Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. по делу № А14-5167/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "28" июля 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме "29" июля 2011 года.
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Р" (заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области о признании недействительными запись в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ГРН <...> от 19.08.2010 г. и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 36 № <...> от 19.08.2010 г. в отношении МУП городского округа город Воронеж "Р" о начале реорганизации в форме преобразования.
Заявитель ходатайствовал об уточнении требований и просил суд признать незаконным и нарушающим права и законные интересы МУП "Р" в сфере предпринимательской деятельности действие (бездействие) инспекции, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ записи о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом вместо записи о нахождении МУП "Р" в процессе реорганизации в форме преобразования, а также обязании налоговый орган на основании ранее поданного сообщения осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом вместо записи о нахождении МУП "Р" в процессе реорганизации в форме преобразования.
Судом, в порядке ст. 49, 159 АПК РФ приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.07.2011 г. по 28.07.2011 г. 11 час. 00 мин.
МИФНС № 12 по ВО требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 16.08.2010 г. МУП "Р", во исполнение Постановления Администрации городского округа город Воронеж № 670 от 30.07.2010 г. "О реорганизации МУП городского округа город Воронеж "Р" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области с заявлением о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.
На основании вышеназванного заявления, 19.08.2010 г. в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом внесена запись с присвоением ГРН <...>.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № 275 от 25.03.2011 г. "Об отмене постановления главы городского округа город Воронеж от 30.07.2010 г. № 670" отменена реорганизация МУП "Р".
В связи с отменой реорганизации МУП "Р", заявитель обратился в инспекцию с сообщением № 12 от 21.04.2011 г., в котором просил внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
МИФНС № 12 по Воронежской области, письмом № 03-09/3333 от 17.05.2011 г. сообщило, что действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрен порядок отмены процедуры реорганизации, в связи с принятием такого решения уполномоченным органом.
Полагая бездействие налогового органа незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13.1 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе № 129-ФЗ не предусмотрена.
Однако, названный Закон не содержит и положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации по волеизъявлению общего собрания участников или единственного участника реорганизуемого общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом (пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Каких-либо ограничений в принятии решений юридическим лицом (по своему волеизъявлению) в российском законодательстве не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, ситуация, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов общества, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления общества.
При этом отсутствие в Законе № 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения общества в общем порядке, установленном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления общества, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9 Закона № 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку предприятие свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
Таким образом, оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствует закону и нарушают права и законные интересы МУП "Р" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине в размере 2000 руб., в порядке ст. 110 АПК РФ, относятся на МИФНС России № 12 по Воронежской области и подлежат взысканию в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 7 - 11, 49, 65, 110, 167 - 170, 180, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области по отказу муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Р" ОГРН <...> во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, касающихся статуса юридического лица (действующее), как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Р" путем внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, расположенной по адресу: г. Воронеж, <...> (зарегистрирована в ЕГРЮЛ <...>), в пользу муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Р" ОГРН <...>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru