Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2012 г. по делу № А33-17133/2011

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Ражкова Р.А.,
судей: Крицкой И.П., Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Сибирский инструментально-ремонтный завод" (ИНН 2465002460, ОГРН 1022402477470)
к администрации Емельяновского района
о признании Постановления администрации Емельяновского района Красноярского края № 1858 от 13.07.2011 в части превышения размера надбавки тарифа на водоснабжение ООО "Региональная тепловая компания" значения 4,20 рублей/куб. м с учетом НДС,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ООО "Региональная тепловая компания",
в присутствии в судебном заседании:
от ответчика - Ларченко В.Д. на основании доверенности от 19.12.2011, паспорта;
от третьего лица - Беденкова К.А. на основании доверенности от 19.12.2011, паспорта;
от прокуратуры - Моргуна О.В. на основании служебного удостоверения ТО № 128068 от 14.02.2012,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания помощником судьи Евграшиной И.Н.,

установил:

открытое акционерное общество "Сибирский инструментально-ремонтный завод" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Емельяновского района о признании недействительным Постановления № 1858 от 13.07.2011 в части установления надбавки к тарифу на водоснабжение ООО "Региональная тепловая компания".
Определением от 27.10.2011 заявление принято к производству арбитражного суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО "Региональная тепловая компания".
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительным Постановление № 1858 от 13.07.2011 в части превышения размера надбавки тарифа на водоснабжение ООО "Региональная тепловая компания" численного значения 4,20 руб./куб.м.
Определением от 19.12.2011 судебное разбирательство по делу отложено на 23.01.2012.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
Определением от 23.01.2012 судебное разбирательство по делу отложено на 24.02.2012.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал согласно уточненным заявленным требованиям.
Представитель ответчика против заявленных требований возражений не высказал, суду пояснил, что оспариваемый акт отменен.
Представитель прокуратуры Красноярского края указал на то, что в связи с отменой оспариваемого акта предмет спора исчерпан, права и интересы заявителя не нарушены.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Сибирский инструментально-ремонтный завод" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402477470.
ОАО "Сибирский инструментально-ремонтный завод" заключило Договор № 150-н по водоснабжению и водоотведению от 01.01.2010 г. с ООО "Крастяжмашэнерго".
В соответствии с п. 1.1 указанного договора водоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть питьевую воду и принимать сточные воды, а Абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в порядке и сроки, указанные в настоящем договоре.
Согласно п. 7 договора "Оплата за воду, израсходованную Абонентом и принятые от него хозбытовые стоки, производиться по тарифам, утвержденным в установленном порядке соответствующими государственными органами, и принимаются в бесспорном порядке. Расчеты с Абонентом осуществляются путем оплаты предъявляемых Водоснабжающей организацией счетов-фактур.
Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края № 10 от 13.01.2010 г. для ООО "Крастяжмашэнерго" были установлены следующие тарифы:
- тариф на услуги холодного водоснабжения в размере 16.40 руб./куб. м. (без НДС);
- тариф на услуги водоотведения в размере 38,94 руб./куб. м. (без НДС). Срок действия тарифов с 01.02.2010 по 31.01.2011 гг.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края № 189-т от 13.12.2010 г. для ООО "Региональная тепловая компания" были установлены тарифы:
- тариф на холодную воду в размере 20,72 руб./куб.м.;
- тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 45,95 руб./куб. м. Срок действия тарифов с 01.02.2011 по 31.01.2012 гг.
20.05.2011 Решением Емельяновского районного совета депутатов Красноярского края № 14-81Р была утверждена инвестиционная программа ООО "РТК" по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и канализации в Емельяновском районе Красноярского края на 2011 - 2016 гг. Способом обеспечения финансовых потребностей ООО "РТК". необходимых для реализации инвестиционной программы выбраны: плата за подключение к сетям водоснабжения и / канализации, а также надбавку к тарифам водоснабжении и водоотведения ООО "РТК".
13.07.2011 Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края № 1858 были установлены следующие надбавки к тарифам ООО "Региональная тепловая компания":
- к тарифу на водоснабжение в размере 11.955 рублей за 1 куб. м. (с учетом НДС);
- к тарифу на водоотведение в размере 6.838 рублей за 1 куб. м. (с учетом НДС).
Полагая, что Постановление Администрации Емельяновского района № 1858 от 13.07.2011 в части превышения размера надбавки тарифа на водоснабжение ООО "Региональная тепловая компания" численного значения 4,20 руб./куб.м с учетом НДС. не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Сибирский инструментально-ремонтный завод" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.


Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 29 и статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, в сферах, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а в случаях, установленных Федеральным законом, в иных сферах.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов - решений представительных органов местного самоуправления, в связи с чем рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.
Учитывая, что оспариваемое в части Постановление Администрации Емельяновского района является нормативным правовым актом, заявленное ООО "Сибирский инструментально-ремонтный завод" требование арбитражный суд рассматривает по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:
- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судам дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее по тексту - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
По пункту 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать и регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Оспариваемое Постановление № 1858 от 13.07.2011 вынесено и.о. главы администрации Емельяновского района В.К. Шмик.
Ответчиком в материалы дела представлены доказательства проведения проверки инвестиционной программы ООО "РТК", в ходе которой было установлено, что Постановление администрации Емельяновского района № 1858 от 13.07.2011 "Об установлении надбавки к тарифу на водоснабжение и водоотведение тарифа на подключение к водопроводным и канализационным сетям ООО "Региональная тепловая компания" тарифы утверждены в нарушение установленного порядка, представлено заключение о проведении проверки от 18.01.2012.
Кроме того, ответчиком представлено Постановление администрации Емельяновского района № 73 от 18.01.2012 об отмене Постановления администрации Емельяновского района от 13.07.2011 № 1858, которым отменяется Постановление администрации Емельяновского района № 1858 от 13.07.2011 "Об установлении надбавки к тарифу на водоснабжение и водоотведение тарифа на подключение к водопроводным и канализационным сетям ООО "Региональная тепловая компания", а также Постановление администрации Емельяновского района № 148 от 24.01.2012 "О внесении изменений в Постановление администрации Емельяновского района от 18.01.2012 № 73", согласно которому пункт 1 Постановления от 18.01.2012 № 73 изложен в следующей редакции: "Отменить Постановление администрации Емельяновского от 13.07.2011 № 1858 "Об установлении надбавки к тарифу на водоснабжение и водоотведение тарифа на подключение к водопроводным и канализационным сетям ООО "Региональная тепловая компания" со дня вступления в силу".
Из вышеизложенного следует, что Постановлениями № 73 от 18.01.2012, № 148 от 24.01.2012 оспариваемое Постановление отменено со дня вступления в силу.
Для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух обстоятельств одновременно: несоответствие его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Необходимость подтверждения наличия нарушенного права при обращении в суд вытекает из статей 4, 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возложение на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанности доказать соответствие этого акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не освобождает заявителя от обязанности доказывать нарушение оспариваемым актом своих прав и законных интересов.
Поскольку оспариваемый нормативный акт признан отмененным со дня вступления в силу, арбитражный суд приходит у выводу, что Постановление от 13.07.2011 № 1858 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
Кроме того, Постановление от 13.07.2011 № 1858 администрации Емельяновского района "Об установлении надбавки к тарифу на водоснабжение и водоотведение тарифа на подключение к водопроводным и канализационным сетям ООО "Региональная тепловая компания" утратило юридическую силу в связи с его отменой со дня вступления в силу, ввиду чего внесение в него каких-либо изменений невозможно.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 Постановления от 18.01.2012 № 73 Постановление вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Емельяновские веси".
В судебном заседании 23.01.2012 представитель от ответчика указал, что Постановление от 18.01.2012 № 73 на момент проведения судебного заседания не опубликовано.
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 24.01.2012 № 148 Постановление вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Емельяновские веси".
Ответчиком документов, подтверждающих опубликование Постановлений от 18.01.2012 № 73, от 24.01.2012 № 148 в материалы дела не представлено. При указанных обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Доказательств в обоснование заявленных доводов о нарушении оспариваемым постановлением прав заявителя не представлено. Ответчик в отзыве указал на нарушения, допущенные при принятии оспариваемого акта, что послужило основанием для его отмены.
При указанных обстоятельствах требование ОАО "Сибирский инструментально-ремонтный завод" не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу или не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Сибирский инструментально-ремонтный завод" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Р.А.РАЖКОВ

Судьи
И.П.КРИЦКАЯ
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru