Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. по делу № А79-8053/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Водоканал"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко",
о признании недействительными решения и предписания от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011,
при участии:
от заявителя - М.И. по доверенности от 27.12.2011,
от Управления ФАС по ЧР - С. по доверенности № 01-47/7621 от 21.11.2011,
от ООО "Фирма "Старко" - М.А. по доверенности от 01.01.2012, И. по доверенности от 11.01.2012,

установил:

открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал", Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании недействительными решения и предписания от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011.
В обоснование заявления Общество указало, что выводы, указанные в решении и предписании Управления от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011, не соответствуют закону.
19 мая 2005 года заявителем были выданы ООО "Фирма "Старко" технические условия на проектирование водоснабжения и канализации мкр. 1А "Грязевская стрелка" № 5247/17. В технических условиях были указаны мероприятия, которые необходимо выполнить для подключения микрорайона 1А "Грязевская стрелка" ("1А Центр", или "Благовещенский") к водопроводным и канализационным сетям, ввиду того, что для подключения нового микрорайона необходимо проведение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения:
- в разделе "Водоснабжение" - технических условий указано, что водоснабжение микрорайона с общим расходом 4030 куб.м/сут. возможно осуществить от существующего водовода диаметром 600 мм, проходящего по ул. Ярославская, в районе ул. Композиторов Воробьевых, и водопровода диаметром 300 мм, проходящего по ул. Энгельса в районе ул. Харьковская, с кольцеванием их водопроводом диаметром 300 мм по ул. Энгельса - ул. Ярославская, согласно прилагаемой схеме (указана необходимость строительства водопровода для соединения двух существующих водопроводов).
В пункте 3 указаны дополнительные условия: восстановить водовод диаметром 500 мм проходящий через проектируемый микрорайон - переложить на участке прохождения оврага на глубину не более 2 м и выполнить присоединение его к водоводу диаметром 600 мм на ул. Чапаева с установкой задвижки.
- в разделе "Водоотведение" технических условий указано, что водоотведение от микрорайона с общим максимальным суточным расходом сточных вод 4 030 куб.м/сут. возможно осуществить путем подключения водоотводящей линии к существующему коллектору диаметром 500 мм, проходящему по ул. Ярославская и коллектору № 6, при условии перекладки его с увеличением диаметра до 600 мм на участке от ранее переложенного участка по ул. Пионерская до точки подключения проектируемого микрорайона.
Как указывает ОАО "Водоканал" вышеназванные в технических условиях мероприятия ООО "Фирма "Старко" не выполнены.
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 11.07.2006 № 258 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Чебоксары на 2006 - 2010 годы.
В разделе 4 указанной Программы предусмотрено, что на первом этапе - в 2006 году в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Чебоксары на основании условий технического задания, утверждаемого главой города Чебоксары, организациями коммунального комплекса разрабатываются инвестиционные программы развития системы коммунальной инфраструктуры с указанием объемов выполняемых работ, объемов и источников финансирования с разбивкой по годам. Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса утверждаются решением Чебоксарского городского Собрания депутатов. На основании инвестиционных программ будут ежегодно утверждаться надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. До утверждения данных тарифов и надбавок мероприятия Программы по строительству новых сетей будут выполняться за счет застройщиков земельных участков по выданным энергоснабжающими предприятиями техническим условиям.
На втором этапе - 2007 - 2010 годы после утверждения надбавок к тарифам для потребителей и тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости мероприятия Программы по строительству новых сетей будут выполняться организациями коммунальной инфраструктуры за счет средств, полученных от платы за подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Заявитель указывает, что выданные технические условия № 5247/17 не выполнены ООО "Фирма "Старко" до 2007 года и, соответственно, подлежали включению в Инвестиционную программу ОАО "Водоканал" для их выполнения за счет поступления платы за подключение от застройщиков.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики 17.11.2006 № 405 утверждена Инвестиционная программа ЧМУПП "Водоканал" по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2007 - 2010 годы, в которую включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой должен подключаться объект капитального строительства (поз. 12 в мкр. 1А Центр) ООО "Фирма "Старко":
- мкр. 1А-1Б "Центр" строительство городского водопровода Д = 300 мм по ул. Ярославская, перекладка водовода Д=500 мм на участке перехода через овраг;
- увеличение диаметра напорных линий КНС "Главная" (для мкр. 1А Центр).
- 1А "Центр" строительство канализационных сетей Д=300 мм.
ООО "Фирма "Старко" обратилось в ОАО "Водоканал" с заявлением о заключении договора на подключение жилого дома поз. 12 к водопроводным и канализационным сетям в мае 2008 года. В соответствии с пунктом 11 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 исполнитель - ОАО "Водоканал" в течение 30 дней с даты получения оферты и документов обязан направить заказчику - ООО "Фирма "Старко" подписанный со своей стороны проект договора о подключении. Согласно п. 12 указанных Правил № 360 в договоре о подключении указывается размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Пунктом 14 Правил № 360 определен порядок определения платы за подключение, то есть в подпункте 1 пункта 1 данных Правил предусмотрено, что если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Заявитель указывает, что на момент заключения договора на подключение с ООО "Фирма "Старко" была утверждена Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2006 № 405 Инвестиционная программа ОАО "Водоканал", которая содержала мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым будет подключаться жилой дом поз. 12 ООО "Фирма "Старко", а также были утверждены тарифы на подключение объекта капитального строительства к системам холодного водоснабжения и водоотведения (постановление администрации города Чебоксары от 28.04.2007 № 82), соответственно размер платы за подключение, как считает ОАО "Водоканал", должен быть определен и предусмотрен в договоре только в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Правил № 360 как произведение тарифа на подключение и заявленной нагрузки.
Заявленная нагрузка на водоснабжение - 222,08 куб. м/сут., канализование - 222,08 куб. м/сут. соответствует проектной документации на жилой дом поз. 12 и согласно пункту 22 Правил № 360 именно ею надлежит руководствоваться при указании нагрузки в договоре на подключение.
Заявитель считает, что действия ОАО "Водоканал" при заключении договора на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям № 112-8251/17 от 14.05.2008 полностью соответствуют Правилам № 360 и в действиях ОАО "Водоканал" отсутствуют признаки навязывания ООО "Фирма "Старко" незаконных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Действия ОАО Водоканал" по определению размера платы за подключение в договоре на подключение по поз. 9 в мкр. 1А "Грязевская стрелка" - (1А Центр) в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Правил № 360 как произведение тарифа на подключение и заявленной нагрузки признаны соответствующими закону по делу № А79-2116/2010.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие выполнение ООО "Фирма "Старко" мероприятий Инвестиционной программы ОАО "Водоканал" по строительству в мкр. 1А "Центр" городского водопровода Д = 300 мм. по ул. Ярославская, перекладке водовода Д = 500 мм на участке перехода через овраг; увеличению диаметра напорных линий КНС "Главная" (для мкр. 1А Центр), строительству канализационных сетей Д = 300 мм для мкр. 1А Центр.
Письмо ОАО "Водоканал" от 10.12.2009 № 2650/19 выдано ООО "Фирма "Старко" для ее представления в администрацию города Чебоксары и подтверждает, что наружные сети водопровода и канализации обеспечивают нормальную эксплуатацию жилого дома поз. 12.
В рассматриваемом случае, при строительстве ООО "Фирма "Старко" сетей вне границ земельного участка заявитель выступает заказчиком строительства и производит зачет понесенных расходов в счет платы за подключение.
Представитель ОАО "Водоканал" в судебном заседании просила суд признать недействительными решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011 по основаниям, изложенным в заявлении, в возражениях на отзывы Управления ФАС по ЧР и ООО "Фирма "Старко", дополнениях к возражению на отзыв ООО "Фирма "Старко".
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по ранее изложенным доводам, пояснив при этом, что ООО "Фирма "Старко" самостоятельно и за счет своих средств выполнило работы по созданию систем коммунальной инфраструктуры за границей земельного участка по поз. 12 и подготовке сетей инженерно-технического обеспечения по подключению поз. 12 к системам водоснабжения и водоотведения, т.е. ООО "Фирма "Старко" выполнила работы по созданию микрорайонных сетей для подключения к ним поз. 12, что подтверждают справки и акты выполненных работ.
ОАО Водоканал" в письме от 10.12.2009 № 2650/19 сообщило, что наружные сети водопровода и канализации обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта поз. 12 и выполнены согласно техническим условиям.
Следовательно, работы по созданию системы водоснабжения и водоотведения по поз. 12 как до точек подключения на границе земельного участка, так и за пределами этой границы выполнило ООО "Фирма "Старко".
Пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункт 14 Правил № 360 предусматривают обязательность внесения платы за подключение только в том случае, если для подключения к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей или проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей.
Инвестиционная программа по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2007 - 2010 годы, утвержденной Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2006 № 405 не предусматривает включения в них мероприятий, связанных с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличением мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться "9 - этажный жилой дом со встроенными предприятиями обслуживания, поз. 12". Кроме того, работы по созданию микрорайонных сетей для подключения к ним жилого дома поз. 12 проведены ООО Фирма "Страко" самостоятельно.
С учетом изложенного, Управление считает, что отсутствуют основания у ОАО "Водоканал" для взимания платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
Представители ООО "Фирма "Старко" в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по ранее изложенным доводам. пояснив при этом, что во исполнении технических условий № 5247/17 от 19.05.2005 ООО "Фирма "Старко" самостоятельно и за свой счет выполнило работы по созданию систем коммунальной инфраструктуры за границей земельного участка и подготовке сетей инженерно-технического обеспечения по подключению поз. 12 к системам водоснабжения и водоотведения, т.е. работы которые обязан по договору был выполнить ОАО "Водоканал" и которые им не исполнены.
ОАО "Водоканал" навязывает ООО "Фирма "Старко" заключение договоров подряда и проведение зачетов.
В Инвестиционной программе ОАО "Водоканал" по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2007 - 2010 годы отсутствуют какие-либо мероприятия касающиеся поз. 12 мкр. Благовещенский, выполненные ООО "Фирма "Старко" работы за пределами границ земельного участка, отведенного под строительство обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.01.2012.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.04.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 1072130006376.
Как следует из материалов дела, Управление ФАС по ЧР рассмотрело заявление ООО "Фирма "Старко" № 766/12 от 28.06.2011 о проведении проверки платы за подключение объекта "9-этажный жилой дом со встроенными предприятиями обслуживания, поз. 12", расположенного по адресу: бульвар Волкова, дом 6, и определения количества запрашиваемой мощности по договору № 112-8251/17 от 14.05.2008 на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям.
ООО "Фирма "Старко" указало, что по результатами открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика от 05.07.2005 между администрацией г. Чебоксары и ООО "Фирма "Старко" заключен договор № 55 о выполнении условий предоставления права заказчика-застройщика комплексной застройки МКР 1А "Грязевская стрелка" города Чебоксары.
19 мая 2005 года ОАО "Водоканал" были выданы ООО "Фирма "Старко" технические условия № 5247/17 "Водоснабжение и водоотведение МКР 1А "Грязевская стрелка", технические условия № 7399/17 на проектирование систем водоснабжения и водоотведения позиция 12 выданы 15.08.2007.
Распоряжениями администрации города Чебоксары № 5454-р от 30.12.2009, № 5455-р от 30.12.2009 утверждены акты приемки законченного строительством объекта и разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством многоквартирного жилого дома (позиция 12).
14 мая 2008 года между ОАО "Водоканал" и ООО "Фирма "Старко" заключен договор № 112-8251/17 от 14.05.2008 на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям (позиция 12).
Платежным поручением № 4700 от 14.10.2008 на сумму 1 400 436 руб. 48 коп. ООО "Фирма "Старко" произведена оплата ОАО "Водоканал" за подключение.
10 декабря 2008 года ОАО "Водоканал" выдало ООО "Фирма "Старко" справку о выполнении технических условий по позиции 12.
Во исполнение технических условий ООО "Фирма "Старко" самостоятельно и за счет своих средств выполнило работы по созданию систем коммунальной инфраструктуры за границей земельного участка и подготовке сетей инженерно-технического обеспечения по подключению позиция 12 к системам водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 технических условий № 7399/1, данные технические условия выданы в соответствии с техническими условиями № 5247/17 от 19.05.2005.
На момент получения технических условий № 5247/17 от 19.05.2005 Инвестиционная программа ОАО "Водоканал" отсутствовала, соответственно условия договора присоединения, в части определения размера платы за подключение, должны регулироваться, как указало ООО "Фирма "Старко", подпунктом 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (далее - Правила № 360), т.е. размер платы за подключение должен определяться соглашением сторон, исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 договора № 112-8251/17 ОАО "Водоканал" обязуется произвести подключение объекта: "Жилой дом со встроенными предприятиями обслуживания, поз. 12", расположенного в МКР 1А центральной части г. Чебоксары, со следующими запрашиваемыми мощностями: водоснабжение 222,08 куб. м/сут., канализование 222,08 куб. м/сут., а ООО "Фирма "Старко" обязуется произвести оплату за подключение в размере, определенном договором. В соответствии с разделом 3 указанного договора плата за подключение объектов капительного строительства к сетям водоснабжения и водоотведения производится исходя из тарифов на подключения к системам водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары № 82 от 28.04.2007 и составляет исходя из запрошенного водопотребления (222,08 куб. м/сут.) и водоотведения (222,08 куб. м/сут.) 4 668 121,60 руб.


ООО "Фирма "Старко" считает, что согласно расчетам, проведенным в соответствии со СНиП 2.04.01-85, испрашиваемые мощности для данного дома должны составлять водоснабжение - 103,436 куб. м/сут. (за исключением горячей воды), канализование - 103, 436 куб. м/сут.
Комиссия Управления ФАС по ЧР, рассмотрев дело № 105-АМЗ-2011, признала факт нарушения ОАО "Водоканал" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" посредством совершения действий по навязыванию обществу с ограниченной ответственностью ООО "Фирма "Старко" платы за подключение объекта к водопроводным и канализационным сетям.
В предписании от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011 Управление ФАС по ЧР указало ОАО "Водоканал" о прекращении в срок до 15.09.2011 нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", исключив пункты 3.1 - 3.3 из договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 14.05.2008 № 112-8251/17, заключенного с ООО "Фирма "Старко". Управление обязало ОАО "Водоканал" сообщить в срок до 23.09.2011 о выполнении указанного предписания с представлением письменных доказательств.
ОАО "Водоканал" не согласилось с решением и предписанием Управления ФАС по ЧР и обратилось в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявление ОАО "Водоканал" не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Водоканал" в городе Чебоксары Чувашской Республике является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим подключение объектов недвижимости к принадлежащим ему сетям холодного водоснабжения и канализации. В соответствии с приказом Управления ФАС по ЧР № 84 от 24.07.2009 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более 35 процентов, с долей в размере более 50 процентов на рынках услуг водоснабжения и водоотведения в географических границах города Чебоксары.
В пункте 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции" необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенного 05.07.2005 открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона 1А "Грязевская стрелка" ООО "Фирма "Старко" признано победителем.
19 мая 2005 ОАО "Водоканал" (ранее - ЧМУПП "Водоканал") выдало ООО "Фирма "Старко" технические условия № 5247/17 на проектирование водоснабжения и водоотведения микрорайона 1МКР "Грязевская стрелка".
Согласно данным техническим условиям водоснабжение объекта с общим расходом 4030 куб. м/сутки можно осуществить от существующего водовода диаметром 600 мм, проходящего по ул. Ярославская, в районе ул. Композиторов Воробьевых, и водопровода диаметром 300 мм, проходящего по ул. Энгельса в районе ул. Харьковская, с кольцеванием их водопроводом диаметром 300 мм. по ул. Энгельса - ул. Ярославская, согласно прилагаемой схеме (т.А и т.Б - условные точки подключения). В качестве исполнительных условий указано - восстановить водовод диаметром 500 мм, проходящий через проектируемый микрорайон - переложить на участке прохождения оврага на глубину не более 2 м, выполнить присоединение его к водоводу диаметром 600 мм на ул. Чапаева с установкой задвижки. Водоотведение объекта осуществить путем подключения водоотводящей линии к существующему коллектору диаметром 500 мм, проходящему по ул. Ярославская и коллектору № 6, при условии перекладки его с увеличением диаметра до 600 мм на участке от ранее переложенного участка по ул. Пионерская до точки подключения проектируемого микрорайона.
В августе 2007 года ОАО "Водоканал" выдало ООО "Фирма "Старко" технические условия № 7399/17 на проектирование систем водоснабжения и канализации на объект "Жилые дома поз. 10 и поз. 12" МКР 1А "Грязевская стрелка". Согласно данными техническими условиями водоснабжение объекта с общим расходом 298,8 куб. м/сутки и водоотведение объекта с общим максимальным суточным расходом сточных вод 298,8 куб. м/сутки возможно осуществить в соответствии с ранее выданными техническими условиями № 5247/17 от 19.05.2005 и схемой НВК МКР 1А "Грязевская стрелка".
14 мая 2008 года между ОАО "Водоканал" (исполнитель) и ООО "Фирма "Старко" (заказчик) заключен договор на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям № 112-8251/17, согласно которому ОАО "Водоканал" обязалось произвести подключение объекта поз. 12, расположенного в микрорайоне 1А "Грязевская стрелка" со следующими запрашиваемыми мощностями: водоснабжение 222,08 куб. м/сутки, канализование 222,08 куб. м/сутки, а заказчик обязался произвести оплату за подключение в размере, определенном договором.
Согласно пунктам 3.1 - 3.3 указанного договора плата за подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения производится заказчиком исполнителю в соответствии с тарифами на подключение к коммунальным системам водоснабжения и канализации, утвержденными постановлением администрации г. Чебоксары № 82 от 28.04.2007 в следующих размерах: подключение к системе водоснабжения - 8 615 руб. (с НДС) за 1 куб. м/сутки; подключение к системе канализации - 12 405 руб. 00 коп. (с НДС) за 1 куб. м/сутки.
В соответствии с запрошенным водопотреблением (222,08 куб. м/сутки) и водоотведением (222,08 куб. м/сутки) размер платы за подключение составляет 4 668 121 руб. 60 коп. (с НДС).
ООО "Фирма "Старко" обязуется перечислить на расчетный счет или в кассу ОАО "Водоканал" плату за подключение в следующем порядке: 30% в размере 1 400 436 руб. 48 коп. на стадии согласования проекта; 70% в размере 3 267 685 руб. 12 коп. до непосредственного выполнения подключения.
В дополнительным соглашением к указанному договору (л.д. 140 Том 1) ОАО "Водоканал" предложило изложить пункт 3.3 договора № 112-8251/17 от 14.05.2008 в следующей редакции: заказчик обязуется перечислить на указанный в настоящем договоре расчетный счет исполнителя плату за подключение в следующем порядке: 30% в размере 1 400 436 руб. 48 коп. на стадии согласования проекта; 70% в размере 3 267 685 руб. 12 коп. в следующем порядке: 1 089 228 руб. 00 коп. до 31.01.2010, 1 089 228 руб. 00 коп. до 28.02.2010, 1 089 229 руб. 12 коп. до 31.03.2010.
Вышеуказанное дополнительное соглашение со стороны ООО "Фирма "Старко" не подписано.
По платежному поручению от 14.10.2008 № 4700 ООО "Фирма "Старко" оплатило ОАО "Водоканал" 1 400 436 руб. 48 коп.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.11.2006 № 405 утверждена инвестиционная программа ОАО "Водоканал" по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения г. Чебоксары на 2007-2010 годы, предусматривающая мероприятия:
строительство городского водопровода Д=300 мм по ул. Ярославская, перекладка водовода Д=500 мм на участке перехода через овраг (МКР 1А - 1Б "Центр")
- увеличение диаметра напорных линий КНС "Главная" (для МКР 1А Центр),
- строительство канализационных сетей Д=300 мм (1А "Центр").
При этом, в инвестиционной программе не предусмотрено осуществление работ по созданию (реконструкции) и по увеличению пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым непосредственно должен быть подключен строительный объект "Жилой дом поз. 12" (бульвар Волкова, дом 6).
Крое того, технические условия № 7399/17 от 16.08.2007 на проектирование систем водоснабжения и канализации на объект "Жилые дома поз. 10 и поз. 12" МКР 1А "Грязевская стрелка" и договор на подключение № 112-8251/17 от 14.05.2008 также не содержат мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей, к которым будет осуществляться подключение объекта капитального строительства "Жилой дом поз. 12" (бульвар Волкова, дом 6).
Справками и актам выполненных работ, представленными в материалы дела, а также письмом ОАО Водоканал" от 10.12.2009 № 2650/19 подтверждается выполнение ООО "Фирма "Старко" технических условий для подключения объекта капитального строительства поз. 12 к водопроводным и канализационным сетям объекта поз. 12 (бульвар Волкова, д. 6).
Как установлено судом и следует из материалов дела ОАО "Водоканал" не производило работы по созданию или по увеличению пропускной способности сетей для подключения "Жилого дома поз. 12" к сетям водоснабжения и водоотведения. Доказательств обратного ОАО "Водоканал" суду не представлено.
В настоящий момент Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.11.2010 № 33 инвестиционная программа по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения г. Чебоксары на 2007 - 2010 годы признана утратившей силу. Вышеуказанные мероприятия инвестиционной программы на 2007 - 2010 годы по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения ОАО "Водоканал" не выполнены, а также не включены в инвестиционную программу на 2011 - 2013 годы. При этом, объект капитального строительства "Жилой дом поз. 12" (бульвар Волкова, дом 6) введен в эксплуатацию, водоснабжение и водоотведение осуществляется, что не отрицается лицами участвующими в деле.
Следовательно, как обоснованно указывает Управление ФАС по ЧР, техническая возможность подключения данного объекта капитального строительства имелась без проведения дополнительных работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей.
Суд считает, что Управление правомерно ссылается на то, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360, подключение объекта капитального строительства "Жилой дом поз. 12" (бульвар Волкова, дом 6) к сетям водоснабжения и водоотведения должно осуществляться без взимания платы за подключение.
С учетом изложенного суд считает, необоснованными доводы ОАО "Водоканал" на необходимость включения в договор на подключение объекта к водопроводным и канализационным сетям обязательства размера платы за подключение, следовательно, Управлением правомерно признаны действия ОАО "Водоканал" по навязыванию ООО "Фирма "Старко" платы на подключение объекта к водопроводным и канализационным сетям нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В пункте 16 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса" рекомендовано формировать мероприятия в инвестиционной программе таким образом, чтобы они имели адресную и временную характеристику. По каждому мероприятию рекомендуется указывать адрес объекта, на котором оно будет реализовываться, и год, в котором планируется его реализация.
Необходимость наличия в мероприятиях инвестиционной программы данной информации подтверждено в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 940 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения", которым определено, что инвестиционная программа, представляемая организацией коммунального комплекса в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, должна содержать в том числе следующие сведения:
1) наименование и местонахождение каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры, сооружение (реконструкция) которого предусмотрено инвестиционной программой (далее - объект системы коммунальной инфраструктуры);
2) обоснование необходимости сооружения каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры;
3) проектная стоимость каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры или прогнозная стоимость такого объекта (при отсутствии утвержденной проектной документации);
4) источники финансирования сооружения каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры;
5) параметры экономической эффективности каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры, в том числе период возврата инвестиций, доходность.
В соответствии с пунктами 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение представляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В пункте 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83), предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (далее - Правила № 360) договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных этими Правилами. Следовательно, договор о подключении является обязательным для заключения.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
По договору № 112-8251/17 от 14.05.2005 исполнитель - ОАО "Водоканал" должен подготовить систему к подключению строительного объекта, то есть при необходимости увеличить пропускную способность сетей и подключить объект. Заказчик - ООО "Фирма "Старко" обязан подготовить к подключению объект (строящееся здание) и оплатить услуги по подключению.
Одним из условий договора является установление размера платы за подключение, которая взимается, только если необходимо выполнение мероприятий по увеличению мощности или пропускной способности инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
В пункте 14 Правил № 360 установлен не только размер платы за подключение, но и основания ее взимания, предусматривающие следующее:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
В представленных в материалы дела мероприятиях инвестиционной программы ОАО "Водоканал" по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения г. Чебоксары на 2007 - 2010 годы, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.11.2006 № 405 не предусмотрено осуществление работ по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и водоотведения, связанных с увеличением пропускной способности по конкретному строительному объекту "Жилой дом поз. 12" (бульвар Волкова, дом 6).
Кроме того, технические условия, выданные 19.05.2005 содержали требования по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения для подключения строящихся объектов капитального строительства микрорайона 1МКР "Грязевская стрелка", в том числе и поз. 12, что не опровергается ОАО "Водоканал".
Требования технических условий для подключения объекта капитального строительства поз. 12 к водопроводным и канализационным сетям ООО "Фирма "Старко" выполнены, что подтверждается справками и актами выполненных работ, а также письмом ОАО Водоканал" от 10.12.2009 № 2650/19, в котором ОАО Водоканал" сообщило, что наружные сети водопровода и канализации обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта поз. 112 (бульвар Волкова, д. 6) и выполнены в соответствии с техническими условиями. При этом, ОАО "Водоканал" не требовалось проведения дополнительных мероприятий по увеличению пропускной способности для подключения "Жилого дома поз. 12" к сетям водоснабжения и водоотведения.
В подпункте 3 пункта 14 Правил № 360 предусмотрено, что если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
С учетом изложенного, суд считает необоснованные доводы ОАО "Водоканал" на необходимость включения в договор на подключение объекта к водопроводным и канализационным сетям обязательства размера платы за подключение, следовательно, Управление правомерно признала действия ОАО "Водоканал" по навязыванию ООО "Фирма "Старко" платы на подключение объекта к водопроводным и канализационным сетям, нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доводы об обратном, изложенные в заявлении ОАО "Водоканал" и дополнениях к нему являются необоснованными.
Соответственно, оспариваемое решение и предписание Управления принято уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в удовлетворении заявления ОАО "Водоканал" следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Водоканал", Чувашская Республика, г. Чебоксары, Мясокомбинатский проезд, д. 12 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" о признании недействительными решения и предписания от 26.08.2011 по делу № 105-АМЗ-2011 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru