Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. № 13-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
С.Ф.БЛОХИНА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 29 НОЯБРЯ 2002 ГОДА № 24-ЗРТ "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА № 73-ЗРТ)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина С.Ф.Блохина,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 16 февраля 2012 года поступило обращение в форме жалобы гражданина С.Ф.Блохина на нарушение его конституционных прав и свобод статьей 5 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 73-ЗРТ) в той мере, в которой данная норма, устанавливая размеры налоговых ставок на катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, не предусматривает возможность их дифференцирования в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Заявитель является плательщиком транспортного налога на водные транспортные средства: теплоход "Академик Карпинский" 1958 года постройки и теплоход "Вяз" 1972 года постройки. Как указывает гражданин С.Ф.Блохин, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" категория транспортных средств, к которой принадлежат его суда, включена в амортизационную группу основных средств со сроком полезного использования 15 лет. Тем самым указанные теплоходы превысили в 3,5 и в 2,5 раза соответственно свой срок полезного использования и требуют постоянных финансовых затрат на содержание и ремонт, значительно превышающих те, которые требуются для новых водных транспортных средств. В связи с этим, как полагает заявитель, ставка транспортного налога на водные транспортные средства должна дифференцироваться в зависимости от количества лет, прошедших с года их выпуска, и (или) их экологического класса.
В обоснование своей позиции гражданин С.Ф.Блохин ссылается на Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которому допускается установление законами субъектов Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (части 1 и 3 статьи 361). При этом, как отмечает заявитель, в некоторых субъектах Российской Федерации дифференцированная налоговая ставка установлена.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин С.Ф.Блохин неоднократно обращался в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан с заявлениями об установлении дифференцированной налоговой ставки транспортного налога с учетом срока полезного использования теплоходов и с учетом сезонности работы речного транспорта, однако его обращения не были учтены. Дело по его исковому заявлению о признании права на установление дифференцированной налоговой ставки рассматривалось в Набережночелнинском городском суде Республики Татарстан, решением которого в удовлетворении иска было отказано. Указанное решение оставлено без изменения кассационной инстанцией Верховного суда Республики Татарстан.
На основании изложенного гражданин С.Ф.Блохин просит признать статью 5 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 73-ЗРТ) в той мере, в которой данная норма, устанавливая размеры налоговых ставок на катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, не предусматривает возможность их дифференцирования в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса не соответствующей статьям 17 (части вторая и третья), 22, 28 (части первая и вторая) и 30 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии со статьей 61 (часть первая) Конституции Республики Татарстан каждый обязан платить налоги и сборы в размерах и порядке, установленных законом. Аналогичное требование закреплено статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с данным Кодексом (пункт 4 статьи 1). Транспортный налог относится к числу региональных налогов (пункт 3 статьи 14), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356). В силу Налогового кодекса Российской Федерации, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты; законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (части 2 и 3 статьи 356). При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к налогам субъектов Российской Федерации (региональным налогам) "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 30 января 2001 года № 2-П).
Оспариваемая гражданином С.Ф.Блохиным статья 5 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге", которой установлены ставки транспортного налога, в том числе на катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, принята на основании приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопросы введения дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса относятся согласно частям 1 и 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации к дискреционным полномочиям законодательного органа государственной власти Республики Татарстан и, следовательно, решаются им по своему усмотрению. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д. (Постановление от 21 марта 1997 года № 5-П).
Тем самым отсутствие в оспариваемой норме дифференцирования налоговых ставок, основанного на указанных заявителем признаках, установление которого в силу Налогового кодекса Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 361) отнесено к усмотрению законодательного органа государственной власти Республики Татарстан, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, оспариваемая норма не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республике Татарстан" жалоба заявителя не является допустимой.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72 и частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Ф.Блохина на нарушение его конституционных прав и свобод статьей 5 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 73-ЗРТ) в той мере, в которой данная норма, устанавливая размеры налоговых ставок на катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, не предусматривает возможность их дифференцирования в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса, поскольку жалоба не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республике Татарстан", в соответствии с которыми она признается допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину С.Ф.Блохину, а также в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru