АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. по делу № А14-5167/2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена "28" июля 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме "29" июля 2011 года.
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Р" (заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области о признании недействительными запись в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ГРН <...> от 19.08.2010 г. и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 36 № <...> от 19.08.2010 г. в отношении МУП городского округа город Воронеж "Р" о начале реорганизации в форме преобразования.
Заявитель ходатайствовал об уточнении требований и просил суд признать незаконным и нарушающим права и законные интересы МУП "Р" в сфере предпринимательской деятельности действие (бездействие) инспекции, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ записи о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом вместо записи о нахождении МУП "Р" в процессе реорганизации в форме преобразования, а также обязании налоговый орган на основании ранее поданного сообщения осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом вместо записи о нахождении МУП "Р" в процессе реорганизации в форме преобразования.
Судом, в порядке ст. 49
, 159
АПК РФ приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.07.2011 г. по 28.07.2011 г. 11 час. 00 мин.
МИФНС № 12 по ВО требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 16.08.2010 г. МУП "Р", во исполнение Постановления Администрации городского округа город Воронеж № 670 от 30.07.2010 г. "О реорганизации МУП городского округа город Воронеж "Р" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области с заявлением о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.
На основании вышеназванного заявления, 19.08.2010 г. в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом внесена запись с присвоением ГРН <...>.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № 275 от 25.03.2011 г. "Об отмене постановления главы городского округа город Воронеж от 30.07.2010 г. № 670" отменена реорганизация МУП "Р".
В связи с отменой реорганизации МУП "Р", заявитель обратился в инспекцию с сообщением № 12 от 21.04.2011 г., в котором просил внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
МИФНС № 12 по Воронежской области, письмом № 03-09/3333 от 17.05.2011 г. сообщило, что действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрен порядок отмены процедуры реорганизации, в связи с принятием такого решения уполномоченным органом.
Полагая бездействие налогового органа незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13.1
Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе
№ 129-ФЗ не предусмотрена.
Однако, названный Закон
не содержит и положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации по волеизъявлению общего собрания участников или единственного участника реорганизуемого общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1
Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом (пункт 2 статьи 49
Гражданского кодекса Российской Федерации). Каких-либо ограничений в принятии решений юридическим лицом (по своему волеизъявлению) в российском законодательстве не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 5
Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Согласно пункту 4 статьи 5
Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1
и 2 настоящей статьи
сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1
и 2 настоящей статьи
, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, ситуация, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов общества, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления общества.
При этом отсутствие в Законе
№ 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения общества в общем порядке, установленном статьей 9
Закона № 129-ФЗ.
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления общества, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9
Закона № 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку предприятие свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
Таким образом, оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствует закону и нарушают права и законные интересы МУП "Р" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине в размере 2000 руб., в порядке ст. 110
АПК РФ, относятся на МИФНС России № 12 по Воронежской области и подлежат взысканию в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 7
- 11
, 49
, 65
, 110
, 167
- 170
, 180
, 198
- 201
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области по отказу муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Р" ОГРН <...> во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, касающихся статуса юридического лица (действующее), как не соответствующее Федеральному закону
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Р" путем внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что МУП "Р" является действующим юридическим лицом.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, расположенной по адресу: г. Воронеж, <...> (зарегистрирована в ЕГРЮЛ <...>), в пользу муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Р" ОГРН <...>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.