Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

О СОБЛЮДЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ В 2011 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ

                                  Я  призываю все государства-члены принять
                                  конкретные  меры  по  решению  проблем, с
                                  которыми  сталкиваются  коренные  народы,
                                  включая  маргинализацию,  крайние   формы
                                  нищеты  и  утрату  земель,  территорий  и
                                  ресурсов. Странам следует также взять  на
                                  себя обязательство покончить с серьезными
                                  нарушениями  прав  человека,  с  которыми
                                  коренные  народы  сталкиваются  во многих
                                  частях света.

                                                                Пан Ги Мун,
                                      генеральный секретарь ООН, 09.08.2011

Идея гуманизма, зародившись несколько столетий назад, трансформировалась в общепризнанную мировым сообществом систему прав человека только ко второй половине XX в., а именно к 1948 г. - году принятия Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека.
Права коренных народов получили общемировое признание лишь в 2007 г. с момента принятия Организацией Объединенных Наций Декларации о правах коренных народов. Уже эта краткая хронологическая ретроспектива говорит о том, что человечество только вступило на порог признания прав и свобод коренных народов.
Конечно, и ранее в отдельных странах принимались нормативно-правовые акты, касающиеся правового статуса коренных или, как их еще называли, аборигенных, автохтонных, туземных, изначальных, первых народов. Но они не носили всеобщего, универсального, неделимого, взаимозависимого характера. Можно сказать, что мы являемся одновременно и свидетелями процесса признания прав коренных народов, и его активными участниками. От нас с вами - людей, не равнодушных к проблемам граждан, этносов и всего государства - будет зависеть, насколько быстро и полноценно коренные народы обретут свои права и свободы.
Именно в этом контексте осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае (далее - Уполномоченный).
Институту Уполномоченного чуть более трех лет. И правозащитнику северян предстоит еще многое сделать, чтобы заработать авторитет, обрести верных друзей, сторонников и последователей.
В становлении института большую роль играет активная помощь простых граждан, высших государственных лиц края, депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, муниципальных чиновников. И если первые помогают тем, что дают сигналы о нарушениях прав и свобод коренных народов, то вторые оказывают не менее важную правовую и организационно-управленческую помощь, а также моральную поддержку.
Институт Уполномоченного - это публичный орган. Гласность и открытость - залог эффективности деятельности Уполномоченного.
Принцип гласности заложен и в настоящем докладе. Обнародование нелицеприятных фактов не имеет цели опорочить отдельных чиновников, но служит сигналом к устранению нарушений прав граждан из числа коренных народов.
Доклад подготовлен на основании статьи 22 Закона Красноярского края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" и опирается на Конституцию РФ, основные международные правовые акты в области прав человека, законодательство РФ, Красноярского края, других субъектов РФ, в которых проживают коренные малочисленные народы, а также исторические нормативно-правовые акты.
Доклад адресован Губернатору Красноярского края, депутатам Законодательного Собрания Красноярского края, членам Правительства Красноярского края, Красноярскому краевому суду, прокуратуре Красноярского края, муниципальным органам власти, широкой гражданской общественности.
Доклад также будет направлен Уполномоченному по правам человека в РФ, Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Комитету по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Комитету по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Возможность ознакомиться с докладом будет предоставлена в краевой библиотеке, в библиотеках муниципальных образований Красноярского края, а также на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае: www.ombudsmankk.ru.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности" № 631-р от 8 мая 2009 года к местам традиционного проживания относятся:

┌─────────────────┬─────────────┬─────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐
│      Места      │Муниципальные│Городские│       Поселения        │    Населенные пункты   │
│  традиционного  │    районы   │ округа  ├─────┬─────────┬────────┼─────┬─────────┬────────┤
│ проживания КМН  │             │         │всего│городские│сельские│всего│городские│сельские│
├─────────────────┼─────────────┼─────────┼─────┼─────────┼────────┼─────┼─────────┼────────┤
│Места            │            6│         │   38│        4│      34│  103│        7│      96│








Несмотря на выделяемые средства бюджетов всех уровней, их недостаточно для того, чтобы обеспечить мерами государственной поддержки всех лиц из числа коренных малочисленных народов и субъектов их хозяйственной деятельности, имеющих право на получение мер государственной поддержки.
В рамках реализации законов края о наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов государственными полномочиями в области обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов (далее - законы), бюджетам данных муниципальных районов перечислены средства субвенции. Положениями данных законов установлена обязанность перед исполнительно-распорядительным органом представлять отчеты об использовании средств субвенции и об исполнении переданных государственных полномочий главным распорядителям средств краевого бюджета. Однако уполномоченные органы местного самоуправления данных районов направляют отчетность с нарушением сроков ее представления, в связи с чем агентство как главный распорядитель средств краевого бюджета не может своевременно провести анализ качества исполнения переданных государственных полномочий. Кроме того, в отчетности указываются недостоверные данные.
Необходимо отметить, что уполномоченными органами местного самоуправления указанных муниципальных районов нерационально распределяется нагрузка по исполнению переданных полномочий в течение всего года, в результате на последние 1,5 - 2 месяца финансового года отнесена реализация ряда значимых мероприятий, исполнение которых возможно только в рамках № 94-ФЗ, предусматривающего соответствующую сложную и длительную процедуру и сроки. Это влечет за собой несвоевременное предоставление мер поддержки гражданам и ставит под угрозу освоение средств федерального и краевого бюджетов.
Органы местного самоуправления представляют заявку на финансирование на следующий период при наличии больших остатков неосвоенных средств на счетах, перечисленных в предыдущие периоды.
Трудновыполнимыми мероприятиями, на реализацию которых предусмотрены субвенции из средств краевого бюджета, в текущем году оказались:
для Таймыра:
мероприятие по предоставлению дополнительных мер медицинской помощи в виде медицинского обследования врачами узких специальностей и специалистами клинической и биохимической лабораторий гражданам в связи с тем, что при размещении конкурсной документации в соответствии с требованиями федерального законодательства в области осуществления государственных и муниципальных закупок первоначально никто из муниципальных учреждений здравоохранения не предложил реализовать данное мероприятие, так как в районных учреждениях здравоохранения не достает квалифицированных медицинских кадров - врачей узких специальностей, следовательно, пришлось размещать конкурсную документацию повторно, что повлекло нарушение графика исполнения данного мероприятия;
для Эвенкии:
мероприятие по предоставлению домашних северных оленей эвенкийской породы. Трудности возникли в выборе способа доставки 500 голов оленей от поставщика до их получателей в Эвенкии, торги состоялись лишь в ноябре 2011 г.;
мероприятие по обеспечению детей из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в общеобразовательных школах-интернатах, проездом от населенного пункта, в котором родители имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках) и обратно один раз в год авиационным видом транспорта.
Предложения по совершенствованию деятельности в отношении устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов.
В 2012 г. необходима поддержка в организации следующих мероприятий:
1. Деятельность по унификации краевого законодательства в целях предоставления одинаковых мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности, и субъектам их хозяйственной деятельности независимо от района проживания (в частности, строительство малоэтажных быстровозводимых жилых домов).
2. Разработка системы дополнительных мер социальной и экономической поддержки коренных малочисленных народов края.
3. Сокращение сроков согласования и принятия проектов законов края и нормативных правовых актов Правительства края.
4. Проведение работы по увеличению объемов финансирования мероприятий по поддержке коренных малочисленных народов за счет средств федерального и краевого бюджетов, в частности на грантовую поддержку, строительство малоэтажных быстровозводимых жилых домов и другие мероприятия.
В настоящее время выделяемые бюджетные средства не позволяют в достаточной мере влиять на развитие традиционных видов хозяйствования, социально-экономическое развитие мест проживания коренных малочисленных народов. В том числе поэтому не удалось добиться более эффективной отдачи от промысловой деятельности. На местах, приближенных к промыслам, нет производственной базы по первичной разделке продукции, требуют ремонта ледники-мерзлотники, низка техническая оснащенность труда. Многие промысловики пользуются старой, списанной, изношенной техникой, не состоящей на учете в органах государственной регистрации, и не имеют возможности получать ГСМ по льготным ценам.
5. Увеличение штатной численности агентства (с момента создания агентства в 2007 г. при ежегодном дополнении компетенции агентства и наделении инициативными функциями штатная численность не увеличивалась ни разу).
6. Проведение совместных обучающих семинаров представителей коренных малочисленных народов и субъектов их хозяйственной деятельности, так как недостаточная экономическая грамотность, информированность руководителей национальных общин, крестьянско-фермерских хозяйств и других организаций традиционных видов хозяйствования не позволяет многим из них участвовать в получении краевых грантов, пользоваться льготами как субъектам малого бизнеса, сельскохозяйственного производства.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 565 издано 09.12.2009, а не 09.05.2009.

7. Апробация Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.05.2009 № 565 (в компетенции министерства природных ресурсов Красноярского края).
8. Развитие государственно-частного партнерства в крае. Заключение трехсторонних соглашений между предприятиями, уполномоченным органом исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов о целевом финансировании мероприятий в целях устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов.
9. Передача на уровень органов местного самоуправления государственных полномочий по ведению учета сведений о лицах из числа коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, и субъектах хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
10. Создание единой информационной базы, содержащей сведения о мерах государственной поддержки, предоставляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края населению, проживающему в северных территориях края.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru