Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2010 г. по делу № А56-37247/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 03 июня 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Соколовой Н.Г., Троховой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заявитель глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Н.А.П., глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г.
заинтересованное лицо Правительство Ленинградской области
третьи лица: 1) администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области,
2) Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом,
3) прокурор Ленинградской области
при участии
от заявителя (1) Я.Ш.М., доверенность от 01.08.2008 б/н
(2) Я.Ш.М., доверенность от 13.01.2010 78 ВА 465452
(3) Я.Ш.М., доверенность от 10.11.2009
от заинтересованного лица К.Е.В., доверенность от 28.12.2009 № 60-4409/09
от третьих лиц 1) А.Г.В., доверенность от 13.01.2009 № 14/31
2) не явился, извещен
3) не явился, извещен

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н., глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Стевия" Н.А.П. и глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г. обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323 "Об утверждении перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований" (далее - Перечень) в части подпункта 2.2 пункта 2 Перечня (коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" Гатчинского муниципального района).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2010 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2009 по делу № А56-37247/2009 отменено и направлено на новое рассмотрение, указав суду первой инстанции, что оспариваемый правовой акт по своему содержанию не может быть отнесен к нормативным правовым актам, поскольку он не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Постановление Правительства от 28.11.2006 содержит лишь рекомендации администрациям муниципальных образований области принять участие в разработке технического задания на подготовку градостроительной документации, а также предписания Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства ЛО обратился с просьбой отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области заявленных требований не признал, ссылаясь на то, что земельные участки не сформированы, не подготовлены границы земельных участков, в том числе и на местности, а поэтому права фермеров не нарушены, предполагаемая площадь оспариваемого земельного участка была установлена на основании схемы формирования промышленных и коммунально-складских зон на территории Ленинградской области, разработанной открытым акционерным обществом "Проектный институт № 1", эта схема явилась основанием разработки проекта планировки отдельных территориальных зон; со всеми главами крестьянских (фермерских) хозяйств, заявивших настоящее требование ведутся переговоры по поводу дальнейшего использования земли.
В силу положений абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе, на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, главе крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н. постановлениями главы администрации муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 22.06.2000 № 597 и от 11.03.2001 № 214 предоставлены в аренду сроком на 5 лет из фонда муниципального образования "Гатчинский район" земельный участок площадью 4,20 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0002 под организацию крестьянского хозяйства вблизи поселка Пригородный и земельный участок площадью 4,97 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0003 для организации сельхозпроизводства, расположенный по адресу: поселок Пригородный <...>.
В соответствии с постановлением от 11.03.2001 № 214 между К.А.Н. и муниципальным образованием "Гатчинский район" заключен договор аренды земель от 14.03.2001 № 8284/11, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, согласно которому арендатор в лице К.А.Н. принимает в аренду земельный участок площадью 4,97 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0003 для организации сельхозпроизводства, расположенный по адресу: поселок Пригородный <...>.
Ссылаясь на постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323 "Об утверждении Перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований" администрация предложила К.А.Н. перепрофилировать деятельность крестьянского хозяйства с последующим выкупом администрацией объекта недвижимости на земельном участке с целью резервирования участка под размещение промышленного объекта (письмо от 23.04.2008 № 100/31).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н. считает, что утверждение Перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований нарушает его права на использование сельскохозяйственных земель и влечет прекращение предпринимательской деятельности.
Согласно постановлению главы Администрации муниципального образования Гатчинского района от 15.07.1997 № 66 Н.А.П. под организацию крестьянского хозяйства, получены в аренду земли сельскохозяйственного назначения по договору аренды от 29.07.1997 площадью 2,70 гектар, определенных планом земельного участка в качестве приложения к договору и экспликацией земель. Постановлением главы Администрации Пригородной волости Ленинградской области муниципального образования "Гатчинский район" земли, предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Стевия" присвоен адрес: участок № 1 площадью 0,2 га и участок № 2 площадью 2,5 га в поселке Пригородный Гатчинского района Ленинградской области соответственно <...> и <...>.
Уведомлением от 20.03.2009 № 471-10 Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области сообщила Н.А.П., как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, что Администрация отказывается от договора аренды. Официальной причины отказа от продления договора аренды не указано, однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства утверждает, что изъятие земельного участка с ценными лекарственными растениями предлагается передать под промышленное использование на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323.
На основании постановления главы Администрации Пригородной волости муниципального образования "Гатчинский район" от 24.12.1999 № 215 между К.А.Г. и администрацией заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер 47:Г1:04-06-01:0006.
Администрация Новосветского сельского поселения письмом от 13.03.2007 № 165 уведомила К.А.Г. об отказе в продаже земельного участка, на котором расположен и объект недвижимости, находящийся в собственности у К.А.Г., со ссылкой на постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323, согласно которому участок расположен на территории коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный".
Земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, определенные пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а именно: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую определены статьей 8 ЗК РФ: перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного Земельным Кодексом РФ и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п.п. 1, 3 ст. 8 ЗК РФ).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В целях повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области, обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в соответствии со статьей 45 Областного закона от 29.11.2005 № 101-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2006 год" и постановлением Губернатора Ленинградской области от 22.09.2006 № 151-пг "Об образовании комиссии по отбору производственных и коммунально-складских зон (площадок) в муниципальных образованиях Ленинградской области для финансирования подготовки проектной документации, документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории" Правительством Ленинградской области издано постановление от 28.11.2006 № 323 "Об утверждении Перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований".
В качестве Приложения к указанному постановлению был утвержден Перечень стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований.
В Перечень, в частности, включен земельный участок, расположенный в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области, коммунально-складская зона "Торфяное-Пригородный", общей площадью 100 гектаров (подпункт 2.2 Перечня).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления администрациям муниципальных образований, на территории которых расположены стратегически важные для Ленинградской области зоны (площадки), перечень которых утвержден настоящим постановлением, рекомендовано принять участие в разработке технического задания на подготовку проектной и комплексной градостроительной документации для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок).
Во исполнение указанного постановления, а также в целях защиты бюджетных инвестиций Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом совместно с администрациями муниципальных образований предписано обеспечить заключение договоров о предоставлении государственному учреждению "Агентство экономического развития Ленинградской области" земельных участков, расположенных в границах зон (площадок), перечень которых утвержден настоящим постановлением, и находящихся в распоряжении Ленинградской области и муниципальных образований, в безвозмездное срочное пользование на срок проведения изыскательских работ под создание производственных и коммунально-складских зон (площадок).
Под ненормативным правовым актом понимается правовой акт Ленинградской области, имеющий ненормативный индивидуальный характер, принятый в установленном порядке Губернатором Ленинградской области или органом государственной власти Ленинградской области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и/или обязанности конкретного лица или нескольких лиц. Правовые акты Ленинградской области, имеющие ненормативный характер, принимаются (издаются) в форме постановлений Законодательного собрания Ленинградской области, распоряжений Губернатора Ленинградской области, распоряжений Правительства Ленинградской области, распоряжений территориальных, отраслевых и иных органов исполнительной власти Ленинградской области.
При рассмотрении спора по существу судом установлено, что оспариваемое постановление принято компетентным государственным органом, не содержит положений о переводе земель из одной категории в другую, и потому не затрагивает имущественные интересы заявителя по владению, пользованию и распоряжению земельными участками при осуществлении экономической деятельности. Нет оснований полагать, что оспариваемый акт не соответствует требованиям закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление не устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, не определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, входящих в Перечень стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований.
Поскольку доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением гражданских прав и законных интересов заявителей, в деле не имеется, нет оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
При таких обстоятельствах с учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Председательствующий
Хохлов Д.В.

Судьи
Соколова Н.Г.
Трохова М.В.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru