Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. по делу № 33-362/2012г.

Судья Берман Н.В.
Докладчик Лепехина Н.В.
09 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А., Малыка В.Н.,
при секретаре К.И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать за К.Е.И. право на санаторно-курортное лечение.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области в пользу К.Е.И. компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение в сумме 1 200 рублей, недоплаченную пенсию в сумме 2 151 рубля 84 копейки, инфляционную компенсацию в сумме 6 209 рублей 60 копеек.
Заслушав доклад судьи Лепехиной Н.В., судебная коллегия

установила:

К.Е.И. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании права на санаторно-курортное лечение, взыскании невыплаченной суммы пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, указывая, что с 07 января 1970 года по 08 июня 1995 года проходила службу в органах внутренних дел, выслуга лет составляет более 25 лет в календарном исчислении. В 1995 году уволена со службы и переехала на постоянное место жительство в г. Липецк. В период с 01 января 2000 года по 30 ноября 2000 года исчисление пенсии осуществлялось с учетом стоимости продовольственного пайка 378 руб. 08 коп., вместо 608 руб. 33 коп., в связи с чем образовалась недоплата в сумме 2 152 руб. 81 коп. Кроме того, в течение трех лет истице не выплачивалась компенсация за санаторно-курортное лечение. Просила взыскать с ответчика недополученную пенсию учетом индексации в сумме 8 613 руб. 90 коп., невыплаченную денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение за три года в сумме 1 800 руб.
Истица К.Е.И. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенности Щ.М.В. исковые требования не признала, объяснив, что К.Е.И. уволена со службы по возрасту и имела право на пенсию в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Соглашением стран СНГ от 24 декабря 1993 года оговаривается пенсионное обеспечение и страхование сотрудников органов внутренних дел, обеспечение санаторно-курортным лечением пенсионеров, переехавших из стран СНГ, этим соглашением не предусмотрено. Не оспаривала, что истице как члену семьи пенсионера органов внутренних дел в 2009 году и 2010 году выплачивалась компенсация за санаторно-курортное лечение 300 руб.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав представителя ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенности К.И.Г., поддержавшую жалобу, представителя истицы К.Е.И. - К.П.П., полагавшего, что решение суда является правильным, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части взыскания недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Е.И. является гражданкой Российской Федерации, гражданство не меняла.
Истица проходила службу в органах внутренних дел СССР в Республике Казахстан.
Приказом Управления внутренних дел области Республики Казахстан № 122 л/с от 09 июня 1995 года К.Е.И. уволена из органов внутренних дел Республики Казахстан по возрасту. Выслуга лет в календарном исчислении составила более 25 лет.
С 27 июля 1995 года К.Е.И. проживает и зарегистрирована в г. Липецке, состоит на учете в пенсионном отделении ФЭО УВД Липецкой области, получает пенсию за выслугу лет.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1998 года) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В силу пункта "б" части 1 статьи 49 указанного Закона при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
По правилам пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации (в первоначальной редакции) пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в части, не превышающей 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывается при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Подпунктом "а" пункта 9 названного постановления установлено, что в денежное довольствие уволенным с военной службы военнослужащим, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего постановления, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
В силу подпункта "б" пункта 14 указанного постановления, в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" подлежат пересмотру в следующем порядке: в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, а также размеры начисляемых в положенных случаях соответствующих надбавок к пенсиям и повышений определяются исходя из размера минимальной оплаты труда или минимального размера пенсии по старости, установленных законодательством по состоянию на день, с которого производится перерасчет им пенсий.
Таким образом, увеличение месячной стоимости продовольственного пайка не являлось самостоятельным основанием для перерасчета пенсии, в связи с чем увеличенная стоимость продовольственного пайка подлежала учету в пенсии только в случае ее перерасчета по иным основаниям.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. № КАС 01-370 признаны незаконными пункт 8, подпункт "б" пункта 9, подпункт "б" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. разъяснено, что пункт 8, подпункт "б" пункта 9, подпункт "б" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Признание названных правовых норм недействующими с 4 октября 2001 г. означает, что с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации они не могут применяться.
Поскольку в период с января 2000 г. по ноябрь 2000 г., то есть период, с которым истец связывает нарушение своих прав по пенсионному обеспечению, порядок перерасчета пенсий определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, которым исключалась возможность пересмотра пенсий со времени увеличения стоимости продовольственного пайка, а пересмотр пенсии допускался только со времени увеличения оклада по должности либо оклада по воинскому званию, тот факт, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 г." военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, основанием для пересмотра назначенной ранее уволенному сотруднику органа внутренних дел пенсии за период с 01 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г. не является, так как увеличение размера денежного довольствия (оклада по должности либо оклада по воинскому званию), в спорный период не производилось.
Таким образом, сотрудникам органов внутренних дел, являющимся в настоящее время пенсионерами Министерства внутренних дел Российской Федерации, перерасчет пенсий в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (с учетом определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № КАС 01-370) не может быть произведен за период до 4 октября 2001 г., то есть за период действия постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, исключавшего возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка.
Поскольку в период с января по ноябрь 2000 г. иного правового регулирования для определения размера пенсии, кроме как установленного постановлением Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941 не имелось, это постановление в части пункта 8, подпункта "б" пункта 9, подпункта "б" пункта 14 признано недействующим с 04 октября 2001 г., действия ответчика не могут быть признаны незаконными, его вина в невыплате требуемых истицей сумм отсутствует, оснований для перерасчета пенсии истице за спорный период не имеется.
Перерасчет пенсии истицы произведен с 01 декабря 2000 года, когда и была учтена новая стоимость продовольственного пайка, установленная Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
В части перерасчета пенсии и взыскания невыплаченной пенсии в сумме 2 151 руб. и потерь от инфляции в сумме 6 209 руб. решение суда подлежит отмене, так как судом неправильно применены нормы материального права. Судебная коллегия считает возможным постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований, так как обстоятельства дела судом установлены полно и правильно.
В остальной части оснований к отмене решения суда не имеется.
В силу части 2 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4202-1 от 23 декабря 1992 года и действующего с 14 января 1993 года, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 действие части второй статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на граждан Российской Федерации, уволенных до введения в действие указанного Положения на пенсию из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
В силу подпункта 7.1 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08 ноября 2006 года № 895, на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России прикрепляются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
Пунктом 16.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России за плату. При этом сотрудникам органов внутренних дел ежегодно выплачивается компенсация в размере средней стоимость путевки, а жене (мужу) и несовершеннолетним детям - компенсация в размере 50 процентов ее стоимости. Право на указанную компенсацию не обуславливается каким-либо сроком службы в год ухода в отпуск или другими обстоятельствами, в том числе продолжительностью отпуска. Компенсация выплачивается также за прошлый год в случае неиспользования отпуска.
Средняя стоимость путевки в системе МВД России определяется и доводится до органов внутренних дел Медицинским управлением МВД России исходя из действующих на данный период цен на путевки.
Согласно письму Медицинского управления МВД России от 03 ноября 2000 года № 29/9-2875 с 01 января 2001 года средняя стоимость путевки для выплат компенсаций составляет 600 руб.
Установлено, что в 2009, 2010, 2011 годах К.Е.И. компенсацию за санаторно-курортное лечение не получала.
Однако из сообщения ОПО ЦФО УМВД России по Липецкой области следует, что в 2009 и в 2010 годах супруг истицы - К.П.П. получал указанную компенсацию на свою супругу - К.Е.И. в сумме 300 руб. В 2011 году компенсация К.П.П. не выплачивалась (л.д. 15 - 16).
С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь приведенными нормативными актами, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что К.Е.И. - гражданка Российской Федерации, уволенная из органов внутренних дел по возрасту, с выслугой более 20 лет, имеет право на компенсацию за санаторно-курортное лечение за три года в сумме 1 200 руб. (2009 год - 300 руб., 2010 год - 300 руб., 2011 год - 600 руб.).
В указанной части решение суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 декабря 2011 года в части взыскания недополученной пенсии в сумме 2 151 руб. и потерь от инфляции в сумме 6 209 руб. 60 коп. отменить, постановить новое решение, которым К.Е.И. в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о взыскании недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка отказать. В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru