Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. по делу № 169-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2011 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Винокурова Н.Ю. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков
при ведении протокола заседания Комиссии Соколовой В.И.,
в присутствии от ответчика - ОАО "Ф.": представителя А. (доверенность № 77 от 25.03.2011 г.),
рассмотрев дело № 169-АМЗ-2011 по признакам нарушения ОАО "Ф." (далее - ОАО "Ф.") пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Осуществляя государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, Чувашским УФАС России установлено, что на 2 странице газеты "Советская Чувашия" от 19.07.2011 № 128 размещена статья Л.Арзамасовой под заголовком "Состав теряет плацкарту" следующего содержания: "Знакомая бухгалтерша за неделю до рейса не смогла купить билет до Москвы в плацкартный вагон фирменного поезда "Чувашия". Предлагали только купейные. На обратный путь в Чебоксары билетов в плацкартный вагон также не оказалось. А вскоре приятельница просила "по блату" достать ее сыну-студенту билет опять же в плацкартный вагон до Москвы".
Автор статьи сообщает, что по данному вопросу в транспортном отделе Минстроя Чувашской Республики пояснили, что отсутствие билетов в плацкартный вагон связано с изменением с декабря прошлого года схемы движения фирменного поезда "Чувашия". По новой схеме поезд движется по маршруту Чебоксары - Москва - Екатеринбург и Екатеринбург - Москва - Чебоксары. В связи с тем, что в Екатеринбурге платформа меньше, чем в Чебоксарах, ОАО "Ф." сократило состав поезда с 19 вагонов до 15 вагонов, при этом сократило плацкартные вагоны с 8 до 4.
На основании сообщения в газете "Советская Чувашия" № 128 от 19.07.2011 г. о неправомерных действиях ОАО "Ф." по сокращению в составе фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" - "Чебоксары - Москва" плацкартных вагонов Чувашским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО "Ф.".
Представитель ОАО "Ф." с доводами не согласилась, нарушения антимонопольного законодательства не признала по следующим основаниям.
Распоряжением генерального директора ОАО "ФАК" А. от 24.03.2010 № 39р в графе движения 2010/2011 гг. утверждена схема фирменного поезда "Чувашия" № 53/54 Чебоксары - Москва Горьковского филиала:
- с 30.05.2010 (телеграмма № 1264/НА от 31.03.2010) на летний период два вагона СВ, 7 купейных, 7 плацкартных, вагон-ресторан и багажный вагон в сообщении Казань - Чебоксары;
- на осенне-зимний период (телеграмма № 800/НА от 23.07.2010) - два вагона СВ, 5 купейных, 9 плацкартных, вагон-ресторан, багажный вагон в сообщении Казань - Чебоксары;
- в целях оптимизации работы пунктов формирования и эффективного использования подвижного состава с января 2011 года Горьковскому филиалу передан на обслуживание поезд № 16/15 Екатеринбург - Москва с увязкой составов в общий оборот с поездом № 53/54 Чебоксары - Москва. В связи с этим, поезду № 53/54 изменена схема состава (телеграмма № 624/Н 1241 от 15.12.2010), начиная отправлением из Чебоксар с 15.01.2011, из Москвы с 19.01.2011 - два вагона СВ, 8 купейных, 4 плацкартных, вагон-ресторан, багажный вагон в сообщении Казань - Чебоксары;
- в графике движения 2011/2012 гг. (с 29.05.2011) утверждена схема фирменного поезда № 53/54 Чебоксары - Москва (телеграмма № 1086/НА 820 от 30.03.2011) - один вагон СВ, один вагон люкс-купе (микст), 8 купейных, 4 плацкартных, вагон-ресторан.
Действия ОАО "Ф." по сокращению перевозок в плацкартных вагонах связаны с недостаточным выделением размера субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе" относится к регулируемым видам деятельности субъекта естественных монополий. Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. № 207, субсидия предоставляется ежемесячно в размере 100% объема потерь в доходах организации, определяемого на основании специального отчета.
В апреле 2010 г. ОАО "Ф." в адрес Министерства транспорта Российской Федерации были направлены предложения по бюджетному финансированию, которые предусматривали выделение субсидий на компенсацию потерь в доходах в размере 36,7 млрд. руб., однако Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено выделение субсидий лишь в размере 30 млрд. руб., т.е. ОАО "Ф." недополучено компенсации выпадающих доходов в размере 7,2 млрд. руб. В результате в финансовом плане ОАО "Ф." получает убыток в регулируемом сегменте.
ОАО "Ф." считает, что данные действия могут быть продиктованы конкретной рыночной и экономической ситуацией и следует рассматривать в качестве маркетинговых мероприятий, которые направлены на оптимизацию затрат при перевозке, на эффективное использование подвижного состава, регулирование пассажиропотока на конкретных поездах с учетом эластичности спроса, и, следовательно, поддержание конкурентоспособности ОАО "Ф." на рынке перевозок.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального закону от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена деятельность в сфере железнодорожных перевозок.
ОАО "Ф." приказом Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 № 190-т "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" включено в указанный Реестр под регистрационным номером 77/1/4.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Ф." является субъектом естественных монополий, в сфере железнодорожных перевозок, в том числе перевозок пассажиров по маршруту "Чебоксары - Москва".
Целями Федерального закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении являются товаром по смыслу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", а сокращение вагонов означает частичное прекращение производства товара.
Из материалов дела следует, что с 15.01.2011 г. ОАО "Ф." сократило количество плацкартных вагонов в поезде № 53/54 "Чувашия", следующего по маршруту "Чебоксары - Москва - Чебоксары" с ... до ... При этом, из представленного ОАО "Ф." Отчета о прибылях и убытках за 2010 год следует, что обществом за данный отчетный год была получена чистая прибыль в размере № тыс. руб.
Письмом от 11.08.2011 г. № исх-1109/ФПКЮ ОАО "Ф." подтвердило, что потери в доходах, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах, за 2010 год были в полном размере компенсированы обществу из государственного бюджета. Данное на заседании Комиссии подтвердила представитель ОАО "Ф.".
Кроме того, сведения из динамики перевозок пассажиров в сообщении "Чебоксары - Москва - Чебоксары" за 2009 г. и 2010 г. свидетельствуют о наличии стабильного спроса на данный товар у потребителя:
все типы вагонов - 344314 пасс. (2009 г.), 346706 пасс. (2010);
в том числе:
плацкартные вагоны - 238071 пасс. (2009), 238275 пасс. (2010).
При этом Комиссией не установлено каких-либо нормативных правовых актов, предусматривающих подобное сокращение количество плацкартных вагонов в поездах дальнего следования, в том числе по маршруту "Чебоксары - Москва - Чебоксары".
Таким образом, ОАО "Ф." осуществило сокращение количества плацкартных вагонов по маршруту "Чебоксары - Москва - Чебоксары" при наличии возможности безубыточного производства, стабильного спроса и в отсутствие каких-либо нормативных правовых актов, предусматривающих такие действия.
Довод ответчика по делу о сокращении вагонов в связи с увязкой в общий оборот фирменного поезда № 53/54 Чебоксары - Москва с поездом № 16/15 Екатеринбург - Москва и меньшим размером платформы в г. Екатеринбург Комиссией не принимается в виду следующего.
Телеграммой НР800/НА от 23.07.2010 г. утверждена схема фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" на осенне-зимний период, содержащая 2 вагона "СВ", 5 - купейных, 9 - плацкартных.
На основании телеграммы НР624/Н от 15.12.2010 г. и в связи с увязкой в общий оборот поездов № 16/15 Екатеринбург - Москва и № 53/54 Чебоксары - Москва схема фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" состоит из 2 вагонов СВ, 8 - купейных, 4 - плацкартных.
Таким образом, ОАО "Ф." не осуществило пропорционального снижения количества вагонов всех типов, а снизив количество плацкартных вагонов с 9 до 4 (на 5 единиц), более чем в 2 раза, одновременно увеличило количество более дорогих купейных вагонов с 5 до 8 (на 3 единицы) и оставило такое же количество вагонов СВ. Указанные действия, направленные на извлечение большого дохода от перевозки пассажиров, в связи с увеличением количества более дорогих билетов и сокращением дешевых билетов на плацкартные места, стали возможны в следствие доминирующего положения ОАО "Ф." на данном товарном рынке.
Комиссией также исследовано поведение ОАО "Ф." на иных маршрутах. Как следует из письма ОАО "Ф." от 11.11.2011 № 1853 общество не производило аналогичные действия по значительному сокращению количества плацкартных вагонов и одновременно увеличение более дорогих купейных вагонов. Так например, по маршруту Н.Новгород - Москва с 01.01.2011 года увеличено на 2 единицы плацкартных вагонов, уменьшены на 11 единиц купейные вагоны, по маршруту Казань - Москва увеличено на 27 единиц плацкартных вагонов и др.
Действия ОАО "Ф." по сокращению с 15.01.2011 г. плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" - "Чебоксары - Москва" привели к ухудшению транспортного обслуживания населения и ущемлению интересов потребителей. Из содержания статьи следует, что данное обстоятельство вызвало недовольство и социальное напряжение жителей республики.
На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения ответчика, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Ф." нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с необоснованным сокращением плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" при наличии возможности безубыточного производства, стабильного спроса и прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "Ф." нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Ф." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 169-АМЗ-2011

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Винокурова Н.Ю. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 19 декабря 2011 года по делу № 169-АМЗ-2011 о нарушении ОАО "Ф." пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ОАО "Ф." прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем восстановления количества плацкартных вагонов в составе фирменного поезда № 53/54 "Чувашия" в первоначальном количестве.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 января 2012 года с представлением письменных доказательств.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru