АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. № 206
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА НА 2012 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДЫ
В соответствии со статьей 173
Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 27
Устава Ханты-Мансийского района, постановлениями администрации района от 12 января 2011 года № 3
"О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на очередной финансовый год и плановый период и Порядке формирования итогов социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за отчетный период", от 26 августа 2010 года № 132
"О порядке составления проекта решения о бюджете Ханты-Мансийского района на очередной финансовый год и плановый период":
1. Одобрить прогноз
социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы (прилагается).
2. Комитету по финансам администрации района (Горелик Т.Ю.) разработать проект бюджета Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2012 - 2014 годы на основании основных показателей прогноза
социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Наш район" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района.
4. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Ханты-Мансийского района
В.Г.УСМАНОВ
Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 25.10.2011 № 206
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДЫ
┌────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Показатели │ Единица │ Отчет │ Отчет │ Оценка │ Прогноз │
│ │ измерения ├────────┼────────┼────────┼─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ │ │2009 год│2010 год│2011 год│ 2012 год │ 2013 год │ 2014 год │
│ │ │ │ │ ├────────┬────────┼────────┬────────┼────────┬────────┤
│ │ │ │ │ │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │
│ │ │ │ │ │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │
├────────────────────┴───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│ 1. Демографические показатели │
├────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│Численность │человек │ 16385 │ 19431 │ 20126 │ 20836 │ 20845 │ 21561 │ 21581 │ 22315 │ 22360 │
│постоянного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(среднегодовая) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │% к предыдущему│ │ 118,6 │ 103,6 │ 103,5 │ 103,6 │ 103,5 │ 103,5 │ 103,5 │ 103,6 │
│ │году │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы как составная часть прогноза
РФ разработаны с учетом сценарных условий, сформированных Министерством экономического развития РФ на этот период, а также на основе итоговых тенденций развития района за период 2009 - 2010 годы, 7 месяцев 2011 года, обобщения итоговых материалов органов местного самоуправления района и организаций, зарегистрированных на территории Ханты-Мансийского района.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района выполнены в двух вариантах. Первый вариант (инерционный) исходит из сложившихся трендов за предыдущие годы, относительно устойчивой, менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий. Второй вариант (оптимистический) исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы, реализации активной политики органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, направленной на создание условий для реализации инвестиционных проектов в социальной и коммунальной инфраструктуре, малом бизнесе, агропромышленном секторе, сфере экономики, связанной с обрабатывающими производствами.
В представленном среднесрочном прогнозе за основу развития экономики принят второй вариант, который предусматривает активные действия со стороны органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района по управлению социально-экономическими процессами на территории муниципального образования.
Демография
Среднегодовая численность постоянного населения на протяжении последних пяти лет имела отрицательную динамику, однако, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила к началу 2011 года 19431 человек, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,6%, или 3046 человек.
По оценке, в 2011 году численность составит 20,1 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 3,6%. На прогнозный период по 2 варианту в 2014 году планируется увеличение среднегодовой численности населения до 22,4 тыс. человек, или на 15,1% (2,9 тыс. человек) по сравнению с уровнем 2010 года, за счет опережающего роста естественного прироста и положительного миграционного сальдо. Повышение рождаемости, в основном, будет обусловлено повышением численности 18 - 29-летних женщин, что связано с вступлением в репродуктивный возраст поколения, родившегося в 1980-е годы. Вступление этого поколения в детородный возраст, а также реализация федеральных, окружных демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения обеспечит повышение числа новорожденных. Снижение смертности населения планируется за счет внедрения механизма "управление количеством смертей, связанных с внешними причинами" (в 2010 году в структуре смертности по классам заболеваний лидирует смертность от болезней системы кровообращения, второе место занимает смертность от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, третье место - смертность от новообразований), посредством мероприятий районных программ в области здравоохранения.
Трудовые ресурсы
Среднесписочная численность работающих в районе имеет ярко выраженную тенденцию роста и в 2010 году составила 13148 человек, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 4,9%, или 617 человек. При этом, если анализировать отношение работающих на территории района к среднегодовой численности, то в 2010 году это соотношение составило 67,7%, в то время как в 2005 году - 46,7%. Такой рост численности, в основном, связан с активным освоением района нефтедобывающими компаниями. Вместе с тем, на созданных новых рабочих местах работают, в основном, специалисты, постоянно проживающие за пределами Ханты-Мансийского района. Поэтому если говорить об уровне безработицы, то на начало 2011 года он составил 3,4% (517 человек) против 10,7% (924 человека) на начало 2005 года, условно снижение числа безработных за этот период составило 407 человек. Таким образом, снижение числа безработных не сопоставимо с количеством новых созданных рабочих мест.
По оценке, в 2011 году численность работающих составит 13,1 тыс. человек, снизившись по сравнению с 2010 годом на 0,4%. На прогнозный период по 2 варианту в 2014 году планируется рост среднесписочной численности работающего населения до 14300 человек, или на 8,8% (1200 человек) по сравнению с уровнем 2010 года за счет дальнейшего освоения района организациями топливно-энергетического комплекса и реализации инвестиционных проектов, направленных на создание дополнительных рабочих мест в социальной и коммунальной инфраструктуре, малом бизнесе, агропромышленном секторе, сфере экономики, связанной с обрабатывающими производствами. Планируя развитие "не - нефтяных" секторов экономики Ханты-Мансийского района к 2014 году уровень безработицы снизится до 1,76% при одновременном проведении активной политики в сфере развития малого бизнеса.
Производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности в 2010 году составил 98,1 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом на 3,8%. Объем произведенной продукции в действующих ценах почти на 90% формируется за счет вида деятельности, связанного с добычей полезных ископаемых. Уменьшение стоимостных показателей объясняется снижением производства важнейших видов продукции, связанных с добычей нефти, которая (по данным Департамента по недропользованию автономного округа) в 2010 году составила 44,9 млн. тонн, что на 4,3% меньше показателя за аналогичный период 2009 года (46,9 млн. тонн), попутного нефтяного газа - 1,6 млрд. куб. метров, что меньше 2009 года на 1%. При этом необходимо отметить, что на долю Ханты-Мансийского района по итогам 2010 года приходится 17% от общей добычи нефти по округу и 9% от добычи нефти по Российской Федерации.
По оценке, в 2011 году добыча нефти составит 44 млн. тонн, снизившись по сравнению с 2010 годом на 2%. На прогнозный период планируется, что объемы добычи углеводородного сырья к концу 2014 года по нефти составят 44 млн. тонн, снизившись по сравнению с 2010 годом на 2%, по газу - 3,0 млрд. куб. м, увеличившись к 2010 году почти в 2 раза. Учитывая, что стоимостные показатели формируются, в основном, за счет нефтедобычи (удельный вес - 92% в общем объеме отгруженной продукции), к 2014 году по 2 варианту объем отгрузки составит 136,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 0,4%.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Ханты-Мансийского района - это 51000 гектаров сельскохозяйственных угодий, более 200 рабочих мест, более 500 млн. рублей валовой продукции. На территории района развиваются, практически, все отрасли сельского хозяйства: картофелеводство, овощеводство, кормопроизводство, молочное и мясное скотоводство, свиноводство, кролиководство.
2010 год для АПК района - это очередной этап развития агропромышленного производства, когда достигнуты ощутимые результаты. Почти по всем отраслям наметились положительные тенденции, есть определенные успехи в отрасли животноводства, растениеводства, неплохие показатели имеет рыбодобывающая отрасль.
В 2010 году предприятиями всех форм собственности получен валовой сбор картофеля - 7977,8 тонн, или 9,5% объемов Югры, что на 1,5% больше уровня 2009 года. По оценке, в 2011 году сбор картофеля составит 7990 тонн, сохранившись на уровне 2010 года. Максимальный рост сбора картофеля прогнозируется в 2014 году - 8500 тонн, или на 6,5% выше 2010 года, который возможен при расширении посевных площадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах "Воронцова" (с. Батово) и "Белкиной" (д. Лугофилинская).
За 2010 год хозяйствами всех категорий собрано овощей 2208,5 тонн, или 12% объемов Югры, что на 10% больше уровня 2009 года за счет увеличения на 10% посевных площадей и роста урожайности на 1,7% в сравнении с уровнем 2009 года. Наибольший удельный вес в общем объеме производства овощных культур занимают личные подсобные хозяйства, на их долю приходится 93,6%. По оценке, в 2011 году сбор овощей составит 2100 тонны, снизившись по сравнению с 2010 годом на 5%. В 2014 году сбор овощей прогнозируется в объеме 2250 тонн, увеличение по сравнению с 2010 годом составит 2%.
Производство мяса по району составило 605,9 тонн, или 8% объемов Югры, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 7%. Данный рост был обеспечен за счет увеличения на 40% производства мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах. По оценке, в 2011 году производство мяса составит 615 тонн, увеличившись на 1,5% по сравнению с 2010 годом. В 2014 году производство мяса прогнозируется на уровне 750 тонн, или с ростом к 2010 году на 24%.
Производство молока по району в 2010 году предприятиями всех форм собственности составил 4972,2 тонн, или 23% объемов Югры, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 4,9%. Производство молочной продукции составило 2744 тонны, что на 0,5% больше уровня 2009 года. По оценке, в 2011 году производство молока составит 4995 тонн, увеличившись на 0,5% по сравнению с 2010 годом. По валовому надою молока на 2014 год прогнозируется увеличение до 6300 тонн, по производству молочной продукции - до 3500 тонн, или с ростом к 2010 году 27% и 28% соответственно.
Увеличение объемов производства мяса и молока предполагается достичь посредством реализации инвестиционных проектов по строительству животноводческих помещений. К 2014 году в районе с участием средств бюджета автономного округа планируется построить 9 животноводческих ферм. Реализация данных проектов потребует приобретения маточного поголовья коров и скота мясных пород, что в конечном итоге окажет свое влияние на рост численности поголовья крупного рогатого скота по району. К 2014 году поголовье крупного рогатого скота составит 2,6 тыс. голов, в том числе коров - 1,65 тыс. голов, что на 41% и 62% соответственно выше уровня 2010 года.
Инвестиционный климат
Объем инвестиций в основной капитал в районе в 2010 году составил 41,1 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом на 7,9%. Инвестирование в экономику района также носит монопрофильный характер (почти 90% инвестируется в отрасль, связанную с добычей полезных ископаемых), со снижением добычи нефти, соответственно, произошло и снижение инвестиций. Из общего объема инвестиционных вложений - 88% приходится на собственные средства предприятий, или 36 млрд. рублей, 4% - бюджетные средства, или 1,8 млрд. рублей, и 8% - прочие средства, или 3,3 млн. рублей.
Бюджетные инвестиции в 2010 году, за исключением средств по областной программе "Сотрудничество", составили 139,7 млн. рублей, или 11% к расходам бюджета района. При этом необходимо отметить, что в 2010 году объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, составил 1,1 млрд. рублей, что на 15,8% выше, чем в 2009 году, в т.ч. по проектно-изыскательским работам сумма незавершенного строительства - 92,2 млн. рублей. Большой объем незавершенного строительства сложился, в основном, за счет незавершения строительства больницы, газификации населенных пунктов, строительства полигона ТБО.
По оценке, в 2011 году объем инвестиций составит 51,7 млрд. рублей, в сопоставимых ценах увеличившись по сравнению с 2010 годом на 16,4%. К концу прогнозного периода 2014 года инвестиции в основной капитал по 2 варианту составят 68,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 годом на 15,5%. Несмотря на снижение добычи нефти прогнозируется активное инвестирование газодобычи и не - нефтяных отраслей экономики района.
Рынок товаров и услуг
Потребительские расходы населения в районе в 2010 году составили 1,7 млрд. рублей, в том числе розничный товарооборот - 1,2 млрд. рублей, платные услуги - 0,3 млрд. рублей, оборот общественного питания - 0,2 млрд. рублей, при этом уровень потребления населением товаров и услуг в расчете на душу населения составил 87,5 тыс. рублей, или 7,3 тыс. рублей в месяц (18,9 тыс. рублей - Югра). Почти третью часть объема на рынке товаров и услуг Ханты-Мансийского района обеспечили предприятия малого бизнеса. Объем розничного товарооборота и общественного питания в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом на 20% и 17% соответственно, аналогичные тенденции сложились и по Югре, снижение составило 9% и 8% соответственно.
На территории Ханты-Мансийского района в 2010 году осуществляло свою деятельность 549 субъектов малого предпринимательства, из них 118 малых предприятий и 431 индивидуальный предприниматель. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года рост составил 14%, или 68 субъектов. Необходимо отметить, что на территории района в 2011 году было проведено выборочное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства, по итогам которого было откорректировано количество субъектов в сторону уменьшения.
Общественное питание на территории Ханты-Мансийского района имеет слабо развитую сеть. Только три сельских поселения Горноправдинск, Цингалы и Луговской имеют предприятия общедоступной сети. Остальные объекты питания находятся на межселенных территориях. Питание работников нефтедобывающей отрасли осуществляется в предприятиях общественного питания закрытой сети.
По прогнозным расчетам к 2014 году потребительский спрос на территории района будет иметь активную тенденцию роста по общественному питанию и платным услугам и по 2 варианту составит 0,2 млрд. рублей и 0,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах к уровню 2010 года на 9,5% и 10,4% соответственно. Вместе с тем оборот розничной торговли к 2014 году составит 1,5 млрд. рублей с дальнейшим снижением сопоставимых темпов роста на 2,4% по сравнению с 2010 годом. Оборот средних и малых предприятий к 2014 году составит 1,5 млрд. рублей, вклад в развитие потребительского рынка составит 70% (2010 год - 65%). Увеличение доли малого бизнеса в сфере потребительского рынка предполагается обеспечить за счет дальнейшей поддержки субъектов предпринимательства.
Денежные доходы и расходы населения
По итогам 2010 года доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня, составила 16%, в то время как по автономному округу - 10,7%. В муниципальном образовании из общей численности населения 5 часть - это бедное население. Это самый высокий показатель среди территорий автономного округа, за исключением Советского и Октябрьского районов.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 43,6 тыс. рублей, что соответствует окружному уровню или 5 место среди муниципальных образований автономного округа. Такой уровень заработной платы формирует нефтедобывающий комплекс, большая часть работников которого проживает за пределами района.
Учитывая прогнозные показатели, связанные с производственной деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, фонд заработной платы на прогнозный период будет иметь тенденцию к увеличению, которая будет обеспечена ростом инфляционной составляющей и дальнейшим увеличением среднесписочной численности работающих. К 2014 году по 2 варианту фонд заработной платы составит 9,1 млрд. рублей, увеличившись к 2010 году на 32%, при этом размер среднемесячной заработной платы составит 51 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 12%.
Финансы
Налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского района, обеспечили поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ в 2010 году - 4662 млн. рублей. В основном поступления сложились за счет налога на имущество организаций, который составил 3323,5 млн. рублей, или 71%, и налога на доходы физических лиц в объеме 913,7 млн. рублей, или 20%. Таким образом, более 90% налоговых поступлений формируются за счет двух налогов на доходы физических лиц и имущества организаций.
По оценке, в 2011 году налоговые платежи в бюджетную систему составят 5895 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 26%. На прогнозный период до 2014 года планируется увеличение налогооблагаемой базы Ханты-Мансийского района, а соответственно, и поступлений в бюджетную систему РФ до 8233 млн. рублей, или с ростом к 2010 году на 90%.
Исходя из сложившихся нормативов отчислений по бюджетообразующим налогам района (60% - единый сельскохозяйственный налог, 100% - земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, государственная пошлина; 90% - специальные налоговые режимы; 52,3% (с 2012 года - 61%) - налог на доходы физических лиц), действующего налогового законодательства и сложившейся системы межбюджетных отношений, налоговые доходы консолидированного бюджета района, по оценке, в 2011 году составят - 520 млн. рублей, по 2 варианту в 2012 году - 638 млн. рублей, в 2013 году - 685 млн. рублей, в 2014 году - 745 млн. рублей.
Таким образом, отчетный период развития Ханты-Мансийского района показывает, что структура экономики района носит монопрофильный характер, связанный с добычей углеводородного сырья, при этом уровень жизни населения отличается от уровня, сложившегося в целом по автономному округу. Изменение структуры экономики и достижение показателей 2 варианта прогнозного периода возможно при активной политике органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, направленной на диверсификацию структуры экономики территории.