Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу № А03-6892/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2011 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края, с. Краснощеково Алтайского края к Открытому акционерному обществу коммерческому банку "Ф", г. Барнаул Алтайского края о признании действий, выразившиеся в возврате без исполнения инкассовых поручений от 18.04.2011 № 22940 на сумму 1150 руб., от 18.04.2011 № 22940 на сумму 2781 руб., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 92 руб. 50 коп., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 106 руб. 96 коп., от 18.04.2011 № 22939 на сумму 13 руб. 11 коп. незаконными и обязании принять к исполнению инкассовые поручения от 18.04.2011 № 22940 на сумму 1150 руб., от 18.04.2011 № 22940 на сумму 2781 руб., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 92 руб. 50 коп., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 106 руб. 96 коп., от 18.04.2011 № 22939 на сумму 13 руб. 11 коп.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Сельскохозяйственного производственного кооператива "К", с. Краснощеково Алтайского края,
с участием в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица - О. по доверенности от 31.12.2010 № 02-03/1-196,
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края (далее по тексту - заявитель, пенсионный фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к Открытому акционерному обществу коммерческому банку "Ф" (далее по тексту - заинтересованное лицо, Банк) о признании действий, выразившиеся в возврате без исполнения инкассовых поручений от 18.04.2011 № 22940 на сумму 1 150 руб., от 18.04.2011 № 22940 на сумму 2 781 руб., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 92 руб. 50 коп., от 18.04.2011 № 22941 на сумму 106 руб. 96 коп., от 18.04.2011 № 22939 на сумму 13 руб. 11 коп. незаконными и обязании принять к исполнению данные инкассовые поручения.
Заявленные требования мотивированы тем, что ОАО КБ "Ф" незаконно возвратило без исполнения предъявленные УПФ РФ в Краснощековском районе Алтайского края инкассовые поручения на списание со счета Сельскохозяйственного производственного кооператива "К" задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в нарушение положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив "К", который в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006, под текущими платежами понимаются только платежи на обязательное пенсионное страхование. Все остальные платежи в иные фонды согласно ст. 142 п. 4 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года текущими не являются. Следовательно, действия банка по возврату инкассовых поручений являются правомерными.
ОАО КБ "Ф" в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что заявление УПФ РФ в Краснощековском районе Алтайского края подано в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку банк к числу субъектов, осуществляющих властные полномочия, перечисленных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не относится. В этой связи производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, предъявление инкассовых поручений не соответствует положениям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также разъяснениями данным в пункте 13, 15 Постановления пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам".
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что позволяет суду рассмотреть дело без их участия на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Банка, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2008 по делу № А03-10706/2007-Б Сельскохозяйственный производственный кооператив "К" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
УПФР в Краснощековском районе Алтайского края направило в ОАО КБ "Ф" инкассовые поручения от 18.04.2011 № 22940, № 22940, № 22941, № 22941, № 22939 на списание со счета МУ ТТП г. Барнаула задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени в ФФОМС и ТФФОМС на основании ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации" (далее - Закон № 212-ФЗ).
ОАО КБ "Ф" письмом от 27.04.2011 № 01-01/426 возвратило указанные поручения без исполнения, мотивировав возврат тем, что оплата взносов на обязательное медицинское страхование должна производиться в порядке пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 127-ФЗ) за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника.
Пенсионный фонд, полагая, что действия ОАО КБ "Ф" по возврату инкассовых поручений без исполнения являются незаконными, обратилось с настоящим с заявлением в арбитражный суд.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом № 127-ФЗ установлен различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства или обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008 и до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу указанного Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 296-ФЗ от 30.12.2008.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "К" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства 28.07.2008. Таким образом, процедура конкурсного производства в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "К" регламентируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 296-ФЗ от 30.12.2008.
Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на момент признания Сельскохозяйственного производственного кооператива "К" банкротом), к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Следовательно, взносы на медицинское страхование относятся к обязательным платежам.
Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 296-ФЗ от 30.12.2008) требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В пункте 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
По настоящему делу процедура конкурсного производства введена до вступления в силу Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008, поэтому требования об уплате взносов в медицинский фонд, которые являются обязательными платежами, возникшими после закрытия реестра, должны удовлетворяться за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам" предусмотрено, что в силу пункта 4 статьи 142 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не вправе осуществлять предусмотренные законодательством о взыскании страховых взносов меры по принудительному взысканию задолженности, образовавшейся после закрытия реестра.
Названные требования устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, конкурсным управляющим, а не в бесспорном порядке через обслуживающий банкрота банк.
В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 разъяснено, что при применении пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, в качестве исключения из общего правила при применении пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" названы только взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку они имеют особую правовую природу и назначение.
Указание на распространение данного правила на требования об уплате взносов на обязательное медицинское страхование ни в постановлении от 22.06.2006 № 25, ни в каких - либо иных постановлениях Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не имеется.
На дату принятия постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 страховые взносы были разных видов (в том числе на пенсионное, медицинское страхование), при этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не сделал исключений для взносов на обязательное медицинское страхование.
Из указанного разъяснения не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.
Следовательно, ОАО КБ "Ф" правомерно не приняло инкассовые поручения УПРФ в Краснощековском районе Алтайского края на списание со счета Сельскохозяйственного производственного кооператива "К" задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, суд согласился с доводом заинтересованного лица о том, что Пенсионный фонд нарушил Положения ЦБР № 2-П от 03.10.2002 года при предъявлении инкассовых поручений.
Пунктом 8.8 Положения ЦБР № 2-П предусмотрено, что инкассовые поручения должны содержать штамп банка - эмитента и подписи ответственного исполнителя.
Между тем представленные заявителем в материалы дела копии инкассовых поручений, не содержат штампов и подписей банка заявителя, что в свою очередь свидетельствует о допущенном нарушении.
С учетом того, что Пенсионный фонд в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края, с. Краснощеково Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск или Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа г. Тюмень в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru