Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2012 г. по делу № 33-1472/2012

Судья Степанова Т.П.
Докладчик Власкина Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
    председательствующего     Петруниной И.Н.
    судей                     Власкиной Е.С., Давыдовой И.В.
    при секретаре             Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 28 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе администрации р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 09 ноября 2011 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации р.п. Колывань Новосибирской области, выразившееся в ненадлежащим содержании автомобильных дорог местного значения в границах р.п. Колывань Новосибирской области.
Взыскать с администрации р.п. Колывань Новосибирской области, МУП "Колывань-Водоканал", в равных долях, по (...) руб. (...) коп. - с каждого, в пользу П. в счет возмещения причиненных убытков и расходы по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований П. к администрации р.п. Колывань Новосибирской области и МУП "Колывань - Водоканал" о солидарном взыскании с ответчиков (...) рублей в счет компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Власкиной Е.С., пояснения П., судебная коллегия,

установила:

П. обратился в суд с иском к администрации р.п. Колывань Новосибирской области, МУП "Колывань-Водоканал" о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что 17.02.2011 г. в результате проведения МУП "Колывань-Водоканал" уборки снега с проезжих частей в р.п. Колывань Новосибирской области, в том числе, и по ул. В., где проживает истец, был завален снегом проезд и проход к его дому. В связи с чем, он был вынужден обратиться в ЗАО "Кировское", для расчистки снежного вала. За услуги по уборке снега он заплатил (...) руб. Кроме того, он претерпел моральный вред и понес судебные расходы.
Считает, что понесенные им убытки возникли по вине ответчиков, в связи с ненадлежащим содержанием последними дорог.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах рабочего поселка Колывань Колыванского района Новосибирской области; взыскать солидарно с администрации р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области, за счет средств казны МО р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области и МУП "Колывань-Водоканал" в его пользу в счет возмещения убытков (...) руб., компенсацию морального вреда (...) руб., судебные расходы по оплате услуг представителя (...) руб., а также судебные расходы в размере (...) руб.
Колыванским районным судом Новосибирской области постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области.
В кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по расчистке подъездных путей к частным домам от снежных валов, образовавшихся после прохода снегоочистительной техники.
Полагает, что данная обязанность лежит на истце в соответствии с п. 2.48 Правил благоустройства р.п. Колывань, принятых Решением 9 сессии четвертого созыва Совета депутатов р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области от 26.04.2011 г. № 3, а также в соответствии с п. 1.2, п. 1.3 Правил благоустройства р.п. Колывань, утвержденных Решением Совета депутатов МО р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области от 18.04.2006 г. № 5.
Кроме того, указывает, что требования ГОСТ Р 50597-93 при проведении снегоочистительных работ МУП "Колывань-Водоканал" нарушены не были, поскольку в п. 3.1.8 указанного ГОСТа содержится исчерпывающий перечень мест, где не допускается формирование снежных валов. Данный перечень не содержит запрета на формирование снежных валов на подъездных или прилегающих к жилым домам территориях.
Проверив материалы дела, с учетом требований ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 указанной статьи, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в результате нарушения МУП "Колывань-Водоканал" требований ГОСТ Р 50597-93 и муниципального контракта от 01.12.2010 г. № 119 при проведении снегоочистительных работ 17.02.2011 г. около дома истца № (...) по ул. В. в р.п. Колывань, а также в результате ненадлежащего осуществления администрацией р.п. Колывань контроля за проведением снегоочистительных работ, истцу были причинены убытки. При проведении указанных работ МУП "Колывань-Водоканал" допустило сталкивание снега на прилегающую к дому истца территорию, вследствие чего, был затруднен подъезд и проход к дому истца, который для расчистки снежного вала был вынужден обратиться в ЗАО "Кировское", заплатив за оказанные услуги (...) руб.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области осуществление дорожной деятельности отнесено к вопросам местного значения р.п. Колывань.
На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2010 г. № 196, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93, снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу дороги, где формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.
Как видно из материалов дела, 01.12.2010 г. между администрацией р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области и МУП "Колывань-Водоканал" был заключен муниципальный контракт № (...), в соответствии с которым, МУП "Колывань-Водоканал" обязалось выполнить работу по зимнему содержанию улиц в муниципальном образовании р.п. Колывань, в соответствии с приложением № 1 к муниципальному контракту, и сдать ее результат заказчику - администрации р.п. Колывань, а заказчик обязался принять результат работы и оплатить его. Срок выполнения работы - до 01.03.2011 г.
В приложении № 1 к муниципальному контракту от 01.12.2010 г. № (...) установлен перечень работ, в том числе, уборка снежных валов автогрейдерами, очистка дороги от снега автогрейдерами, очистка снега плужными снегоочистителями на базе трактора.
17.02.2011 г. при проведении снегоочистительных работ МУП "Колывань-Водоканал" было допущено сталкивание снега на территорию, прилегающую к дому истца № (...) по ул. В. в р.п. Колывань, в результате чего, был затруднен подъезд и проход к дому П.
Судебная коллегия полагает, что МУП "Колывань-Водоканал" ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по муниципальному контракту от 01.12.2010 г. № (...), не произвело уборку снежного вала, в нарушение п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 снег был убран с проезжей части на прилегающую к дому истца территорию, затруднив проход и проезд к дому. Вследствие чего, истец понес убытки в размере (...) руб., уплатив денежные средства за выполнение работ по уборке снега ЗАО "Кировское".
Довод кассационной жалобы о соблюдении МУП "Колывань-Водоканал" при проведении снегоочистительных работ требований ГОСТ Р 50597-93, является несостоятельным.
В соответствии с п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93, снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу дороги, где формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м. При этом, в п. 3.1.8 названного ГОСТа содержится перечень мест, где не допускается формирование снежных валов.
Как видно, из материалов дела требования п. 3.1.7 указанного ГОСТа МУП "Колывань-Водоканал" выполнены не были. Снег был убран с проезжей части не в лотки и не на разделительную полосу дороги, а на прилегающую к дому истца территорию, затруднив проход и проезд к дому.
Ссылка кассатора на п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 не может быть принята во внимание, поскольку в данном пункте содержится перечень мест, где не допускается формирование снежных валов при уборке снега с проезжей части как того требует п. 3.1.7 указанного ГОСТа, положения которого МУП "Колывань-Водоканал" соблюдены не были.
Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по уборке снега на прилегающей к дому территории после прохода снегоуборочной техники, согласно Правилам благоустройства р.п. Колывань, лежит на истце, является необоснованным, поскольку Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории р.п. Колывань, утвержденные Решением Совета депутатов МО р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области от 18.04.2006 г. № 5, такой обязанности для истца не устанавливают.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области, принятые Решением 9 сессии четвертого созыва Совета депутатов р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области от 26.04.2011 г. № 3, к правоотношениям сторон применены быть не могут, поскольку в феврале 2011 г. не действовали.
Ссылка кассатора на то, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по расчистке подъездных путей к частным домам от снежных валов, образовавшихся после прохода снегоочистительной техники, не может быть принята во внимание, поскольку вышеназванные правовые нормы обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагают на органы местного самоуправления.
Во исполнение своих полномочий в области дорожной деятельности администрацией р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области был заключен муниципальный контракт от 01.12.2010 г. № (...). Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в феврале 2011 г. администрация ненадлежащим образом контролировала снегоочистительные работы, которые выполнялись подрядчиком по указанному контракту с нарушением требований ГОСТа, допустив тем самым, незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены решения суда исходя из доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 09 ноября 2011 года в пределах доводов кассационной жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу администрация р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru