Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу № А12-1492/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2012 г., полный текст решения изготовлен 09.04.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Сахалинец" (ОГРН 1023404969851, ИНН 3436101972) к отделу надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области
об оспаривании предписания
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области, государственного инспектора отдела надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Е.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ш. председатель правления ТСЖ, протокол от 24.01.2011 г.,
от ГУ МЧС по Волгоградской области - К. представитель по доверенности <...>,
остальные - не явились, извещены;

установил:

Товарищество собственников жилья "Сахалинец" (далее - заявитель, ТСЖ "Сахалинец") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к отделу надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания № 475/1/1-1 от 12.10.2011 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного в адрес заявителя отделом надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главное управления МЧС России по Волгоградской области, государственный инспектор отдела надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Е.
Заявленные требования мотивированы отсутствием в предписании конкретизации выявленных нарушений требований пожарной безопасности, допущенных ТСЖ "Сахалинец"; наличием иных собственников нежилых помещений в жилом доме, обязанных обеспечивать исполнение требований пожарной безопасности; допущено указание в предписании на исполнение п. 8.2 СНиП 21-01-97, не имеющего отношения к работе приточно-вытяжной противодымовой вентиляции; требование об установлении в жилом доме речевой системы оповещения о пожаре не основано на НПБ 104-03.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленного требования о признании недействительным в полном объеме предписания ОНД по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Представитель административного органа заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что отделом надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка в ТСЖ "Сахалинец" в период с 11.10.2011 г. по 12.10.2011 г.
С распоряжением (приказ) о проведении плановой проверки от 23.09.2011 г. № 475 законный представитель ТСЖ ознакомлена до начала ее проведения, копия вручена, что подтверждено в судебном заседании председателем правления ТСЖ.
В ходе проверки ОНД по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области выявлены неединичные факты нарушений в сфере пожарной безопасности в деятельности ТСЖ.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.10.2011 г. № 475. С актом проверки законный представитель ознакомлена, копия вручена 12.10.2011 г.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями в сфере пожарной безопасности, ТСЖ "Сахалинец" выдано предписание № 475/1/1-1 от 12.10.2011 г. по их устранению в срок до 01.08.2012 г.
Не согласившись с выданным предписанием, ТСЖ обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением (процессуальный срок соблюден, т. 1 л.д. 41).
Согласно предписанию ТСЖ необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности:
1. Выполнить пожарные шкафы, установленные на этажах дома, изготовлены из не горючих материалов (ст. 107 Федерального закона № 123-ФЗ).
2. Осуществить проверку пожарных кранов, установленных на этажах дома на требуемый расход воды на нужды пожаротушения (фирмой имеющей лицензию на данный вид деятельности) (п. 89 ППБ 01-03);
3. Оборудовать помещения ТСЖ "Сахалинец" автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03);
4. Оборудовать устройствами для самозакрывания двери лестничных клеток в воздушных зонах (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97);
5. Выполнить ремонт приточно-вытяжной противодымной вентиляции с включением вентиляторов дистанционно от кнопок расположенных около пожарных шкафов на этажах дома (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 СНиП 21-01-97);
6. Заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (АПС) (п. 96 ППБ 01-03);
7. Оборудовать речевой системой оповещения и управления людей при пожаре из помещений ТСЖ "Сахалинец" (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 104-03).
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд пришел к выводу о несоответствии действующему законодательству пунктов 4, 5, 7 оспариваемого предписания.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Следовательно, для выдачи предписаний об устранении нарушений необходимо установить конкретное лицо, обязанное в силу закона либо договора исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности может нести любой титульный владелец, а не только собственник объекта недвижимого имущества. Законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что управление жилым домом, расположенным по адресу: г. Камышин, 8 мкр. д. 4, осуществляет ТСЖ "Сахалинец", которое несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в жилом доме.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Как следует из материалов дела, в жилом доме имеются встроенные в стены пожарные шкафы. Однако, в конструкции шкафов имеются элементы (рамка, ободок), выполненные из дерева (горючего материала).
Доводы представителя заявителя о том, что дом сдан в эксплуатацию в 1979 году, капитального ремонта не было, в связи с чем, действующие в настоящее время нормы в сфере пожарной безопасности на него не распространяются, судом отклоняются, поскольку изменение пожарных шкафов на негорючие не требует капитального ремонта жилого дома, установка негорючих шкафов не изменяет конструктивные особенности планировки, а необходима для исключения возможности возгорания шкафов в случае возникновения очагов пожара, направлена на устранение угрозы жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.
Таким образом, данное требование обоснованно и правомерно указано в предписании в качестве нарушения в деятельности ТСЖ "Сахалинец", которое подлежит устранению в установленный срок.
Согласно п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Между тем, на момент проверки не представлено актов проверки сети противопожарного водопровода жилого дома.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подпункт 15 отсутствует, имеется в виду подпункт 15 пункта 1 статьи 12.

В силу подпункта 39 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании в редакции от 29.12.2010, подпункта 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в настоящее время обязательному лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, пунктом 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 (действовавшего на дату вынесения предписания) устанавливалось, что под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
С учетом изложенного, требование ОГПН, указанное в пункте 2 предписания: осуществить проверку пожарных кранов установленных на этажах дома на требуемый расход воды на нужды пожаротушения, фирмой имеющей лицензию на данный вид деятельности, соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что обязанности по проверке систем пожаротушения возложены на эксплуатирующую организацию (МП г. Камышин "РЭП № 3"), судом не принимаются, поскольку ни в ходе проверки, ни в суд не представлено актов проверки пожарных кранов лицензированной организацией в сфере технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, заключение договора ТСЖ с другой организацией на осуществление работ по техническому содержанию жилого дома не исключает обязанности ТСЖ по контролю за выполнением работ по проверке систем пожаротушения. Установление манометра на вводе пожарного гидранта не исключает необходимости соблюдения заявителем п. 89 ППБ 01-03 в части периодичности проверок на предмет работоспособности пожарного водопровода.
Требование об оборудовании помещений ТСЖ автоматической пожарной сигнализацией (пункт 3 предписания) основано на положениях, содержащихся в НПБ 110-03, а именно: согласно п. 4 НПБ 110-03, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток. В соответствии с таблицей 1 п. 6.2 НПБ 110-03, здание жилого дома высотой более 28 м. подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. Правильное указание нормативного правового акта, без ссылок на пункт НПБ 110-03, не является основанием для признания недействительным в части оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о том, что здание 1979 года постройки, а требования НПБ 110-03 введены с 30 июня 2003 года, не исключают обязанностей ТСЖ по их соблюдению ввиду эксплуатации жилого дома и помещений ТСЖ в настоящее время. Требование об оборудовании АПС направлено на соблюдение прав граждан на безопасное проживание в жилом доме, на обеспечение защиты в случае возгорания.
Кроме того, судом учитывается, что требования к установке АПС также предусмотрены в Федеральном законе от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст. ст. 2, 83).
Суд считает необоснованным и не конкретизированным п. 4 предписания, в части оборудования устройствами для самозакрывания дверей лестничных клеток в воздушных зонах.
Согласно п. 6.18 СНиП 21-01-97 лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Такого понятия, как двери лестничных клеток "в воздушных зонах", СНиП 21-01-97 не содержит. Кроме того, в СНиП не указан способ, обеспечивающий самозакрывание.
Судом установлено, что двери лестничных клеток оборудованы по проекту жилого дома магнитными устройствами, обеспечивающими их самозакрывание, ТСЖ поддерживает их надлежащее техническое состояние. Кроме того, как пояснила в судебном заседании председатель правления ТСЖ, конструкция дверей лестничных клеток такова, что они устроены под небольшим уклоном и двери всегда сами закрываются. Доказательств, свидетельствующих об обратном, представителем ГУ МЧС не представлено.
Пункт 5 предписания обязывает ТСЖ выполнить ремонт приточно-вытяжной противодымной вентиляции с включением вентиляторов дистанционно от кнопок расположенных около пожарных шкафов на этажах дома. Указанное требование ОНД ГУ МЧС обосновано указанием на п. 3 ППБ 01-03 и п. 8.2 СНиП 21-01-97.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила), утв. приказом МЧС России приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", имеет отсылочный характер на иные нормативные акты в сфере пожарной безопасности.
Между тем, п. 8.2 СНиП 21-01-97 регламентирует вопросы проезда для основных и специальных пожарных машин, т.е. не касается содержания приточно-вытяжной противодымной вентиляции. Следовательно, нарушение указанных норм ОНД по Камышинскому району вменено заявителю необоснованно и неправомерно.
Доводы представителя ГУ МЧС по Волгоградской области о том, что допущена опечатка (ошибка) в наименовании СНиП 21-01-97 (правильно СНиП 41-01-2003) судом не принимаются, поскольку до рассмотрения дела в суде ответчиком не представлено документальных данных об устранении в предписании описок, опечаток. Суд рассматривает указанный пункт предписания на соответствие действующему законодательству на момент обращения заявителя в суд.
Пункт 6 предписания обязывает заявителя заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией в срок до 01.08.2012 г.
В соответствии с пунктом 96 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Указанные работы должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости оборудования АПС помещений ТСЖ "Сахалинец", то указание в п. 6 предписании на заключение договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализацией, является обоснованным и соответствует п. 96 ППБ 01-03.
Пункт 7 предписания обязывает заявителя оборудовать речевой системой оповещения и управления людей при пожаре из помещений ТСЖ "Сахалинец".
Между тем, согласно п. 5.1, п. 19 таблицы 2 НПБ 104-03 для жилых зданий секционного типа (этажность 11 - 25) не требуется оборудовать речевой системой оповещения людей о пожаре, поскольку достаточно оборудовать звуковой способ оповещения, который в данном случае в жилом доме имеется.
Что касается доводов заявителя о том, что требования предписания должны быть направлены также в отношении собственников нежилых помещений, расположенных в жилом доме, судом не принимаются в качестве основания для признания недействительным выданного предписания. Как следует из материалов дела, внеплановая проверка проводилась в отношении ТСЖ "Сахалинец", проведение проверки было согласовано с органом прокуратуры; нарушения, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, были выявлены государственным надзорным органом в деятельности ТСЖ "Сахалинец" и их исполнение касается только проверяемого юридического лица.
Доводы заявителя об отсутствии финансовых средств ТСЖ на исполнение указанных в предписании требований (в том числе в связи с проживанием в жилом доме неимущих граждан) не могут служить основанием для признания незаконным вынесенного предписания.
При таких обстоятельствах, пункты 4, 5, 7 предписания № 475/1/1-1 от 12.10.2011 г. отдела надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, выданного для исполнения ТСЖ "Сахалинец" нельзя признать правомерными.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление товарищества собственников жилья "Сахалинец" (ОГРН 1023404969851, ИНН 3436101972) удовлетворить в части.
Признать недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, пункты 4, 5, 7 предписания № 475/1/1-1 от 12.10.2011 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного отделом надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований товарищества собственников жилья "Сахалинец" отказать.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Волгоградской области (ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546) в пользу товарищества собственников жилья "Сахалинец" (ОРГН 1023404969851, ИНН 3436101972) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
И.В.КУЛИК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru