Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. № 13-РМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АКТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с Законом Московской области от 23.07.2003 № 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 № 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 16.10.2007 № 134-РМ "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения в Московской области":
1. Утвердить акты инвентаризации следующих особо охраняемых природных территорий областного значения (прилагаются):
- государственный природный заказник "Широколиственный лес в долине Клязьмы" (не приводится);
- государственный природный заказник "Кварталы 4, 5, 6 и 21 Фряновского лесничества (не приводится)";
- государственный природный заказник "Озера Нерское, Долгое и Круглое и их ближайшее окружение";
- государственный природный заказник "Никифоровская колония степных растений" (не приводится);
- государственный природный заказник "Древняя озерная котловина вблизи с. Орешки" (не приводится);
- государственный природный заказник "Комплекс лесных болот у с. Муравьево" (не приводится);
- государственный природный заказник "Долина р. Сторожки от устья до д/отдыха "Коралово" (не приводится);
- государственный природный заказник "Нелидово - Балабановская лесная дача" (не приводится);
- государственный природный заказник "Система оврагов у ст. Морозки" (не приводится);
- государственный природный заказник "Переходное болото "Лыценка" (не приводится);
- государственный природный заказник "Переходное болото в Раменском лесничестве" (не приводится);
- государственный природный заказник "Верховое болото в Дутшевском лесничестве" (не приводится);
- государственный природный заказник "Верховое болото Раменское" (не приводится);
- государственный природный заказник "Икшинский овраг" (не приводится);
- государственный природный заказник "Высокобонитетные сосняки Рогачевского лесничества" (не приводится);
- государственный природный заказник "Леса Егорьевского лесничества" (не приводится);
- государственный природный заказник "Озеро Вертлино и его котловина" (не приводится);
- государственный природный заказник "Болото Гумениха" (не приводится);
- государственный природный заказник "Болото "Сетка" (не приводится);
- государственный природный заказник "Лиственничные насаждения в Порецком лесничестве" (не приводится);
- государственный природный заказник "Кварталы 34, 35, 36 Свердловского лесничества ("Муравей")" (не приводится);
- государственный природный заказник "Серебряно-Прудская дубрава" (не приводится);
- государственный природный заказник "Ельники Шаховского лесничества" (не приводится);
- государственный природный заказник "Коренные ельники с клюквенными сфагновыми болотами" (не приводится);
- государственный природный заказник "Истоки р. Иночь" (не приводится);
- государственный природный заказник "Озеро Глубокое с прилегающими к нему массивами леса" (не приводится);
- государственный природный заказник "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами" (не приводится);
- государственный природный заказник "Левобережье р. Москвы на участке Тучково - Ожигово" (не приводится);
- государственный природный заказник "Долина Москвы-реки между д. Красный Стан и Старо-Николаево" (не приводится);
- государственный природный заказник "Смешанные ельники с лещиной" (не приводится);
- государственный природный заказник "Лопасненский еловый остров" (не приводится);
- государственный природный заказник "Широколиственный лес Булычевского лесничества" (не приводится).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель министра
экологии и природопользования
Правительства Московской области
А.Л. Красиков



А: кв. 151, 155, 159-160 Озерецкого лесничества.
Б: болото на берегу р. Альбы.
В: кв. 111-112 Озерецкого и 38 Краснополянского лесничества.
Ширина.
Не указана.
Площадь.
В Положении: "около 480 га".
Фактически. По причине неоднозначности границ участка Б точную площадь охранной зоны установить затруднительно, ее площадь находится в диапазоне 520-540 га в зависимости от вариантов конфигурации охранной зоны.
Рекомендации:
При реорганизации возможно изменение границ охранной зоны с проведением их по идентифицируемым рубежам. Площадь при этом также изменится. Требуется при реорганизации установить фактическую площадь охранной зоны и внести ее в текст Положения.
Описание границ.
В Положении:
Участок А и В - описание формально отсутствует, есть указание на кварталы, входящие в него, указано, что границы совпадают с внешними границами кварталов.
Участок Б - "в качестве границ фиксируется граница болотной растительности на момент организации заказника".
Участок А: в охранную зону входят кварталы 151, 158, 159, 160 Озерецкого лесничества. Участок В: в охранную зону входят кварталы 111 и 112 Озерецкого лесничества и квартал 38 Краснополянского лесничества.
Участок Б: в охранную зону входит болото по берегу р. Альбы.
Фактически:
В условиях отсутствия схемы с охранной зоной нельзя однозначно толковать границы участка Б охранной зоны. Анализ Положения о заказнике, общегеографических картографических материалов и ситуации на местности позволяет считать следующее.
К реке Альба на участке между озерами Долгое и Круглое однозначно примыкают два болота, одно - в древнеозерной котловине озера Долгого, другое - в древнеозерной котловине озера Круглого. В охранную зону могли быть включены:
1 вариант. Болото в древнеозерной котловине озера Долгое.
2 вариант. Болото в древнеозерной котловине озера Круглое.
3 вариант. Оба эти болота (в случае рассмотрения их проектировщиками заказника в качестве единого болота).
Анализ площадей не позволяет остановиться ни на одном из этих вариантов. Анализ буферной роли для сохранения заказника не позволяет остановиться ни на одном из вариантов. По своему значению для заказника важны оба болота.
Рекомендации:
При реорганизации заказника следует пересмотреть и границы охранной зоны с тем, чтобы они прошли по однозначно идентифицируемым природным и/или антропогенным рубежам. Для оптимального проведения границ охранной зоны потребуется дополнительное полевое обследование территории.
Требования режима.
В Положении режимом охранной зоны запрещены:
- нарушение гидрорежима территории;
- добыча торфа;
- любое строительство;
- любые рубки, кроме рубок ухода и санитарных.
Фактически:
Основными угрозами сохранности охранной зоны в настоящее время являются:
- рекреация (существующая с тенденцией к возрастанию);
- потенциальное расширение дачной застройки.
Рекомендации:
При реорганизации потребуется расширить и дополнить требования режима охранной зоны в соответствии с требованиями современного законодательства и с учетом существующих и потенциальных угроз.
Выводы и рекомендации:
В настоящее время заказник по-прежнему существует и сохраняет свое природоохранное значение. Однако с момента его организации некоторые природные рубежи, по которым проведены его границы, с высокой вероятностью изменили конфигурацию, что создает предпосылки для неоднозначного толкования границ и, как следствие, почву для злоупотреблений и нарушений режима особой охраны и негативно сказывается на перспективах сохранения ценных природных комплексов - озер Круглое, Долгое и Нерское. Границы одного из участков охранной зоны описаны в Положении таким образом, что в отсутствии схемы никак нельзя однозначно установить их прохождение.
Некоторые требования режима охраны нарушаются. Заказник организовывался в 1966 году, его режим особой охраны не охватывает всех особенностей современных антропогенных воздействий, что препятствует сохранению заказника и полноценному выполнению стоящих перед ним задач в современных условиях.
В связи с этим предлагается реорганизация заказника, включающая:
- изменение границ заказника. По результатам повторного обследования проведение их по хорошо идентифицируемым естественным природным или антропогенным рубежам;
- корректировку режима особой охраны заказника в его новых границах с учетом особенностей современных антропогенных воздействий и современного федерального и областного законодательства;
- изменение границ охранной зоны, проведение их по естественным или антропогенным, отчетливо определяемым на местности рубежам;
- дополнение режима охранной зоны.
Описание природного комплекса заказника, содержащееся в Положении, не дает представления о его особой ценности и уникальности. В документе не приведен перечень произрастающих здесь редких видов флоры, занесенных в настоящее время в Красную книгу Московской области. Состояние фаунистического комплекса в Положении заказника совсем не отражено. Не приведена информация об обитании редких видов животных. Необходимо провести комплексное полевое обследование территории заказника, описать природный комплекс для ведения кадастра ООПТ и разработки соответствующего раздела Положения.
Рекомендуется реорганизация заказника с изменением границ, коррекцией требований режима и реорганизацией с изменением границ и режима охранной зоны.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru