Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2011 г. по делу № А33-6158/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 июля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" (ИНН 2460052178, ОГРН 1022401800960)
к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска
об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 23.03.2011 № 01/1210-дг
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Управление архитектуры администрации города Красноярска, администрация г. Красноярска.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шашило С.К. на основании доверенности от 23.05.2011, от ответчика:
Павлюченко О.В. на основании доверенности от 06.07.2011,
от администрации г. Красноярска: Глебовой Е.Ю. на основании доверенности от 21.12.2010 № 01-9715,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Киселевич

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании решения от 23.03.2011 № 01/1210-дг.
Определением от 25.04.2011 заявление принято к производству. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены Управление архитектуры администрации города Красноярска, администрация города Красноярска.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель администрации города Красноярска возражал против удовлетворения заявления.
Представитель Управления архитектуры администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса дело рассмотрено в отсутствие представителя управления.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401800960.
14.03.2011 общество с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" обратилось в департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными в первых этажах фитнес-центром и подземной парковкой на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Республики, 47, сроком на 48 месяцев.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска письмом от 23.03.2011 № 01/1210-дг отказал обществу с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" в выдаче разрешения на строительство.
В качестве оснований отказа в выдаче разрешения на строительство департамент градостроительства администрации г. Красноярска указал, что обществом с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" не были представлены следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения (сети связи);
- сведения об инженерном оборудовании (не представлены сведения о сетях водоснабжения, канализации, электроснабжения, сетях связи).
Заявитель, считая решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными в первых этажах фитнес-центром и подземной парковкой на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Республики, 47, сроком на 48 месяцев, оформленное письмом от 23.03.2011 № 01/1210-дг незаконным, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу пункта 1 статьи 58 Устава г. Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
Согласно пункту 1 Приложение 2 к Распоряжению Главы г. Красноярска от 10.11.2009 № 219-р "О внесении изменений в структурную схему управления администрацией города и в Распоряжение Главы города от 22.12.2006 № 270-р" заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию, и несет ответственность за вопросы управления в области архитектуры и строительства:
1.1. Выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;


1.2. Координации деятельности администрации города по формированию и исполнению адресной инвестиционной программы за счет внебюджетных источников;
1.3. Утверждения градостроительных планов;
1.4. Проведения торгов по продаже земельных участков, предоставляемых для строительства, или права на заключение договоров аренды таких участков;
1.5. Размещения временных сооружений в соответствии с правовыми актами города;
1.6. Перевода жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые.
В соответствии с пунктом 3.5 Распоряжения администрации города Красноярска от 17.08.2010 № 114-р "Об утверждении Положения о Департаменте градостроительства администрации город" в редакции Распоряжения от 26.11.2010 № 172-р, департамент выдает разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Письмо от 23.03.2011 № 01/1210-дг, которым заявитель извещен об отказе в выдаче разрешения на строительство, подписано заместителем Главы города - руководителем Департамента градостроительства И.С. Ивановым, в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
Согласно части 11 указанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 названной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу части 2 указанной статьи подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 3 названной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что разрешение на строительство может быть выдано только в случае соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в случае несоответствия указанных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство.
Согласно выводам государственной экспертизы, изложенным в положительном заключении № 24-1-4-0499-10, подготовленном ГГАУ "ККГЭ", проектная документация по объекту "Многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенным в первых этажах фитнес-центром и подземной парковкой" соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Заказчик намерен осуществить строительство сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границ отведенного под строительство земельного участка. Подключение к инженерным коммуникациями при необходимости выноса инженерных коммуникаций за границы отведенного земельного участка будет осуществляться на основании соответствующих технических условий по отдельным договорам.
Заявителем получены технические условия № 247/06 от 16.05.2005 для телефонизации жилого дома по адресу: ул. Республики, 47, выданные ОАО "Сибирьтелеком", а также технические условия № 78 от 03.03.2010 на диспетчеризацию 4-х лифтов проектируемого 17-ти этажного дома по адресу: ул. Республики, 47, выданные ООО "Красноярские лифты".
Согласно указанным техническим условиям, для телефонизации жилого дома проектом следует предусмотреть прокладку кабелей по существующей телефонной канализации и строительство телефонной канализации; диспетчеризацию 4-х лифтов проектируемого жилого дома завести в существующий диспетчерский пункт по ул. Горького, 24.
Согласно пункту 5 градостроительного плана № КИ 24308000-0000000000004566 информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не представлена.
Таким образом, градостроительный план земельного участка, утвержденный Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.01.2010 № 16-арх, в разделе 5 не содержит сведений о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Следовательно, при проектировании объекта, прохождении государственной экспертизы следует руководствоваться техническими условиями, полученными заявителем.
Строительство объекта запроектировано в пределах границ выделенного земельного участка и в пределах красных линий. С учетом получения обществом соответствующих технических условий на вынос линий связи, отступление от пределов мест размещения объектов допустимо, и не свидетельствует о нарушении градостроительного плана, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ответчиком не назван нормативный акт, в соответствии с которым на лице, обращающемся за получением разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, лежит обязанность представлять в уполномоченный на выдачу разрешений орган правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения (сетей связи).
Отказ в предоставлении разрешения на строительство в связи с отсутствием сведений об инженерном оборудовании (не представлены сведения о сетях водоснабжения, канализации, электроснабжения, сетях связи) является необоснованным исходя из следующего.
Копией заявления о выдаче разрешения исх. № 04 от 14.03.2011 подтверждается факт предоставления заявителем в департамент градостроительства всей установленной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документации. Согласно подпункту "г" пункта 3 перечня прилагаемых к заявлению документов, к заявлению в числе материалов, содержащихся в проектной документации, приложены сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с представленной заявителем в материалы дела проектной документацией, в нее входит раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подразделы 1 "Системы электроснабжения", 2.3 "Система водоснабжения и водоотведения", 5 "Сети связи".
Ответчик не доказал, что заявителем не были представлены перечисленные материалы. Перечисленные сведения являются составной частью проектной документации, которая была представлена одновременно с заявлением.
С учетом изложенного, отказ в предоставлении разрешения на строительство в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения, а также сведений об инженерном оборудовании (не представлены сведения о сетях водоснабжения, канализации, электроснабжения, сетях связи) является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2 000 рублей.
Из материалов дела следует, что заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению от 29.12.2010 № 20.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления по платежному поручению от 29.12.2010 № 20 в размере 2000 рублей подлежат взысканию с Департамента градостроительства администрации Красноярска.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными в первых этажах фитнес-центром и подземной парковкой на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Республики, 47, сроком на 48 месяцев, оформленное письмом от 23.03.2011 № 01/1210-дг.
Проверено на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей", выдав разрешение на строительство объекта - многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными в первых этажах фитнес-центром и подземной парковкой на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Республики, 47 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Адамас-Енисей" 2000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru