Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 1 апреля 2012 года

ПЛАТЕЖНЫЕ АГЕНТЫ

Вопрос: Каким образом уведомить налоговую инспекцию о смене места установки ККТ, используемой в составе платежного терминала?
Ответ: Особенностью регистрации ККТ, входящей в состав платежного терминала (банкомата), является точное определение места установки ККТ, в понятие которого входит подробное описание места расположения конкретного платежного терминала (банкомата) с возможностью его идентификации.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
Исполнение налоговыми органами государственной функции по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрации ККТ осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Основания для перерегистрации ККТ указаны в форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (ред. от 21.11.2011), которая используется также и для случаев перерегистрации ККТ. В перечне приведенных в форме заявления возможных причин для перерегистрации указано, в том числе, изменение адреса места установки ККТ.
Для перерегистрации ККТ платежный агент представляет в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирована данная ККТ, следующие документы (п. 16 Положения и п. 28 Административного регламента):
- заявление о перерегистрации ККТ;
- паспорт ККТ, подлежащей перерегистрации;
- карточку регистрации ККТ.
Налоговая инспекция должна:
- перерегистрировать ККТ после получения соответствующего заявления и комплекта необходимых документов (п. 18 Административного регламента);
- перефискализировать ККТ (в случае изменения реквизитов);
- сделать отметку о перерегистрации в паспорте ККТ и заверить ее печатью территориальной налоговой инспекции;
- внести изменение в книгу учета ККТ;
- заменить регистрационную карточку, приведя ее содержание в соответствие с новыми реквизитами.
В соответствии с п. 47 Административного регламента при перерегистрации ККТ отпечатывается фискальный отчет за весь период эксплуатации контрольно-кассовой техники.
Карточка регистрации ККТ должна храниться у пользователя в течение всего срока эксплуатации ККТ по месту ее установки (п. п. 44 и 45 Регламента). Форма карточки утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (в ред. от 21.11.2011) и содержит информацию об использовании ККТ в составе платежного терминала (банкомата), номер платежного терминала (банкомата), адрес установки.
Обращаем внимание, что несоответствие места установки контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала (банкомата), указанного в карточке регистрации ККТ, месту фактического осуществления приема платежей является основанием для привлечения платежного агента к административной ответственности, предусмотренной в ч. 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Вопрос: В случае если в платежном терминале, оснащенном ККТ, закончилась бумажная лента для печати кассового чека, появляется сообщение о невозможности отпечатать чек. При этом есть возможность произвести платеж. Является ли данный факт нарушением, если для совершения платежа без выдачи чека требуется согласие плательщика, выраженное в нажатии определенной кнопки?
Ответ: В соответствии с п. 3 статьи 12 Закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон № 103-ФЗ) платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
На основании части 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в том числе, печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Кроме этого, в соответствии с ч. 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
Следовательно, обязанность выдачи чека при осуществлении платежей через платежные терминалы закреплена законодательно.
Контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы Законом № 54-ФЗ, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 21.11.2011) "О налоговых органах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ налоговые органы: проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков, налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Закона.
Ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники или применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП.
Таким образом, когда в момент получения денежных средств на экране платежного терминала появляется предупреждение "чек не будет выдан, но платеж будет произведен", и кассовый чек при оплате услуг фактически не выдается, платежный агент подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП, что подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 14.12.2010 по делу № А72-4669/2010).
Вопрос: Какие банковские операции могут осуществляться платежным агентом по специальному банковскому счету платежного агента?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон № 103-ФЗ) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператором по приему платежей согласно п. 4 ст. 2 Закона № 103-ФЗ является платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а платежным субагентом согласно п. 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с ч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Частью 16 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
В соответствии с ч. 17 ст. 4 Закона № 103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Таким образом, законодателем определен исчерпывающий перечень операций, которые могут быть произведены по специальному банковскому счету платежного агента.
Вопрос: Возможно ли совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Сколько специальных банковских счетов следует открывать лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Возможно ли осуществление переводов денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Ответ: Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № 103-ФЗ и Федеральным законом № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ).
Вопрос: В случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств обязана ли кредитная организация принять данные документы и исполнить их?
Ответ: Поскольку специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Как установить лимит и вести кассовую книгу организации, являющейся платежным агентом?
Ответ: В соответствии с абзацем 3 пункта 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение) платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Согласно пункту 3.3 Положения при ведении организацией, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001 оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Пунктом 5.1 Положения определено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, организация, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги 0310004 ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В этой связи при проведении мероприятий по контролю за использованием специальных банковских счетов в отношении платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) налоговым органам следует учитывать, что указанные лица обязаны вести раздельный учет общей суммы принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и наличных денег, принятых при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru