ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. по делу № 33-362/2012г.
Судья Берман Н.В.
Докладчик Лепехина Н.В.
09 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А., Малыка В.Н.,
при секретаре К.И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать за К.Е.И. право на санаторно-курортное лечение.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области в пользу К.Е.И. компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение в сумме 1 200 рублей, недоплаченную пенсию в сумме 2 151 рубля 84 копейки, инфляционную компенсацию в сумме 6 209 рублей 60 копеек.
Заслушав доклад судьи Лепехиной Н.В., судебная коллегия
установила:
К.Е.И. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании права на санаторно-курортное лечение, взыскании невыплаченной суммы пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, указывая, что с 07 января 1970 года по 08 июня 1995 года проходила службу в органах внутренних дел, выслуга лет составляет более 25 лет в календарном исчислении. В 1995 году уволена со службы и переехала на постоянное место жительство в г. Липецк. В период с 01 января 2000 года по 30 ноября 2000 года исчисление пенсии осуществлялось с учетом стоимости продовольственного пайка 378 руб. 08 коп., вместо 608 руб. 33 коп., в связи с чем образовалась недоплата в сумме 2 152 руб. 81 коп. Кроме того, в течение трех лет истице не выплачивалась компенсация за санаторно-курортное лечение. Просила взыскать с ответчика недополученную пенсию учетом индексации в сумме 8 613 руб. 90 коп., невыплаченную денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение за три года в сумме 1 800 руб.
Истица К.Е.И. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенности Щ.М.В. исковые требования не признала, объяснив, что К.Е.И. уволена со службы по возрасту и имела право на пенсию в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Соглашением
стран СНГ от 24 декабря 1993 года оговаривается пенсионное обеспечение и страхование сотрудников органов внутренних дел, обеспечение санаторно-курортным лечением пенсионеров, переехавших из стран СНГ, этим соглашением
не предусмотрено. Не оспаривала, что истице как члену семьи пенсионера органов внутренних дел в 2009 году и 2010 году выплачивалась компенсация за санаторно-курортное лечение 300 руб.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав представителя ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенности К.И.Г., поддержавшую жалобу, представителя истицы К.Е.И. - К.П.П., полагавшего, что решение суда является правильным, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части взыскания недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Е.И. является гражданкой Российской Федерации, гражданство не меняла.
Истица проходила службу в органах внутренних дел СССР в Республике Казахстан.
Приказом Управления внутренних дел области Республики Казахстан № 122 л/с от 09 июня 1995 года К.Е.И. уволена из органов внутренних дел Республики Казахстан по возрасту. Выслуга лет в календарном исчислении составила более 25 лет.
С 27 июля 1995 года К.Е.И. проживает и зарегистрирована в г. Липецке, состоит на учете в пенсионном отделении ФЭО УВД Липецкой области, получает пенсию за выслугу лет.
В соответствии со статьей 43
Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1998 года) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1
настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В силу пункта "б" части 1 статьи 49
указанного Закона при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
По правилам пункта 8
постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации (в первоначальной редакции) пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9
и 10
настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11
настоящего постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в части, не превышающей 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывается при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Подпунктом "а" пункта 9
названного постановления установлено, что в денежное довольствие уволенным с военной службы военнослужащим, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8
настоящего постановления, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
В силу подпункта "б" пункта 14
указанного постановления, в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих пенсии, назначенные в соответствии с Законом
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" подлежат пересмотру в следующем порядке: в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта
до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8
- 13
настоящего постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, а также размеры начисляемых в положенных случаях соответствующих надбавок к пенсиям и повышений определяются исходя из размера минимальной оплаты труда или минимального размера пенсии по старости, установленных законодательством по состоянию на день, с которого производится перерасчет им пенсий.
Таким образом, увеличение месячной стоимости продовольственного пайка не являлось самостоятельным основанием для перерасчета пенсии, в связи с чем увеличенная стоимость продовольственного пайка подлежала учету в пенсии только в случае ее перерасчета по иным основаниям.
Определением
Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. № КАС 01-370 признаны незаконными пункт 8
, подпункт "б" пункта 9
, подпункт "б" пункта 14
постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. разъяснено, что пункт 8
, подпункт "б" пункта 9
, подпункт "б" пункта 14
постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Признание названных правовых норм недействующими с 4 октября 2001 г. означает, что с момента вынесения определения
Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации они не могут применяться.
Поскольку в период с января 2000 г. по ноябрь 2000 г., то есть период, с которым истец связывает нарушение своих прав по пенсионному обеспечению, порядок перерасчета пенсий определялся постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, которым исключалась возможность пересмотра пенсий со времени увеличения стоимости продовольственного пайка, а пересмотр пенсии допускался только со времени увеличения оклада по должности либо оклада по воинскому званию, тот факт, что Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2000 г." военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, основанием для пересмотра назначенной ранее уволенному сотруднику органа внутренних дел пенсии за период с 01 января 2000 г. по 30 ноября 2000 г. не является, так как увеличение размера денежного довольствия (оклада по должности либо оклада по воинскому званию), в спорный период не производилось.
Таким образом, сотрудникам органов внутренних дел, являющимся в настоящее время пенсионерами Министерства внутренних дел Российской Федерации, перерасчет пенсий в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (с учетом определения
Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № КАС 01-370) не может быть произведен за период до 4 октября 2001 г., то есть за период действия постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, исключавшего возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка.
Поскольку в период с января по ноябрь 2000 г. иного правового регулирования для определения размера пенсии, кроме как установленного постановлением
Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941 не имелось, это постановление
в части пункта 8
, подпункта "б" пункта 9
, подпункта "б" пункта 14
признано недействующим с 04 октября 2001 г., действия ответчика не могут быть признаны незаконными, его вина в невыплате требуемых истицей сумм отсутствует, оснований для перерасчета пенсии истице за спорный период не имеется.
Перерасчет пенсии истицы произведен с 01 декабря 2000 года, когда и была учтена новая стоимость продовольственного пайка, установленная Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2000 год".
В части перерасчета пенсии и взыскания невыплаченной пенсии в сумме 2 151 руб. и потерь от инфляции в сумме 6 209 руб. решение суда подлежит отмене, так как судом неправильно применены нормы материального права. Судебная коллегия считает возможным постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований, так как обстоятельства дела судом установлены полно и правильно.
В остальной части оснований к отмене решения суда не имеется.
В силу части 2 статьи 64
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4202-1 от 23 декабря 1992 года и действующего с 14 января 1993 года, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 действие части второй статьи 64
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на граждан Российской Федерации, уволенных до введения в действие указанного Положения
на пенсию из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
В силу подпункта 7.1
Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08 ноября 2006 года № 895, на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России прикрепляются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
Пунктом 16.7
Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России за плату. При этом сотрудникам органов внутренних дел ежегодно выплачивается компенсация в размере средней стоимость путевки, а жене (мужу) и несовершеннолетним детям - компенсация в размере 50 процентов ее стоимости. Право на указанную компенсацию не обуславливается каким-либо сроком службы в год ухода в отпуск или другими обстоятельствами, в том числе продолжительностью отпуска. Компенсация выплачивается также за прошлый год в случае неиспользования отпуска.
Средняя стоимость путевки в системе МВД России определяется и доводится до органов внутренних дел Медицинским управлением МВД России исходя из действующих на данный период цен на путевки.
Согласно письму Медицинского управления МВД России от 03 ноября 2000 года № 29/9-2875 с 01 января 2001 года средняя стоимость путевки для выплат компенсаций составляет 600 руб.
Установлено, что в 2009, 2010, 2011 годах К.Е.И. компенсацию за санаторно-курортное лечение не получала.
Однако из сообщения ОПО ЦФО УМВД России по Липецкой области следует, что в 2009 и в 2010 годах супруг истицы - К.П.П. получал указанную компенсацию на свою супругу - К.Е.И. в сумме 300 руб. В 2011 году компенсация К.П.П. не выплачивалась (л.д. 15 - 16).
С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь приведенными нормативными актами, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что К.Е.И. - гражданка Российской Федерации, уволенная из органов внутренних дел по возрасту, с выслугой более 20 лет, имеет право на компенсацию за санаторно-курортное лечение за три года в сумме 1 200 руб. (2009 год - 300 руб., 2010 год - 300 руб., 2011 год - 600 руб.).
В указанной части решение суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Руководствуясь статьей 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 декабря 2011 года в части взыскания недополученной пенсии в сумме 2 151 руб. и потерь от инфляции в сумме 6 209 руб. 60 коп. отменить, постановить новое решение, которым К.Е.И. в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о взыскании недополученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка отказать. В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи