерско-акушерским пунктом с 14.03.1988 по 18.10.1988 и с 27.11.1988 по 31.12.1991, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в указанный период работы истицы действовали Списки утвержденные, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которые утратили силу с 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Списков 6 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с указанным Списком в льготный стаж работы входила работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В спорный период времени, истица работала средним медицинским персоналом.
С 1 ноября 1999 г. стало действовать постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066. В Списках, утвержденных данным постановлением, были указаны конкретные должности и учреждения, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
При этом, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка засчитывалась в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 Списки должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривавшие включение ей в стаж, предоставляющие право назначения льготной пенсии по старости, период работы заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и введением нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсии, в том числе и новых правил подсчета специального трудового стажа, улучшающих положение работника, законодателем фактически было предоставлено работнику право льготного исчисления специального трудового стажа, который он имел по ранее действовавшему законодательству.
В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 № 25 указал на пункт 3 Постановления № 1066, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Наряду с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанный период работы К.Е.В. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 19.10.1988 по 26.11.1988; с 01.04.1993 по 28.04.1993; с 02.03.1998 по 27.03.1998; с 04.11.2002 по 02.12.2002; с 05.03.2007 по 30.03.2007, в календарном исчислении, суд правильно исходил из требований ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РСФСР. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников. Более того, в соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и "Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", предусматривают исчисление трудового стажа по оспариваемым периодам в календарном порядке.
Анализируя нормы материального права, а также представленные сторонами доказательства, районный суд пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением к ответчику, у истицы имелся необходимый для назначения пенсии по основаниям подпункта 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 25-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о включении спорных периодов в льготный стаж К.Е.В. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличии необходимого стажа для назначения пенсии по старости с 12.05.2011. Установленные судом обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Определяя дату назначения пенсии, суд обоснованно принял во внимание разъяснения, данные в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 № 25, согласно которой, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что при обращении в пенсионный орган К.Е.В. имела необходимый 25-летний стаж, дающий право на досрочную пенсию, с учетом нахождения ее на курсах повышения квалификации, 12 мая 2011 года представила необходимые документы, признал необоснованным отказ пенсионного органа в назначении пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением, соответствует требованиям Закона.
Бесспорных доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчик суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил, хотя на него такая обязанность судом возлагалась.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о включении спорного периода в льготный стаж К.Е.В. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличии необходимого стажа для назначения пенсии по старости.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 13 января 2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Путятинскому району Рязанской области без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru