Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ханты-Мансийский АО


АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. № 206

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА НА 2012 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДЫ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 27 Устава Ханты-Мансийского района, постановлениями администрации района от 12 января 2011 года № 3 "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на очередной финансовый год и плановый период и Порядке формирования итогов социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за отчетный период", от 26 августа 2010 года № 132 "О порядке составления проекта решения о бюджете Ханты-Мансийского района на очередной финансовый год и плановый период":
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы (прилагается).
2. Комитету по финансам администрации района (Горелик Т.Ю.) разработать проект бюджета Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2012 - 2014 годы на основании основных показателей прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Наш район" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района.
4. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

Глава администрации
Ханты-Мансийского района
В.Г.УСМАНОВ





Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 25.10.2011 № 206

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДЫ

┌────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│     Показатели     │    Единица    │ Отчет  │ Отчет  │ Оценка │                       Прогноз                       │
│                    │   измерения   ├────────┼────────┼────────┼─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│                    │               │2009 год│2010 год│2011 год│    2012 год     │    2013 год     │    2014 год     │
│                    │               │        │        │        ├────────┬────────┼────────┬────────┼────────┬────────┤
│                    │               │        │        │        │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │
│                    │               │        │        │        │   1    │   2    │   1    │   2    │   1    │   2    │
├────────────────────┴───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│                                            1. Демографические показатели                                            │
├────────────────────┬───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│Численность         │человек        │ 16385  │ 19431  │ 20126  │ 20836  │ 20845  │ 21561  │ 21581  │ 22315  │ 22360  │
│постоянного         │               │        │        │        │        │        │        │        │        │        │
│населения           │               │        │        │        │        │        │        │        │        │        │
│(среднегодовая)     │               │        │        │        │        │        │        │        │        │        │
├────────────────────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │% к предыдущему│        │ 118,6  │ 103,6  │ 103,5  │ 103,6  │ 103,5  │ 103,5  │ 103,5  │ 103,6  │
│                    │году           │        │        │        │        │        │        │        │        │        │









Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы как составная часть прогноза РФ разработаны с учетом сценарных условий, сформированных Министерством экономического развития РФ на этот период, а также на основе итоговых тенденций развития района за период 2009 - 2010 годы, 7 месяцев 2011 года, обобщения итоговых материалов органов местного самоуправления района и организаций, зарегистрированных на территории Ханты-Мансийского района.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского района выполнены в двух вариантах. Первый вариант (инерционный) исходит из сложившихся трендов за предыдущие годы, относительно устойчивой, менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий. Второй вариант (оптимистический) исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы, реализации активной политики органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, направленной на создание условий для реализации инвестиционных проектов в социальной и коммунальной инфраструктуре, малом бизнесе, агропромышленном секторе, сфере экономики, связанной с обрабатывающими производствами.
В представленном среднесрочном прогнозе за основу развития экономики принят второй вариант, который предусматривает активные действия со стороны органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района по управлению социально-экономическими процессами на территории муниципального образования.

Демография
Среднегодовая численность постоянного населения на протяжении последних пяти лет имела отрицательную динамику, однако, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила к началу 2011 года 19431 человек, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,6%, или 3046 человек.
По оценке, в 2011 году численность составит 20,1 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 3,6%. На прогнозный период по 2 варианту в 2014 году планируется увеличение среднегодовой численности населения до 22,4 тыс. человек, или на 15,1% (2,9 тыс. человек) по сравнению с уровнем 2010 года, за счет опережающего роста естественного прироста и положительного миграционного сальдо. Повышение рождаемости, в основном, будет обусловлено повышением численности 18 - 29-летних женщин, что связано с вступлением в репродуктивный возраст поколения, родившегося в 1980-е годы. Вступление этого поколения в детородный возраст, а также реализация федеральных, окружных демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения обеспечит повышение числа новорожденных. Снижение смертности населения планируется за счет внедрения механизма "управление количеством смертей, связанных с внешними причинами" (в 2010 году в структуре смертности по классам заболеваний лидирует смертность от болезней системы кровообращения, второе место занимает смертность от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, третье место - смертность от новообразований), посредством мероприятий районных программ в области здравоохранения.

Трудовые ресурсы
Среднесписочная численность работающих в районе имеет ярко выраженную тенденцию роста и в 2010 году составила 13148 человек, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 4,9%, или 617 человек. При этом, если анализировать отношение работающих на территории района к среднегодовой численности, то в 2010 году это соотношение составило 67,7%, в то время как в 2005 году - 46,7%. Такой рост численности, в основном, связан с активным освоением района нефтедобывающими компаниями. Вместе с тем, на созданных новых рабочих местах работают, в основном, специалисты, постоянно проживающие за пределами Ханты-Мансийского района. Поэтому если говорить об уровне безработицы, то на начало 2011 года он составил 3,4% (517 человек) против 10,7% (924 человека) на начало 2005 года, условно снижение числа безработных за этот период составило 407 человек. Таким образом, снижение числа безработных не сопоставимо с количеством новых созданных рабочих мест.
По оценке, в 2011 году численность работающих составит 13,1 тыс. человек, снизившись по сравнению с 2010 годом на 0,4%. На прогнозный период по 2 варианту в 2014 году планируется рост среднесписочной численности работающего населения до 14300 человек, или на 8,8% (1200 человек) по сравнению с уровнем 2010 года за счет дальнейшего освоения района организациями топливно-энергетического комплекса и реализации инвестиционных проектов, направленных на создание дополнительных рабочих мест в социальной и коммунальной инфраструктуре, малом бизнесе, агропромышленном секторе, сфере экономики, связанной с обрабатывающими производствами. Планируя развитие "не - нефтяных" секторов экономики Ханты-Мансийского района к 2014 году уровень безработицы снизится до 1,76% при одновременном проведении активной политики в сфере развития малого бизнеса.

Производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности в 2010 году составил 98,1 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом на 3,8%. Объем произведенной продукции в действующих ценах почти на 90% формируется за счет вида деятельности, связанного с добычей полезных ископаемых. Уменьшение стоимостных показателей объясняется снижением производства важнейших видов продукции, связанных с добычей нефти, которая (по данным Департамента по недропользованию автономного округа) в 2010 году составила 44,9 млн. тонн, что на 4,3% меньше показателя за аналогичный период 2009 года (46,9 млн. тонн), попутного нефтяного газа - 1,6 млрд. куб. метров, что меньше 2009 года на 1%. При этом необходимо отметить, что на долю Ханты-Мансийского района по итогам 2010 года приходится 17% от общей добычи нефти по округу и 9% от добычи нефти по Российской Федерации.
По оценке, в 2011 году добыча нефти составит 44 млн. тонн, снизившись по сравнению с 2010 годом на 2%. На прогнозный период планируется, что объемы добычи углеводородного сырья к концу 2014 года по нефти составят 44 млн. тонн, снизившись по сравнению с 2010 годом на 2%, по газу - 3,0 млрд. куб. м, увеличившись к 2010 году почти в 2 раза. Учитывая, что стоимостные показатели формируются, в основном, за счет нефтедобычи (удельный вес - 92% в общем объеме отгруженной продукции), к 2014 году по 2 варианту объем отгрузки составит 136,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 0,4%.

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Ханты-Мансийского района - это 51000 гектаров сельскохозяйственных угодий, более 200 рабочих мест, более 500 млн. рублей валовой продукции. На территории района развиваются, практически, все отрасли сельского хозяйства: картофелеводство, овощеводство, кормопроизводство, молочное и мясное скотоводство, свиноводство, кролиководство.
2010 год для АПК района - это очередной этап развития агропромышленного производства, когда достигнуты ощутимые результаты. Почти по всем отраслям наметились положительные тенденции, есть определенные успехи в отрасли животноводства, растениеводства, неплохие показатели имеет рыбодобывающая отрасль.
В 2010 году предприятиями всех форм собственности получен валовой сбор картофеля - 7977,8 тонн, или 9,5% объемов Югры, что на 1,5% больше уровня 2009 года. По оценке, в 2011 году сбор картофеля составит 7990 тонн, сохранившись на уровне 2010 года. Максимальный рост сбора картофеля прогнозируется в 2014 году - 8500 тонн, или на 6,5% выше 2010 года, который возможен при расширении посевных площадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах "Воронцова" (с. Батово) и "Белкиной" (д. Лугофилинская).
За 2010 год хозяйствами всех категорий собрано овощей 2208,5 тонн, или 12% объемов Югры, что на 10% больше уровня 2009 года за счет увеличения на 10% посевных площадей и роста урожайности на 1,7% в сравнении с уровнем 2009 года. Наибольший удельный вес в общем объеме производства овощных культур занимают личные подсобные хозяйства, на их долю приходится 93,6%. По оценке, в 2011 году сбор овощей составит 2100 тонны, снизившись по сравнению с 2010 годом на 5%. В 2014 году сбор овощей прогнозируется в объеме 2250 тонн, увеличение по сравнению с 2010 годом составит 2%.
Производство мяса по району составило 605,9 тонн, или 8% объемов Югры, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 7%. Данный рост был обеспечен за счет увеличения на 40% производства мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах. По оценке, в 2011 году производство мяса составит 615 тонн, увеличившись на 1,5% по сравнению с 2010 годом. В 2014 году производство мяса прогнозируется на уровне 750 тонн, или с ростом к 2010 году на 24%.
Производство молока по району в 2010 году предприятиями всех форм собственности составил 4972,2 тонн, или 23% объемов Югры, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 4,9%. Производство молочной продукции составило 2744 тонны, что на 0,5% больше уровня 2009 года. По оценке, в 2011 году производство молока составит 4995 тонн, увеличившись на 0,5% по сравнению с 2010 годом. По валовому надою молока на 2014 год прогнозируется увеличение до 6300 тонн, по производству молочной продукции - до 3500 тонн, или с ростом к 2010 году 27% и 28% соответственно.
Увеличение объемов производства мяса и молока предполагается достичь посредством реализации инвестиционных проектов по строительству животноводческих помещений. К 2014 году в районе с участием средств бюджета автономного округа планируется построить 9 животноводческих ферм. Реализация данных проектов потребует приобретения маточного поголовья коров и скота мясных пород, что в конечном итоге окажет свое влияние на рост численности поголовья крупного рогатого скота по району. К 2014 году поголовье крупного рогатого скота составит 2,6 тыс. голов, в том числе коров - 1,65 тыс. голов, что на 41% и 62% соответственно выше уровня 2010 года.

Инвестиционный климат
Объем инвестиций в основной капитал в районе в 2010 году составил 41,1 млрд. рублей, снизившись в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом на 7,9%. Инвестирование в экономику района также носит монопрофильный характер (почти 90% инвестируется в отрасль, связанную с добычей полезных ископаемых), со снижением добычи нефти, соответственно, произошло и снижение инвестиций. Из общего объема инвестиционных вложений - 88% приходится на собственные средства предприятий, или 36 млрд. рублей, 4% - бюджетные средства, или 1,8 млрд. рублей, и 8% - прочие средства, или 3,3 млн. рублей.
Бюджетные инвестиции в 2010 году, за исключением средств по областной программе "Сотрудничество", составили 139,7 млн. рублей, или 11% к расходам бюджета района. При этом необходимо отметить, что в 2010 году объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, составил 1,1 млрд. рублей, что на 15,8% выше, чем в 2009 году, в т.ч. по проектно-изыскательским работам сумма незавершенного строительства - 92,2 млн. рублей. Большой объем незавершенного строительства сложился, в основном, за счет незавершения строительства больницы, газификации населенных пунктов, строительства полигона ТБО.
По оценке, в 2011 году объем инвестиций составит 51,7 млрд. рублей, в сопоставимых ценах увеличившись по сравнению с 2010 годом на 16,4%. К концу прогнозного периода 2014 года инвестиции в основной капитал по 2 варианту составят 68,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 годом на 15,5%. Несмотря на снижение добычи нефти прогнозируется активное инвестирование газодобычи и не - нефтяных отраслей экономики района.

Рынок товаров и услуг
Потребительские расходы населения в районе в 2010 году составили 1,7 млрд. рублей, в том числе розничный товарооборот - 1,2 млрд. рублей, платные услуги - 0,3 млрд. рублей, оборот общественного питания - 0,2 млрд. рублей, при этом уровень потребления населением товаров и услуг в расчете на душу населения составил 87,5 тыс. рублей, или 7,3 тыс. рублей в месяц (18,9 тыс. рублей - Югра). Почти третью часть объема на рынке товаров и услуг Ханты-Мансийского района обеспечили предприятия малого бизнеса. Объем розничного товарооборота и общественного питания в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом на 20% и 17% соответственно, аналогичные тенденции сложились и по Югре, снижение составило 9% и 8% соответственно.
На территории Ханты-Мансийского района в 2010 году осуществляло свою деятельность 549 субъектов малого предпринимательства, из них 118 малых предприятий и 431 индивидуальный предприниматель. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года рост составил 14%, или 68 субъектов. Необходимо отметить, что на территории района в 2011 году было проведено выборочное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства, по итогам которого было откорректировано количество субъектов в сторону уменьшения.
Общественное питание на территории Ханты-Мансийского района имеет слабо развитую сеть. Только три сельских поселения Горноправдинск, Цингалы и Луговской имеют предприятия общедоступной сети. Остальные объекты питания находятся на межселенных территориях. Питание работников нефтедобывающей отрасли осуществляется в предприятиях общественного питания закрытой сети.
По прогнозным расчетам к 2014 году потребительский спрос на территории района будет иметь активную тенденцию роста по общественному питанию и платным услугам и по 2 варианту составит 0,2 млрд. рублей и 0,4 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах к уровню 2010 года на 9,5% и 10,4% соответственно. Вместе с тем оборот розничной торговли к 2014 году составит 1,5 млрд. рублей с дальнейшим снижением сопоставимых темпов роста на 2,4% по сравнению с 2010 годом. Оборот средних и малых предприятий к 2014 году составит 1,5 млрд. рублей, вклад в развитие потребительского рынка составит 70% (2010 год - 65%). Увеличение доли малого бизнеса в сфере потребительского рынка предполагается обеспечить за счет дальнейшей поддержки субъектов предпринимательства.

Денежные доходы и расходы населения
По итогам 2010 года доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня, составила 16%, в то время как по автономному округу - 10,7%. В муниципальном образовании из общей численности населения 5 часть - это бедное население. Это самый высокий показатель среди территорий автономного округа, за исключением Советского и Октябрьского районов.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 43,6 тыс. рублей, что соответствует окружному уровню или 5 место среди муниципальных образований автономного округа. Такой уровень заработной платы формирует нефтедобывающий комплекс, большая часть работников которого проживает за пределами района.
Учитывая прогнозные показатели, связанные с производственной деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, фонд заработной платы на прогнозный период будет иметь тенденцию к увеличению, которая будет обеспечена ростом инфляционной составляющей и дальнейшим увеличением среднесписочной численности работающих. К 2014 году по 2 варианту фонд заработной платы составит 9,1 млрд. рублей, увеличившись к 2010 году на 32%, при этом размер среднемесячной заработной платы составит 51 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 12%.

Финансы
Налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского района, обеспечили поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ в 2010 году - 4662 млн. рублей. В основном поступления сложились за счет налога на имущество организаций, который составил 3323,5 млн. рублей, или 71%, и налога на доходы физических лиц в объеме 913,7 млн. рублей, или 20%. Таким образом, более 90% налоговых поступлений формируются за счет двух налогов на доходы физических лиц и имущества организаций.
По оценке, в 2011 году налоговые платежи в бюджетную систему составят 5895 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 26%. На прогнозный период до 2014 года планируется увеличение налогооблагаемой базы Ханты-Мансийского района, а соответственно, и поступлений в бюджетную систему РФ до 8233 млн. рублей, или с ростом к 2010 году на 90%.
Исходя из сложившихся нормативов отчислений по бюджетообразующим налогам района (60% - единый сельскохозяйственный налог, 100% - земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, государственная пошлина; 90% - специальные налоговые режимы; 52,3% (с 2012 года - 61%) - налог на доходы физических лиц), действующего налогового законодательства и сложившейся системы межбюджетных отношений, налоговые доходы консолидированного бюджета района, по оценке, в 2011 году составят - 520 млн. рублей, по 2 варианту в 2012 году - 638 млн. рублей, в 2013 году - 685 млн. рублей, в 2014 году - 745 млн. рублей.
Таким образом, отчетный период развития Ханты-Мансийского района показывает, что структура экономики района носит монопрофильный характер, связанный с добычей углеводородного сырья, при этом уровень жизни населения отличается от уровня, сложившегося в целом по автономному округу. Изменение структуры экономики и достижение показателей 2 варианта прогнозного периода возможно при активной политике органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, направленной на диверсификацию структуры экономики территории.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru