Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. № 33-а-244

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Рязанской области на решение Советского районного суда г. Рязани от 27 января 2012 года, которым постановлено
Иск С.С.А. удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат Рязанской области производить С.С.А. с 1 января 2012 года исчисление пенсии с учетом увеличения должностного оклада за присвоенную квалификационную категорию "военный летчик первого класса".
Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу С.С.А. невыплаченную пенсию за период с 23 сентября 2010 года по 31 декабря 2011 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Рязанской области за период с октября 2011 года по декабрь 2011 года в размере <...> рубля <...> копеек.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., объяснения представителя Военного комиссариата Рязанской области Ш.И.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя С.С.А. - З.А.С., судебная коллегия

установила:

С.С.А. обратился в суд к Военному комиссариату Рязанской области с иском об увеличении размера пенсии за квалификационную категорию "военный летчик первого класса" и взыскании невыплаченной пенсии, указав в обоснование своих требований, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. На момент окончания военной службы занимал должность "руководителя полетов", военно-учетную специальность (ВУС)-0627023 "военный летчик первого класса". Исключен из списков личного состава части с ВУС - 0627023, отнесенной Приказом МО РФ от 1994 года № 025, согласно Перечню военно-учетных специальностей, к должностям летного состава и соответствующей специальности "военный летчик". Указанная должность и квалификация относятся к летному составу. Считает, что на основании Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396, Приказа Министра обороны РФ, Министра МВД РФ, Министра РФ по ГУ и ЧС, Председателя ГТК РФ, директора ФСБ РФ, директора ФПС РФ от 27 июля 2000 года № 394/805/401/637/411/296 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", ему должен быть произведен перерасчет пенсии с учетом повышения оклада на 45% надбавки к должностному окладу за классную квалификацию "военный летчик первого класса". При этом, просил взыскать задолженность по выплате пенсии с учетом индексов роста потребительских цен в Рязанской области.
Решением суда исковые требования С.С.А. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Рязанской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу С.А.А. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Рязанской области без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом было установлено, что С.С.А. в 2002 году был уволен с действительной военной службы в запас с должности "руководителя полетов 58 отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи Рязанского института воздушно-десантных войск, является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию с 2002 года. Имеет классную квалификацию "военный летчик первого класса", присвоенную ему приказом Главнокомандующего ВВС № <...> от 24 мая 1989 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд руководствовался Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396, Приказом МО РФ № 025 от 5 февраля 1994 года, совместным Приказом Министра обороны РФ № 394 и руководителей других силовых ведомств от 27 июля 2000 года, исходил из того, что С.С.А. проходил военную службу на летной должности, его должность "руководитель полетов" тождественна должности "управление боевыми действиями авиации", квалификационный класс был присвоен ему в 1989 году в установленном на тот период порядке. При таких обстоятельствах, истец вправе претендовать на увеличение ему пенсии с учетом увеличения оклада по воинской должности.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда о наличии у С.С.А. права на перерасчет пенсии, исходя из должности, с которой он уходил на пенсию, основан на неправильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчислении им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пп. 1"а" п. 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: а) уволенные с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего пункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Согласно приведенным нормам увеличение оклада по должности, воинскому или специальному званию является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии.
В соответствии с пп. 1, 3, 4 ст. 12 Закона "О статусе военнослужащих", денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, месячных и иных дополнительных выплат.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно п. 9, 10 ст. 13 этого Закона, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты, устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Дополнительные выплаты ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, прямо не указанные в этом законе, сохраняются.
Реализуя представленные законом полномочия, Правительством РФ 23 мая 2000 года издано постановление № 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", которым утвердило соответствующее Положение.
Первоначальной редакцией Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396, был установлен перечень присваиваемых летному составу государственной авиации квалификационной категории, в котором наряду с квалификацией летчиков и штурманов значатся квалификационные категории "бортовой специалист 3, 2 и 1 класса, мастер", а также предусмотрено увеличение окладов по воинской (занимаемой, штатной) должности в зависимости от квалификационной категории.
Постановлением Правительства № 611 от 16 августа 2002 года "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396", действие Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации распространено на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения (абз. 14 пункт 12 Положения).
В соответствии с п. 5 названного Положения об определении летного состава государственной авиации военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской должности увеличиваются за счет средств выделяемых федеральных органов исполнительной власти в размере (в частности для категории летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - на 30%, а с 1 января 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2005 № 796 - на 45%.
Аналогичную норму содержит изданный во исполнение названного постановления Правительства РФ совместный приказ Министра обороны РФ, МВД России, МЧС России, ГТК России, ФСБ России, и ФПС России "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 27.07.2000 № 394/805/401/637/411/296.
При этом совместный Приказ разъясняет, что оклады по воинским (занимаемым, штатным) должностям, с указанным увеличением, выплачиваются военнослужащим и работниками (сотрудникам) проходящим военную службу и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям летчиков и штурманов, с 29 мая 2000 года.
Увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям военнослужащим и работников (сотрудников), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям других членов экипажей военных судов, в порядке, предусмотренном для летчиков и штурманов, выплачивается с даты присвоения (подтверждения) им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов.
Таким образом, исходя из требований указанных нормативных актов, следует, что для выплаты военнослужащим окладов с учетом увеличения его размера в зависимости от присвоенной квалификационной категории необходимо соблюдение двух обязательных условий: военнослужащий должен проходить военную службу на штатной должности, отнесенной к должностям летного состава и иметь квалификационную категорию бортовых специалистов воздушных судов (не ниже 2 класса).
Военнослужащие не проходившие переквалификацию, выплата денежного вознаграждения за присвоенную классность осуществляется по нормативно-правовым актам, принятых для всех остальных категорий военнослужащих (Приказы МО РФ 1990 г. и 2006 г.).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396 и Приказом МО РФ № 5 от 14 января 2001 года "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" отнесение ВУСов к категории летного состава государственной входит в компетенцию Центральной Квалификационной комиссии летного состава государственной авиации при Министерстве обороны Российской Федерации.
Кроме того, как в соответствии с п. 26 Наставления по производству полетов авиации ВС РФ (НПП-88) введенного в действие Приказом ГК ВВС от 10.02.1988, к летному составу относятся: летчики, штурманы и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по заключению ВЛК к летной работе и выполняющие обязанности в полете в составе экипажа.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции ФЗ от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно в его увеличением.
Подпунктом "д" п. 1 Приказа Министра обороны РФ № 288 Министра обороны РФ, Министра МВД РФ, Министра РФ по ГУ и ЧС, Председателя ГТК РФ, директоров ФСБ РФ, директора ФПС РФ от 12 июля 2007 года "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" предусмотрено производить перерасчет ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:
воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);
должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.
Таким образом, вышеуказанные нормы предусматривают право на повышение должностного оклада и перерасчет пенсии с увеличением за квалификационную категорию для членов экипажей воздушных судов, которым классная квалификация присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов в период с мая 1987 по март 1991 года, уволенным с военной службы и занимавшим ранее должности офицеров, относящимся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников.
Как следует из материалов дела, на момент увольнения, истец имел воинское звание "майор", служил в должности "руководитель полетов 58 отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи Рязанского института воздушно-десантных войск", относящийся к другим членам экипажа воздушных судов, и не входил в летный состав экипажа. По должности, которую занимал истец, в период прохождения военной службы, классная квалификация присваивалась в порядке и с учетом требований, установленных соответствующими Приказами Министра обороны СССР для наземных специалистов.
Должность, которую занимал истец перед увольнением на пенсию, не входит в перечень квалификационных категорий, а поэтому не является летной должностью. Истец проходил военную службу на должности, не отнесенной к летному составу, практических полетов в составе экипажей за заявленный им период (с 29 мая 2000 года), не осуществлял, начиная с 1997 года по день увольнения (2002 год) с военной службы, не выполнял полетов, и не подтверждал квалификационную категорию "военный летчик первого класса".
Таким образом, поскольку истец летную должность не занимал, не имел "летную" ВУС, в пилотировании и навигации воздушного судна участия не принимал, в период прохождения службы в порядке, установленном для летчиков и штурманов, что в силу положений вышеназванных нормативных актов, является обязательным условием для перерасчета размера пенсии, в связи с увеличением оклада по воинским должностям за классную квалификацию, ему квалификационную категорию не присваивали, судебная коллегия полагает, что оснований для перерасчета ему пенсии путем увеличения оклада летному составу, в связи с наличием квалификационной категории "военный летчик первого класса" не имеется.
Должность "руководитель полетов" входит в перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии (Приказ Министра Обороны № 290 от 25 мая 2008 года), а Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396 предусматривает повышение оклада военнослужащим, что является не равнозначными понятиями, поэтому отсутствуют основания для перерасчета пенсии истцу и увеличение ее размера, поскольку в вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396 изменения, в части расширения круга лиц, имеющих право на повышение окладов, не вносились.
Кроме того, устанавливать тождество воинских должностей "руководитель полетов" и "управление боевыми действиями авиации", отнесение ВУСов к категории летного состава государственной авиации, в компетентность суда не входит, поскольку в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, присвоение, снижение или лишения квалификационной категории осуществляется Центральной квалификационной комиссией летного состава государственной авиации при МО РФ (п. 3 Положения).
Что касается доводов истца о том, что выплаты увеличенных окладов по воинским должностям производится военнослужащим, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификации и проходящих военную службу по контракту на воинских должностях офицерского состава с ВУС, поименованных в группе 06 раздела 1 Перечня, то, по мнению судебной коллегии, они противоречит п. 5 названного Постановления, согласно которому он распространяется только на военнослужащих, состоящих на должностях и других должностях имеющего соответствующую специальность, годную по медицинскому здоровью к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа с РЛЭ.
ВУС по занимаемой истцом должности, согласно Перечню военно-учетных специальностей отнесен к разделу 1 группы 06 "Управление боевыми действиями авиации, боевое применение авиации". При этом сам Перечень устанавливает общий список ВУСов ВС РФ, разделяя их по группам мобилизационного, боевого и тактического применения, не определяет их как летные и не летные.
С учетом изложенного принятое по данному делу решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ оно подлежит отмене, и постановлению по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.А. к Военному комиссариату Рязанской области об увеличении размера пенсии и взыскании невыплаченной пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 27 января 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым С.С.А. к Военному комиссариату Рязанской области об увеличении размера пенсии - отказать.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru