Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу № А33-6862/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
к Региональной энергетической комиссии Красноярского края
об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений от 11.02.2011 № 2/11
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Румянцева В.А. на основании доверенности от 17.01.2011 № 10,
от ответчика: Сутыриной Л.А. на основании доверенности от 23.08.2010 № 1-2012/3,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Киселевич,

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений от 11.02.2011 № 2/11.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество "Красноярскэнергосбыт" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - ООО "КРЭК") договор на продажу тепловой энергии от 01.07.2010 № 1-07А/10.
Дополнительным соглашением № 5а от 29.10.2010 в договор внесены изменения. Согласно пункту 2.6 договора (в редакции дополнительного соглашения № 5а от 29.09.2010) общество "Красноярскэнергосбыт" (агент) выставляет от своего имени платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод абонентами (физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах или частных жилых домах, состоящих из двух и более квартир) принципала. В соответствии с пунктом 3.1 и 3.3 договора принципал оплачивает агенту ежемесячное агентское вознаграждение.
На основании указанного договора ОАО "Красноярскэнергосбыт" выставило платежные документы (счет-квитанция за сентябрь 2010 года, за октябрь 2010 года) на оплату потребленной тепловой энергии Гердт Владимиру Яковлевичу, проживающему по адресу: <...>, в том числе за сентябрь - октябрь 2010 года. Согласно акту сверки расчетов по отоплению от 17.01.2011 № 181002136010-20110117 оплата по указанным счетам-квитанциям не производилась.
Согласно объяснению генерального директора общества "Красноярскэнергосбыт" О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 № 07-30) жилой дом № 8, расположенный по адресу <...>, является одноэтажным строением, без центральной канализации, с водопроводом и септиком, находится на территории Сухобузимского Восточного коммунального комплекса. В квартире № 2 указанного дома проживает абонент Гердт В.Я., всего в квартире зарегистрировано 3 человека, расчет начислений за отопление за период сентябрь - октябрь 2010 года производился по тарифам, установленным Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края в размере 1563,15 руб. (без НДС).
Тарифы в размере 1563,15 руб. (без НДС) для потребителей ООО "КРЭК", расположенных в Сухобузимском районе Красноярского края в зоне СНГ № 12 "Сухобузимский район, ВКК" установлены Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 17.09.2010 № 54-п (далее - Приказ).
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и подлежит опубликованию в краевой государственной газете "Наш Красноярский край". Приказ опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" 22.10.2010 и, соответственно, вступил в силу 02.11.2010. Следовательно, тарифы, установленные Приказом, распространяются на отношения, возникшие с момента вступления Приказа в законную силу, и подлежат применению в расчетах с потребителями (абонентами) ООО "КРЭК" только с 02.11.2010.
Согласно объяснению генерального директора общества "Красноярскэнергосбыт" О.В. Дьяченко (письмо от 17.01.2010 № 07-30) и представленным платежным документам (счета-квитанции за сентябрь и октябрь 2010 года), общество "Красноярскэнергосбыт" от своего имени предъявило к оплате за отопление за сентябрь - октябрь 2010 года гражданину Гердту В.Я. суммы: 4402,32 руб. за сентябрь 2010 года и 4402,32 руб. за октябрь 2010 года с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, не вступившим в законную силу. При этом общество "Красноярскэнергосбыт" руководствовалось письмом ООО "КРЭК" без даты и номера, полученным обществом 05.10.2010, согласно которому направляемые тарифы подлежат применению в расчетах с абонентами Сухобузимского района с 01.09.2010.
Таким образом, общество "Красноярскэнергосбыт" в месте своего нахождения от своего имени и за счет принципала (ООО "КРЭК") предъявило к оплате гражданину Гердту В.Я. 01.10.2010 за отопление за сентябрь 2010 года счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. и за октябрь 2010 года 01.11.2010 счет-квитанцию на сумму 4402,32 руб. с применением тарифов на тепловую энергию в горячей воде в размере 1563,15 руб. (без НДС), утвержденных Приказом, но до вступления Приказа в законную силу, и применило тариф к отношениям, возникшим до вступления Приказа в законную силу, тем самым придало Приказу обратную силу в нарушение пункта 2 Приказа и пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 07.02.2011, составленном заместителем председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А.
Постановлением о назначении административного наказания от 21.02.2011, вынесенным временно замещающим должность председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А., общество "Красноярскэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2011 по делу А33-3167/2011 открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края о назначении наказания от 21 февраля 2011 года привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
11.02.2011 РЭК Красноярского края вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 2/11, согласно которому общество "Красноярскэнергосбыт" обязано:
- устранить нарушения пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации в срок до 01.05.2011;
- в дальнейшем не допускать нарушения требований пункта 25 Правил.
Указанное предписание поступило в адрес общества "Красноярскэнергосбыт" 22.03.20011 вх. № 5674.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений № 2/1 от 11.02.2011 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что предписание об устранении выявленных нарушений № 2/1 от 11.02.2011 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения № 216-п Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи края осуществляет 1) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов); 2) государственный контроль в сфере электроэнергетики.
В соответствии с Положением № 216-п Региональная энергетическая комиссия Красноярского края к компетенции РЭК отнесено, в том числе:
- установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 3.4);
- установление тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 3.5);
- осуществление контроля за применением регулируемых Комиссией цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (пункт 3.10);
- проверка хозяйственной деятельности организаций, осуществляемой с применением регулируемых цен (тарифов), в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов), в том числе при установлении тарифов на очередной период регулирования (пункт 3.11).
Таким образом, полномочия по осуществлению контроля за применением регулируемых РЭК тарифов на тепловую энергию с проведением проверки хозяйственной деятельности организации, осуществляемой с применением регулируемых РЭК тарифов на тепловую энергию, возложены на РЭК указанным Положением.
Права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из вышеизложенного, предписание об устранении выявленных нарушений № 2/1 от 11.02.2011 в отношении открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" вынесено РЭК в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, как обязанность органа, проводившего внеплановую документарную проверку.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, постановлением о назначении административного наказания от 21.02.2011, вынесенным временно замещающим должность председателя РЭК Красноярского края Ананьевым А.А., общество "Красноярскэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2011 по делу А33-3167/2011 открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края о назначении наказания от 21 февраля 2011 го привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
Указанным решением суда установлен факт нарушения обществом "Красноярскэнергосбыт" пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и обязанность общества применять Приказ от 17.09.2010 № 54-п РЭК через 10 дней с момента его опубликования (с 02.11.2010).
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2011 по делу № А33-3167/2011 решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 апреля 2011 года оставлено без изменения.
Таким образом, обстоятельства, установленные судебными актами по делу № А33-3167/2011, имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
Учитывая, что факт нарушения обществом "Красноярскэнергосбыт" пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации установлен судом, оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений № 2/11 от 11.02.2011 вынесено по результатам выявления указанного нарушения, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя, о том, что непонятен способ исполнения пункта 1 оспариваемого предписания, отклоняется судом. Из содержания предписания следует, что заявителем неправомерно выставлены счета-квитанции жителям по тарифам, не подлежащим применению. Следовательно, устранение допущенного нарушения возможно только путем соблюдения требований действующих актов при начислении платы за потребленную тепловую энергию.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Региональной энергетической комиссии Красноярского края об устранении выявленных нарушений № 2/11 от 11.02.2011.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru