Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2011 г. по делу № А14-1861/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26.08.2011 г.
Закрытое акционерное общество "А" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к администрации Павловского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, администрация) с заявлением о признании незаконным отказа муниципального отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области в предоставлении земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, занятого гидротехническим сооружением, в собственность ЗАО "А", обязании администрацию Павловского муниципального района Воронежской области заключить с ЗАО "А" договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Заявитель неоднократно уточнял требования, в итоге просил суд признать незаконным решение комиссии по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории Павловского муниципального района при администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 09.12.2010 года, протокол № 43 от 09.12.2010 года об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, занятого гидротехническим сооружением, в собственность ЗАО "А" и обязать муниципальный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области направить в месячный срок в адрес ЗАО "А" проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Суд, в порядке ст. 49, 159 АПК РФ уточненные требования заявителя принял к рассмотрению.
Определением от 28.07.2011 г. по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен муниципальный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области (396422, Воронежская область, <...>) (далее - МОУМИ).
Представитель Администрации Павловского муниципального района Воронежской области и МОУМИ требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 26.08.2011 г. 12 час. 00 мин.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи № 1095 от 21.10.2010 г., заключенным с гр. С., свидетельством о государственной регистрации права <...> ЗАО "А" принадлежит на праве собственности гидротехническое сооружение площадью 57000 кв. м инв. № 16799, лит. 1А, расположенное по адресу: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>.
Так как права на земельный участок под гидротехническим сооружением на каком-либо праве ЗАО "А" не оформлены, 24 ноября 2010 года заявитель обратилось в администрацию Павловского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, на котором расположено приобретенное гидротехническое сооружение.
Письмом от 17.12.2010 года № 956 муниципальный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района сообщил заявителю о принятом Комиссией решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по следующим причинам:
- в соответствии с подпунктами 3, 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте;
- в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, в границах территорий общего пользования;
- администрация Павловского муниципального района Воронежской области обязана заключить с С. договор купли-продажи земельного участка площадью 5,7 га, кадастровый номер <...> (решение Павловского районного суда Воронежской области от 16.09.2010 года).
Полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка является незаконным и нарушает права ЗАО "А", как нового собственника ГТС, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пунктам 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2007 г. № 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно перечню, утвержденного Приказом Минэкономразвития № 370 от 30.10.2007 г. к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с положением о комиссии по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Павловского муниципального района Воронежской области, утвержденного Постановление администрации Павловского муниципального района № 608 от 23.10.2009 г. (с изменениями), данная комиссия является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно положению о муниципальном отделе по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области, утвержденным постановлением главы Павловского муниципального района от 28.03.2008 г. № 027 МОУМИ является уполномоченным органом по приему заявок на приватизацию земельных участков, подготовке соответствующих пакетов документов по отчуждению земельных участков, осуществляет контроль выполнения условий приватизации.
Как усматривается из материалов дела на рассмотрение вопроса о приватизации спорного земельного участка заявитель представил Комиссии полный пакет документов.
Отказывая заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка, комиссия по распоряжению земельными участками указывает на то обстоятельство, что указанный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте; запрещается приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, в границах территорий общего пользования; а также ссылается на обязанность администрация Павловского муниципального района Воронежской области заключить с С. договор купли-продажи земельного участка во исполнение решения Павловского районного суда Воронежской области от 16.09.2010 года.
Однако, в порядке ст. 200 АПК РФ, доказательств, свидетельствующих что спорный земельный участок ограничен в обороте, является территорией общего пользования, в связи с чем не подлежит приватизации ни представитель администрации, ни МОУМИ суду не представил.
Ссылка заинтересованных лиц на то обстоятельство, что спорный земельный участок должен быть предоставлен по решению Павловского районного суда от 16.09.2010 г. гр. С. суд считает несостоятельной, поскольку гр. С. по договору купли-продажи от 21.10.2010 г. передал право собственности на спорное ГТС заявителю.
Указание МОУМИ на то обстоятельство, что заявитель неправомерно испрашивает земельный участок площадью 57372 кв. м, тогда как площадь зарегистрированного объекта недвижимости составляет 57000 кв. м, суд считает также несостоятельной.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 названного Кодекса.
Частью 3 ст. 33 ЗК РФ определяет, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из материалов дела спорный участок прошел кадастровый учет и соответствующие согласования его границ, и Постановлением главы администрации Павловского муниципального района Воронежской области осуществлен выдел земельного участка заявителю в размере 57372 кв. м.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что размер спорного земельного участка определен как необходимый для дальнейшей эксплуатации, расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, при этом доказательств превышения размера испрашиваемого земельного участка нормам отвода земель заинтересованные лица суду не представили.
При указанных обстоятельствах следует признать решение комиссии по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории Павловского муниципального района при администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 09.12.2010 года, протокол № 43 от 09.12.2010 года об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, занятого гидротехническим сооружением, в собственность ЗАО "А" незаконным и противоречащим положениям ст. 36 ЗК РФ.
Учитывая изложенное требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованных лиц в равных долях.
Руководствуясь статьями 7 - 11, 65, 110, 167, 170, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение комиссии по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории Павловского муниципального района при администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 09.12.2010 года, протокол № 43 от 09.12.2010 года об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, занятого гидротехническим сооружением, в собственность ЗАО "А", как не соответствующее ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Обязать муниципальный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области направить в месячный срок в адрес ЗАО "А" проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер <...>, местоположение: Воронежская область, Павловский район, южная часть кадастрового квартала <...>, площадью 57372 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с муниципального отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области и администрации Павловского муниципального района Воронежской области в пользу ЗАО "А" 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины в равных долях.
Решение может быть обжаловано в 19 арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru