Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. по делу № 2-1227/12

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
с участием прокурора Басмановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колегова А.О. о признании незаконным нормативного акта,

установил:

Колегов А.О. обратился в суд с заявлением о признании пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...>, в части установления границы территории в г. Сыктывкаре, непосредственно прилегающей к зданиям судебных органов в виде радиуса в размере 150 метров незаконным и противоречащим пункту 2 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании Колегов А.О. и его представитель на заявлении настаивали.
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявлением не согласился.
Прокурор полагала заявление необоснованным.
Производство по делу в части заявления Колегова А.О. о признании незаконным абзаца 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> в части слов "Сыктывкарского федерального городского суда" прекращено.
Заслушав объяснения Колегова А.О. и его представителя, представителя Администрации МО ГО "Сыктывкар", прокурора, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами.
В силу пункта 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Согласно преамбуле Федерального закона № 54-ФЗ данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Установлено, что постановлением Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с пунктом 9 ст. 2 и части 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статей 28, 44, 45 Устава МО ГО "Сыктывкар" постановлено определить на территории МО ГО "Сыктывкар" перечень мест (земельных участков), на территории которых проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается, согласно приложению (пункт 1).
Установлены следующие границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено:
- здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 50 метров от входа в здание суда (пункт 2).
В редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" пункт 2 постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> изложен в следующей редакции: "Установить следующие границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено:
- здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда".
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Колегов А.О. является учредителем Автономной некоммерческой организации патриотического воспитания молодежи "...", деятельность которой непосредственно связана с проведением публичных мероприятий.
Колеговым А.О. указано, что оспариваемый нормативный акт ограничивает его права и законные интересы на проведение публичных мероприятий, повлек незаконное привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административной ответственности.
Как следует из обстоятельств дела, для обслуживания зданий, занимаемых Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Эжвинским федеральным районным судом, мировыми судебными участками сформированы земельные участки, границы которых не соответствуют радиусу 150 метров от входа.
Согласно приложения к Постановлению Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" утвержден перечень мест (земельных участков) на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий, и в части зданий, занимаемых Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Эжвинским федеральным районным судом, мировыми судебными участками, и указанная площадь земельных участков также не соответствует радиусу 150 метров от входа.
Абзац 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года установившего границы территории в виде радиуса 150 метров от входа в здания, занимаемые Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Эжвинским федеральным районным судом, мировыми судебными участками, не противоречит приложению к Постановлению Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> г. (в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> об утверждении перечня мест (земельных участков) на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий), учитывая следующее.
Так в абзаце 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года установлены границы запретной к проведению публичных мероприятий территории, непосредственно прилегающей к зданию суда, а в перечне приложения приведены лишь адрес объекта, и площадь земельного участка, которая предоставлена с иной целью - для обслуживания здания, а не для ограничения публичных мероприятий. Более того, границы земельного участка, которые утверждены для обслуживания зданий судов не превышают границы утвержденного радиуса ограничений.
Доводы Колегова А.О. о незаконности оспариваемого нормативного акта поскольку ограничения могли быть установлены только в границах земельного участка, сформированного под обслуживание зданий судов основаны на ошибочном толковании законодательства, учитывая следующее.
Постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> г., в том числе в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> не является актом земельного либо градостроительского законодательства, не устанавливает ограничения в праве распоряжения, владения и пользования земельными участками зданий, занимаемых Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Эжвинским федеральным районным судом, мировыми судебными участками и смежными с ними.
Ограничений в установлении органом местного самоуправления требований к территории, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", помимо ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства не содержит.
Статья 36 Земельного кодекса РФ наделяет орган местного самоуправления полномочиями по формированию кадастровой карты соответствующего муниципального образования.
Между тем, законодательство в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства не ограничивает орган местного самоуправления в установлении границы территории, непосредственно прилегающей к зданиям судебных органов, как в виде радиуса, так и его размера равным 150 метров.
Суд учитывает, что цели законодательства в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства относительно целей законодательства в области охраны общественного порядка различны.
Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В реализации права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование на территории МО ГО "Сыктывкар", предоставленного ему ст. 31 Конституции РФ, Колегов А.О. оспариваемым нормативным актом не ограничен.
Оспариваемый Колеговым А.О. нормативный акт устанавливает ограничения для проведения публичных мероприятий, в данном случае - в радиусе 150 метров от входа в здания, занимаемых судами.
В соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции РФ установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нормой пункта 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Соответственно орган местного самоуправления, являющейся распорядителем муниципальных земель, вправе при установлении ограничения для проведения публичных мероприятий как действовать в целях обеспечения безопасности участников публичных мероприятий, так и учитывать плотность застройки соответствующих районов их транспортную инфраструктуру, пешеходную доступность с целью регулирования нормального функционирования транспорта и работы соответствующего учреждения.
Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу пунктов 7.1 и 9 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы организации охраны общественного порядка на территории городского округа.
Судом не установлено превышения органом местного самоуправления в лице Администрации МО ГО "Сыктывкар" полномочий, переданных Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при принятии оспариваемого акта либо его противоречии нормам пункта 2 ст. 8 и пункта 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", что соответственно свидетельствует об отсутствии нарушений прав гражданина Колегова А.О. оспариваемым нормативным актом.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В удовлетворении заявления Колегова А.О. о признании незаконным абзаца 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> в части слов "Здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда" следует отказать.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Колегова А.О. о признании незаконным абзаца 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> года "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <...> в части слов "Здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Судья
А.Г.ПАТРУШЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru