Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2011 г. по делу № 145-АМЗ-2011

Резулятивная часть решения оглашена 8 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 145-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
Соколовой В.И. - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии);
от лица ответчика ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии:
- К. - директор,
- Ч. по доверенности от 01.12.2011 г.,
рассмотрев дело № 145-АМЗ-2011 возбужденное в отношении ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

установила:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- установление монопольно высоких цен.
В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года в действиях ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:
- изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены.
- данное изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.
Согласно информации, представленной ФАС России изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:
Изменение инфляции на 1 июля 2011 г.

┌─────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│ к 1 апреля 2011 г., │ к 1 января 2011 г., │  к 1 июля 2010 г.,  │
│         в %         │         в %         │         в %         │
├─────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│         1,1         │         4,9         │         9,1         │
└─────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011 г.

┌─────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│ к 1 апреля 2011 г., │ к 1 января 2011 г., │  к 1 июля 2010 г.,  │
│         в %         │         в %         │         в %         │
├─────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│        -1,01        │        -4           │        -2,52        │
└─────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011 г.

┌─────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│ к 1 апреля 2011 г., │ к 1 января 2011 г., │  к 1 июля 2010 г.,  │
│         в %         │         в %         │         в %         │
├─────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│         0,9         │         0,9         │         6,58        │
└─────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

Указанные случаи установления розничных цен у ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии наблюдаются по ряду препаратов, таких как:
- ацетиле алициловая кислота УБФ таблетки 500 мг № 10 - совокупная изменение составило 1,6%:
- галазолин капли назальные 0,1% 10 мл - 1,4%;
- кальция глюконат таблетки 500 мг № 10 - 4,7%;
- анаферон таблетки для рассасывания гомеопатически № 20 - 2,4%.
Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведенные препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии на соответствующие лекарственные препараты, что образует нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции.
По указанным фактам было возбуждено данное дело.
В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.
Представитель ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал, указав, что увеличения наценки по указанным препаратам аптека не производила, напротив по некоторым лекарственным средствам наценка даже снизилась.
УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О защите конкуренции" содержит запрет осуществления хозяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные антимонопольным законодательством (статья 11).
Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,
Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
2. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 № 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:
<......>
Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.
Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС = розничная цена за единицу.
В ходе анализа представленных накладных ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии установлено следующее:
<......>
Следовательно, ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 г. № 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ГУП "А." Минздравсоцразвития Чувашии отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 29, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия:

решила:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ГУП "А." Минздравсоцразвития № 145-АМЗ-2011 прекратить.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru