Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Бурятия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Улан-Удэ 24 июня 2011 г.

Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Семенова Б.С., при секретаре Батагаевой С.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Кабанское" о признании Порядка реализации Закона Республики Бурятия "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", утвержденного постановлением Правительства РБ от 13 июля 2009 года № 265, недействующим в части,

установил:

Администрация муниципального образования сельское поселение "Кабанское" в лице представителя Зачиняева И.О., действующего на основании доверенности, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта субъекта РФ, опубликованного в официальном печатном издании газете "Бурятия" № 124 от 15 июля 2009 года, просила признать пункт 2 вышеуказанного Порядка недействующим.
Из доводов заявления следует, что пункт 2 оспариваемого Порядка противоречит действующему законодательству, а именно пункту 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статье 1.2 Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
Требования мотивированы тем, что оспариваемым пунктом Порядка установлено, что земельные участки предоставляются бесплатно в собственность граждан в населенных пунктах любого поселения, входящих в состав того муниципального района, на территории которого граждане постоянно проживают.
Заявитель полагает, что, учитывая, что государственная собственность на земельные участки до настоящего момента не разграничена, оспариваемый Порядок принят Правительством РБ с превышением полномочий, поскольку Порядком предоставления на территории МО "Кабанский район", утвержденным решением Совета депутатов района № 110 от 6 мая 2009 года, уже было установлено, что земельные участки могут быть представлены бесплатно в собственность гражданам только того сельского или городского поселения, в границах которого находится населенный пункт, в котором постоянно проживает заявитель.
Перед судебным заседанием и в самом судебном заседании представитель заявителя Зачиняев И.О. отказался от заявленных требований. Однако по существу доводы заявления поддержал, полагая, что Правительство РБ превысило свои полномочия.
Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, администрации МО "Кабанский район" Божеев Р.С. ходатайство об отказе от требований поддержал, по доводам заявления возражал, пояснив, что предоставление земельных участков является полномочием района, а не поселения. При этом полагал, что права муниципального района оспариваемым актом не нарушены, решение Совета депутатов района № 110 необходимо привести в соответствие с федеральным и республиканским законодательством.
Представитель Правительства РБ Халтакшинова В.В. полагала, что заявленное ходатайство об отказе от требований не нарушает ничьих прав. По существу заявленных требований полагала, что они не отвечают требованиям земельного законодательства, интересы органов МО СП "Кабанское" не нарушаются в части обеспечения граждан, проживающих в поселении, земельными участками.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений РБ - уполномоченного представителя не направило.
Прокурор Дмитриева Ю.А. в своем заключении возражала как против принятия отказа в заявленных требованиях, так и по существу по доводам заявления, просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, отклонив ходатайство заявителя об отказе от заявленных требований по основанию части 3 статьи 252 ГПК РФ, рассмотрев дело по существу, суд пришел к следующему.
Оспариваемым пунктом 2 Порядка реализации Закона РБ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и Закона РБ "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", утвержденного постановлением Правительства РБ от 13 июля 2009 года № 265, установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность граждан в населенных пунктах любого поселения, входящих в состав того муниципального района, на территории которого граждане постоянно проживают, либо в границах населенного пункта городского округа в случае постоянного проживания гражданина на территории городского округа.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 1.2 Закона РБ "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заявитель полагает, что, определив порядок реализации законов РБ, Правительство РБ превысило свои полномочия.
Суд полагает, что данный довод ошибочный.
Как следует из содержания статей 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не являются вопросами местного значения. По своей правовой природе это отдельное государственное полномочие, переданное для осуществления органам местного самоуправления, на что также указывается в письме Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2010 года № 23-867 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что предусмотрено статьей 1.2 Закона РБ от 16 октября 2002 года "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". Однако полагаю, что в данном случае под порядком бесплатного предоставления следует понимать процедуру подачи гражданином соответствующего заявления с приложением необходимых документов, процедуру рассмотрения этого заявления с оформлением итогового решения органом местного самоуправления.
В пункте 2 оспариваемого Порядка речь идет не о процедуре или порядке бесплатного предоставления в собственность земельных участков, а о границах населенных пунктов, в пределах которых такое предоставление возможно.
Какого-либо противоречия с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" суд также не усматривает, поскольку в этой норме речь идет об обеспечении малоимущих граждан жилыми помещениями, а в оспариваемом пункте Порядка регулируется вопрос из области земельных отношений.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство. Согласно статье 32 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Анализируя нормы Конституции РФ, можно прийти к выводу, что правовое регулирование, осуществленное Правительством РБ путем утверждения оспариваемого Порядка, сделано в пределах полномочий Правительства РБ и в рамках контроля государства за реализацией переданных государственных полномочий органам местного самоуправления. Кроме того, в Земельном кодексе РФ указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков гражданам (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт в части пункта 2 принят в пределах полномочий Правительства РБ в области земельных отношений, что следует из статей 1 и 4 Закона РБ от 30 декабря 2003 года № 601-III "О земле". Требования законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие соблюдены, содержание оспариваемого Порядка соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление администрации муниципального образования сельского поселения "Кабанское" о признании Порядка реализации Закона Республики Бурятия "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", утвержденного постановлением Правительства РБ от 13 июля 2009 года № 265, недействующим в части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
Б.С.СЕМЕНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru