ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
23 мая 2012 года
Настоящий Закон устанавливает правовые основы мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия в целях определения эффективности их действия, защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления режима законности и правопорядка, контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Закон регулирует отношения по организации и проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия.
2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия (далее - мониторинг) представляет собой комплексную и плановую деятельность органов государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения действующих нормативных правовых актов в Республике Хакасия (далее - нормативные правовые акты).
Мониторинг осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 2. Цели проведения мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
1) совершенствования содержания нормативных правовых актов (устранение пробелов, противоречий, коллизий, дублирований и др.);
2) совершенствования процесса нормотворчества, в том числе анализа и оценки нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия;
3) обеспечения реализации нормативных правовых актов, выявления невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных правовых актов;
4) выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
5) изучения мнения органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, независимых экспертов, граждан и организаций по вопросам актуальности, реализации и применения нормативных правовых актов;
6) анализа и оценки соответствия практики реализации нормативных правовых актов планируемому результату правового регулирования;
7) приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством;
8) создания условий для получения, обобщения и анализа информации об исполнении нормативных правовых актов, предложений, поступающих от институтов гражданского общества, из средств массовой информации, иных источников.
2. В ходе мониторинга нормативных правовых актов осуществляется оценка эффективности их реализации как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений, устраняются факторы, снижающие эффективность действия нормативных правовых актов.
Статья 3. Задачи мониторинга
Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) предоставление объективной информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенных общественных отношений;
2) обеспечение взаимодействия между органами государственной власти Республики Хакасия и другими правоприменительными органами;
3) оценка эффективности действия нормативного правового акта;
4) выявление противоречий, пробелов, дублирования в правовом регулировании;
5) выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и (или) деятельности органов государственной власти Республики Хакасия;
6) определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности.
Статья 4. Субъекты проведения мониторинга и пределы их компетенции
1. К субъектам проведения мониторинга относятся:
1) Верховный Совет Республики Хакасия, который проводит мониторинг законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета Республики Хакасия в порядке, определяемом постановлением Верховного Совета Республики Хакасия;
б) наличие материальной основы для реализации нормативного правового акта;
4) антикоррупционные:
а) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;
б) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
в) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
г) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;
д) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом;
е) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
ж) сроки приведения нормативного правового акта в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
з) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
и) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;
5) практика применения нормативного правового акта:
а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
б) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
в) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
г) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
д) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан.
2. Перечень показателей, подлежащих исследованию, определяется в каждом конкретном случае субъектами проведения мониторинга, указанными в статье 4
настоящего Закона, с учетом положений настоящей статьи.
Статья 9. Оценка эффективности реализации нормативного правового акта
Основными критериями оценки эффективности реализации нормативного правового акта являются:
1) соответствие нормативного правового акта действующему законодательству;
2) актуальность нормативного правового акта;
3) финансовая, организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта;
4) результативность принятия нормативного правового акта (социально-экономический эффект, изменения в регулируемых общественных отношениях, достижение нормативно установленных целей);
5) предложения по повышению эффективности реализации нормативного правового акта.
Статья 10. Результаты мониторинга
1. По результатам оценки эффективности реализации нормативных правовых актов органами исполнительной власти Республики Хакасия, указанными в статье 4
настоящего Закона, готовятся информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Республики Хакасия, необходимости принятия новых нормативных правовых актов, внесения изменений в нормативные правовые акты или (и) признания их утратившими силу.
2. Сводный доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия используется при подготовке ежегодного отчета Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия перед Верховным Советом Республики Хакасия.
3. Верховный Совет Республики Хакасия ежегодно подготавливает доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия. Сроки и порядок подготовки доклада о состоянии законодательства Республики Хакасия определяются Регламентом
Верховного Совета Республики Хакасия.
4. Результаты мониторинга учитываются при планировании законопроектной деятельности, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
5. Результаты мониторинга размещаются органами государственной власти Республики Хакасия, указанными в статье 4
настоящего Закона, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Поступившая информация по результатам мониторинга рассматривается и учитывается органами государственной власти Республики Хакасия в их деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Хакасия.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.М.ЗИМИН
Абакан
9 июня 2012 года
№ 49-ЗРХ