Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САРАНСКА

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2010 г. № 2-1779/2010

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего - судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания - Х.,
с участием в деле:
заявителя - прокурора Ленинского района г. Саранска, его представителя старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Коткова Андрея Николаевича,
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск, его представителя Ю., действующего по доверенности <...>,
заинтересованного лица - муниципального учреждения "Городская недвижимость", его представителя К., действующего по доверенности от 15 июля 2010 года,

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации г.о. Саранск "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" издано 18.02.2009, а не 09.02.2009 и имеет номер 317, а не 238.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска о признании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2009 года № 238 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" недействующим полностью,

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации г.о. Саранск "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" издано 18.02.2009, а не 09.02.2009 и имеет номер 317, а не 238.

Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2009 года № 238 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" недействующим полностью.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации г.о. Саранск от 18.02.2009 № 317 официально опубликовано в "Вечернем Саранске", № 8, 25.02.2009, а не № 11.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в постановлении Главы Администрации г.о. Саранск от 18.02.2009 № 317 пункт 13 отсутствует, имеется в виду пункт 3.

В обоснование заявленных требований указал следующее. Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" опубликовано в газете "Вечерний Саранск" 25 февраля 2009 года № 11. Данное постановление противоречит федеральному законодательству, поскольку пунктом 1 данного постановления муниципальное учреждение "Городская недвижимость наделено полномочиями по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск. Пунктом 13 Постановления муниципальному учреждению "Городская недвижимость" в срок до 1 марта 2009 года поручено заключить договора аренды с арендаторами нежилых объектов недвижимости. Считает, что только органы местного самоуправления вправе распоряжаться муниципальным имуществом, передавать его в аренду. Уставом городского округа Саранск не предусмотрено право передачи полномочий муниципальному учреждению по распоряжению муниципальным имуществом. Учреждение с согласия собственника может распоряжаться только недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, ссылаясь на статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, считает, что в нарушение названных требований МУ "Городская недвижимость" незаконно наделено вышеуказанными функциями органов местного самоуправления городского округа Саранск.
По данным основаниям просит суд признать полностью недействующим Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск".
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Котков А.Н. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил суд удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Ю. требования прокурора просил оставить без удовлетворения. Суду пояснил, что оспариваемое прокурором Ленинского района г. Саранска Постановление Главы Администрации городского округа Саранск не является противоречащим законодательству, поскольку данный акт не наделяет муниципальное учреждение "Городская недвижимость" полномочиями и функциями органов местного самоуправления. Указанное учреждение не может быть признано хозяйствующим субъектом, поскольку оказывает деятельность по обеспечению предоставления муниципальных услуг на бесплатной основе.
Представитель заинтересованного лица - муниципального учреждения "Городская недвижимость" К. требования прокурора просила оставить без удовлетворения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации г.о. Саранск от 18.02.2009 № 317 официально опубликовано в "Вечернем Саранске", № 8, 25.02.2009, а не № 11.

Из материалов дела следует, что 25 февраля 2009 года в выпуске газеты "Вечерний Саранск" № 11 было опубликовано Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск"
Согласно пункту 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" суд считает законным и не противоречащим федеральному законодательству, руководствуясь следующим.
Пунктом 1 Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" установлено, что муниципальное учреждение "Городская недвижимость" наделено полномочиями по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск.
Пунктом 3 Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" муниципальному учреждению "Городская недвижимость" поручено в срок до 1 марта 2009 года заключить договора аренды с арендаторами нежилых объектов недвижимости.
Обосновывая заявленные требования, прокурор Ленинского района г. Саранска указывает, что исключительное право по распоряжению муниципальным имуществом и передаче его в аренду имеют только органы местного самоуправления. Данные положения содержатся в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Уставе городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177.
Действительно, с соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа Саранск относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.


В силу статьи 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 41 данного Закона установлено, что от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статьям 49, 50 Федерального закона экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу статьи 51 Федерального закона Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Пунктами 33, 35 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177 установлено, что Глава Администрации формирует и единолично руководит Администрацией. Глава Администрации, как руководитель Администрации: реализует с целью обеспечения деятельности Администрации и от ее имени права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе заключает гражданско-правовые сделки, открывает и закрывает счета Администрации в банках и иных кредитных организациях, а также распоряжается ее финансовыми средствами. Для решения вопросов местного значения Администрация: управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.
Статьей 53 Устава городского округа Саранск установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования, предназначенные для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет Администрация в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом. Администрация вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что решение вопросов относительно управления муниципальной собственностью возложено на Администрацию городского округа Саранск, которая, в свою очередь, вправе для решения указанного вопроса создать муниципальное учреждение.
Данное обстоятельство подтверждается и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, статьей 215, согласно которой имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поседениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.
В свою очередь статья 125 предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии пунктами 2.1 и 2.2 Устава Муниципального учреждения "Городская недвижимость" учреждение создано в целях управления объектами недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск и осуществляет следующие виды деятельности:
- ведение реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск;
- осуществление контроля за целевым использованием недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск;
- осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- управление и распоряжение муниципальным имуществом;
- участие в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных (государственных) нужд;
- сдача имущества в аренду;
- оформление договоров аренды;
- осуществление контроля за заключением арендаторами договоров на поставку коммунальных услуг: электро-, водо-, газоснабжение, вывоз ТБО и надлежащим содержанием прилегающей придомовой территории объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
- иные виды деятельности, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, не противоречащие законодательству и настоящему Уставу.
Более того, Глава Администрации городского округа Саранск путем выдачи доверенности директору МУ "Городская недвижимость" поручает последнему представлять интересы Администрации городского округа Саранск, а именно:
- заключать договора аренды с арендодателями муниципальных нежилых помещений;
- заключать договора с поставщиками на поставку коммунальных услуг в нежилые здания;
- заключать договора с управляющими компаниями многоквартирных жилых домов на поставку жилищных и коммунальных услуг в нежилые объекты недвижимости;
- заключать договора с ООО "Саранский расчетный центр" на оказание услуг по расчету, сбору и начислению жилищных и коммунальных услуг
Анализируя представленные договора аренды нежилых помещений, суд делает вывод о том, что данные договора заключается исключительно с ведома и с согласия Главы Администрации городского округа Саранск путем издания письменного распоряжения либо после проведения торгов. Самостоятельных решений по заключению таких договоров директор МУ "Городская недвижимость" не принимает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Муниципальное учреждение "Городская недвижимость" осуществляет лишь управление объектами недвижимого имущества муниципального образования городского округа Саранск, а именно ведет реестр объектов недвижимого имущества, сдает имущество в аренду, осуществляет контроль за его целевым использованием.
Так, Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 19 августа 2009 года № 1861 "Об утверждении решения об условиях проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества" Муниципальному учреждению "Городская недвижимость" поручено в установленном порядке заключить договора аренды недвижимого имущества с победителями торгов. 13 октября 2009 года Администрацией городского округа Саранск в лице директора муниципального учреждения "Городская недвижимость" заключен договор аренды муниципального нежилого помещения с ООО "Аркона".
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 9 июня 2010 года № 1439 "О предоставлении в аренду индивидуальному предпринимателю Ч. части встроенного нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" Муниципальному учреждению "Городская недвижимость" также поручено оформить договор аренды жилого помещения.
Довод прокурора Ленинского района г. Саранска о том, что МУ "Городская недвижимость" является хозяйствующим субъектом и незаконно наделен полномочиями и функциями органов местного самоуправления, является необоснованным.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно Уставу Муниципального учреждения "Городская недвижимость" учреждение является некоммерческой организацией, не преследует цели получения прибыли от основной деятельности.
Более того, из письма и.о. директора Муниципального учреждения "Городская недвижимость" С. от 19 июля 2010 года следует, что учреждение определено администратором дохода бюджета. Арендная плата от сданного в аренду муниципального недвижимого имущества поступает на накопительный счет Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, после чего УФК по РМ перечисляет поступившие денежные средства в бюджет городского округа Саранск. Платных услуг по заключению договоров аренды муниципального имущества МУ "Городская недвижимость" не оказывает.
Исходя из вышеизложенного, пункт 1 Постановления Главы Администрации округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск", согласно которому муниципальное учреждение "Городская недвижимость" наделено полномочиями по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск не может свидетельствовать о том, что муниципальному учреждению переданы полномочия по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск. Указанным учреждением происходит лишь заключение и оформление договоров аренды, обеспечение сохранности нежилых объектов недвижимости не обремененных арендными отношениями.
Таким образом, передача функций органа местного самоуправления в виде распоряжения муниципальным имуществом, передаче его в аренду, как указано в статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не происходит.
При таких обстоятельствах, суд считает, что возложение на указанное учреждение обязанностей по заключению договоров аренды нежилых помещений, обеспечение сохранности нежилых объектов недвижимости, не обремененных арендными отношениями, не означает возложения на них полномочий органа местного самоуправления, поскольку муниципальное учреждение создает условия, обеспечивающие реализацию Администрацией городского округа Саранск ее полномочий в соответствующей деятельности и не усматривает оснований для признания Постановления Главы Администрации округа Саранск от 18 февраля 2009 года № 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск", полностью недействующим.
В связи с этим, суд считает необходимым отказать прокурору Ленинского района г. Саранска в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 254 - 258 ГПК РФ, суд

решил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации г.о. Саранск "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" издано 18.02.2009, а не 09.02.2009 и имеет номер 317, а не 238.

В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Саранска признании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 9 февраля 2009 года № 238 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" недействующим полностью, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска
В.А.ГАНЧЕНКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru