Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 6 мая 2011 года

Вопрос 1. Акция проверочных мероприятий Общественного движения "Ассоциация потребителей Пензенской области"

Общественным движением "Ассоциация потребителей Пензенской области" в мае месяце проводится Акция по проведению проверок торговых предприятий, предоставляющих услуги придорожного сервиса на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей. Придорожный сервис в Пензенской области в основном представляет собой услуги общественного питания, продажу продовольственных и непродовольственных товаров, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
В рамках Акции проверки проводятся хозяйствующих субъектов, занимающихся придорожным сервисом на Федеральной трассе М5 "Урал" (Москва - Челябинск) в муниципальных районах: Спасском, Нижнеломовском, Мокшанском, Бессоновском, Городищенском, Кузнецком Пензенской области.
Среди нарушений при оказании услуг общественного питания нередко бывают такие, как использование продуктов с истекшим сроком годности, либо без указания даты изготовления или срока годности, несоблюдение товарного соседства - когда рядом в одной холодильной камере лежит свежее мясо, полуфабрикаты и мороженое, отсутствие деклараций соответствия на продукты питания, отсутствие либо неправильное оформление ценников, указание на ценниках цены продукта отличной от той, которая пробивается на кассе.
При выполнении работ по ремонту автотранспорта зачастую не выдаются какие-либо документы, подтверждающие оплату и факт проведения самих работ.
У ряда предпринимателей подобные нарушения допускаются систематически.
В рамках Акции запланировано проведение ряда мероприятий, в том числе обучающие семинары, направленные на соблюдение правил торговли и повышения культуры обслуживания при реализации продуктов питания.
Цель планируемой акции:
- профилактика нарушений законодательства о защите прав потребителей;
- выявление нарушений в указанной сфере и оказание содействия торговым предприятиям в их устранении;
- информирование хозяйствующих субъектов о нововведениях законодательства в сфере продажи продуктов питания, непродовольственных товаров, оказания услуг общественного питания и услуг по ремонту транспорта.
По результатам проверочных мероприятий и анализа выявленных нарушений в рамках акции для представителей хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц проводятся обучающие семинары, направленные на соблюдение правил торговли и повышения культуры обслуживания при реализации товаров и оказании услуг.

Вопрос 2. Покупатель приобрел в супермаркете электробытовой техники стиральную машину импортного производства. При продаже ему выдали инструкцию по эксплуатации без перевода на русский язык. На просьбу покупателя предоставить инструкцию на русском языке продавец ответил, что в настоящее время инструкции с переводом закончились и предложил прийти через месяц. Что можно сделать покупателю в подобной ситуации?

Отсутствие инструкции по эксплуатации на русском языке является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства.
Согласно данным Правилам информация о продавце, товарах и изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке.
Кроме того, согласно действующему законодательству запрещается продажа на территории РФ импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.
Отсутствие информации по эксплуатации технически сложного товара, в данном случае стиральной машины, может привести к ее неправильной эксплуатации потребителем, а как следствие этому появлению эксплуатационного недостатка.
Однако в этом случае ответственность за появление неисправности вследствие отсутствия необходимой информации о товаре законом возлагается на продавца.
Поэтому в случае отказа продавца предоставить инструкцию по эксплуатации товара на русском языке покупатель вправе потребовать возврата оплаченной за товар стоимости, а также возмещения других убытков.

Вопрос 3: Покупатель приобрел посудомоечную машину, но дома обнаружил, что она не входит по габаритам в кухонный гарнитур, где хотелось бы ее установить. Через 20 дней покупатель обратился в магазин с просьбой обменять посудомоечную машину на менее габаритную, можно даже с доплатой, но в обмене ему было отказано. Правомерен ли такой отказ?

В данном случае отказ является правомерным. Поскольку важным условием обмена или возврата товара надлежащего качества, если он не подошел по размерам либо габаритам, является отсутствие данного товара в специальном Перечне товаров, не подлежащих обмену по вышеназванным основаниям.
Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ.
Согласно пункту 11 данного Перечня, в него включены Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, в том числе электробытовые машины и приборы.
Так как стиральная машина входит в данную группу товаров, то она не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар.
Кроме того, дополнительным основанием для отказа покупателю является несоблюдение 14-дневного срока для обращения к продавцу с просьбой обмена товара надлежащего качества (поскольку обращение в магазин сделано позднее).
В указанный 14-дневный срок включаются все выходные и праздничные дни, поэтому, если потребитель приобрел вещь, заведомо сомневаясь, подойдет ли она ему, лучше сразу определить день, являющийся последним.
При этом следует учитывать, что по правилам Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. Таким образом, если 14-й день попадет на воскресенье, то последним днем для предъявления претензий об обмене товара будет являться понедельник.

Вопрос 4. Можно ли поменять потребителю требование после сдачи товара на ремонт?

Девушка в связи с поломкой сотового телефона сдала его на проведение гарантийного ремонта, но через несколько дней передумала и захотела потребовать возврата его стоимости? Должен ли магазин выполнить ее требование?
В соответствии с законом "О защите прав потребителей" право выбора одного из требований при поломке товара (сдать его на проведение ремонта, потребовать обмен или возврат стоимости) принадлежит потребителю. Однако после того как покупательница уже сделала свой выбор, а именно сдала телефон на проведение гарантийного ремонта, ей придется ждать, когда телефон отремонтируют. По закону поменять свое требование на другое - на возврат стоимости или обмен телефона она сможет только в случае нарушения сроков проведения гарантийного ремонта.
Покупателю в этом случае нужно обратить внимание на срок гарантийного ремонта, указанный в квитанции. Если же срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме, то гарантийный ремонт должен быть произведен в минимальный срок, объективно необходимый для устранения имеющихся недостатков. При этом законом установлено, что срок гарантийного ремонта не может превышать сорок пять дней.
При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Исключением для покупателя является тот случай, если сервисный центр, который принял телефон на проведение гарантийного ремонта, согласится по своему усмотрению по просьбе покупателя возвратить ей еще неотремонтированный телефон, для возможности предъявления требования в магазин о возврате стоимости. В основном это бывает, если прошло незначительное время, 1 - 2 дня после сдачи телефона, когда сервисный центр еще не предпринял каких-либо действий для проведения гарантийного ремонта. Но это возможно только с добровольного согласия работников сервисного центра.

Вопрос 5. Продажа сертификатов на сервисное обслуживание с условиями, ущемляющими права потребителей.

В магазинах при продаже бытовой техники, такой как холодильники, стиральные машины, телевизоры, аудио- и видеоаппаратура и т.п., обычно покупателям предлагается приобрести сертификаты на сервисное обслуживание сроком на 2 - 3 года, так называемую "дополнительную гарантию".
При приобретении таких сертификатов покупателям необходимо обращать особое внимание на содержание их условий и срок действия, поскольку многие из них содержат условия, ущемляющие права потребителей. Например, в данном документе указано, что платное обслуживание включает в том числе следующие условия: ремонт в течение срока обслуживания и обмен товара на аналогичный в случае его неремонтопригодности. Данные условия противоречат Закону РФ "О защите прав потребителей".
Услуги, указанные в сертификате на сервисное обслуживание, - ремонт и обмен товара на аналогичный в случае его неремонтопригодности должны осуществляться бесплатно в силу требований Закона "О защите прав потребителей" в течение гарантийного срока либо в течение 2-х лет с момента покупки, если гарантийный срок менее 2-х лет, а также в течение срока службы товара при проявлении существенного недостатка. Взимание платы за данную услугу ущемляет права потребителей.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, признаются недействительными.
В том случае, если срок действия программы дополнительного обслуживания совпадает со сроком заводской гарантии на товар или начинает действовать в течение 2-х лет после покупки, то вас просто обманули, так как в этот период по закону вышеуказанные действия продавцом должны проводиться бесплатно.
Если же данная программа начинает действовать после того, как истекает срок заводской гарантии, а также по истечении 2-х лет после покупки, то потребитель сам должен решать, нужно ли ему дополнительное обслуживание или нет. Если же вам навязывают эту услугу, от нее вы вполне можете отказаться, а продавец магазина не имеет права настаивать.
Если вы уже приобрели сертификат дополнительного сервиса с условиями, противоречащими закону, то вы можете потребовать возврата его стоимости.

Начальник юридического
отдела ОД АППО
Ю.С.ВАСИЛЬЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru